Interested Article - Каравак, Луи

Луи́ Карава́к (также Каравакк , Людовик Каравак , Люи Каравак ; фр. Louis Caravaque ; 31 января 1684 , Марсель , Королевство Франция 9 [20] июня или 15 [26] июня 1754 , по другим сведениям 1752 , Санкт-Петербург , Российская империя ) — французский живописец (в том числе миниатюрист ), значительную часть жизни работавший в Российской империи. Придворный художник трёх российских монархов: Петра Великого , Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны ; один из наиболее значимых представителей французской россики первой половины XVIII века.

Биография

Луи Каравак родился 31 января 1684 года в Марселе в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей . Пошёл по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа.

В 1715 году в Париже своими портретами привлёк внимание Жана (Ивана) Лефорта, с которым заключил контракт о работе в России на три года в качестве живописца и с дополнительным обязательством по обучению русских учеников .

«Работать в службе царского величества три года в живописи на масле для исторических картин, портретов, баталий, лесов, деревьев, цветов, зверей, также в самой малой суптильной живописи для портретов и исторических картин» и «взять в свою службу тех людей русского народу, которых его величество изволит ему дать для научения и обучения во всем, что касается до живописного художества»

С 1716 года проживал в России. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718 года, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 году он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет (известен по гравюрам) . В это царствование получал 500 рублей в год .

Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова , в собственном доме, подаренном ему в 1722 году Петром I . Также жил в Москве.

При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером» (сперва с окладом 1500 рублей, потом — 2000 рублей в год), исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне , и при Елизавете Петровне . Стал автором официального «апробированного» изображения Елизаветы в качестве новой императрицы. В мае 1743 года ему был поручен ответственный заказ — исполнить четырнадцать (или восемь) портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей . Участвовал в оформлении и её коронации.

Похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге .

Творчество

«Портрет цесаревны Натальи Петровны »
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны»

Портреты

Был придворным художником, автор многочисленных барочных портретов, «хотя и вялых по рисунку, но нарядных по колориту» ; написал несколько портретов Петра Великого, с которых сохранились гравюры; портреты царевен, Екатерины I , Анны Петровны и Елизаветы Петровны и др.

Художник он был, как пишут современники, не выдающийся, но, по отзыву Штелина , портреты его отличались необыкновенным сходством. Наиболее приятными являются его портреты детей; особо выделяются портреты Елизаветы и Петра Петровичей, чьи маленькие детские тела написаны обнажёнными в позах античных богов по традициям XVIII века, поклонявшегося античности.

  • «Портрет императора Петра I» (1717, ГРМ)
  • «Портрет императора Петра I» (1720-е, Президиум АН, Москва)
  • «Портрет Петра Великого» (ок.1725-1730, частное собрание, Россия)
  • «Петр I» (на фоне моря с союзными кораблями; 1716 (?), Центральный военно-морской музей, Петербург) (?)
  • «Портрет Екатерины I в пеньюаре» , ГРМ

дети Петра:

  • «Портрет цесаревен Анны и Елизаветы Петровны » , 1717, ГРМ
  • « Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве » , 2-я пол. 1710-х гг., ГРМ — будущая императрица изображена обнаженной, в позе античной богини Флоры. Сохранился и второй вариант этой картины, также находящийся в Русском музее
  • «Портрет царевича Петра Петровича в образе Купидона» , 1716, Эрмитаж
  • «Портрет цесаревны Натальи Петровны », 1722, ГРМ
  • «Портрет царевны Анны Петровны» , 1725, ГТГ
  • «Портрет царевны Анны Петровны» , музей Тропинина
  • «Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме»
  • «Портрет мальчика в охотничьем костюме» (Предположительно Петр II или Елизавета Петровна)

внуки Петра:

прочее:

  • «Портрет императрицы Анны Иоанновны » , 1730
  • «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны»
    «Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны», 1745

Батальный жанр и иконопись

Работал и в батальном жанре (эпизоды Северной войны : «Полтавская баталия» (1718), «Взятие Нотебурга» (1721), и др.; ряд картин батального жанра для дворца Екатерины I в Летнем саду .

  • «Полтавская баталия» , 1718, Эрмитаж

Иконопись: один из первых иностранных художников, писавших иконы для православных церквей (Благовещенская церковь в селе Сарском, 1724 ; церковь Зимнего дворца, 1725 ; Исакиевская церковь, 1725 ; Рождества Богородицы на Невском, 1747 ) — уже по заказу императрицы Елизаветы.

Декоративные работы

Декоративные работы: плафоны для царских резиденций, росписи, картоны для шпалер , рисунки для вышивок, а также для памятных медалей и монет (медаль на погребение императрицы Анны Иоанновны (1740, сер. рубль с портретом Иоанна VI Антоновича , 1740 и 1741 ) . Украшал временные триумфальные арки, составлял проекты праздников. Из этой категории произведений Каравака сохранилось очень мало, преимущественно в рокайльной манере:

Школа Каравака

В числе его учеников были Иван Вишняков , Алексей Антропов , Михаил Захаров . Он впервые в России организовал, по образцу иностранных академий, учебное рисование обнажённой натуры и копирование образцов старых мастеров .

Галерея

Примечания

  1. , с. 393; , с. 55; , с. 278–279.
  2. , с. 203–205; , с. 393.
  3. , с. 415.
  4. , с. 484–486.
  5. от 17 апреля 2008 на Wayback Machine
  6. В музеях Европы от 12 апреля 2008 на Wayback Machine детали скульптурного убранства кораблей, выполненного представителями семьи Караваков. В 1695 году представитель семьи Караваков был главным архитектором Марселя
  7. Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М. : Юрайт, 2015. — С. 125. — ISBN 978-5-9916-3527-1 .
  8. Успенский А.И. Словарь художников, в XVIII веке писавших в Императорских дворцах. — М., 1913. С. 95.
  9. . Дата обращения: 7 апреля 2008. 24 марта 2009 года.
  10. . Дата обращения: 24 октября 2012. 27 декабря 2021 года.
  11. Маркина Л. А. Немецко-русский художественный обмен середины XVIII века — аспект просветительской деятельности // Культура эпохи просвещения: Сб. статей / Российская Академия наук. — М., 1993. С. 143—145.
  12. (недоступная ссылка)
  13. БСЭ. Каравак, Луи
  14. , с. 55.

Литература

Первичные источники
  • Штелин Я. Я. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России : в 2 т. / [сост., пер. с нем., вступ. ст. К. В. Малиновского]. — Москва : Искусство, 1990. — 445, [1] + 244, [2] с. — ISBN 5-210-00147-4 . — OCLC .
Очерк жизни и творчества
  • Vasser L. Europäische Hofkünstler in St. Petersburg in der ersten Hälfte des 18. Jahrhunderts : Bildhauer Bartolomeo Carlo Rastrelli, Maler Johann Gottfried Tannauer und Louis Caravaque : [ нем. ] : ein Beitrag zur 'Europaisierung' Russlands / Larissa Vasser. — Berlin : Logos, 2015. — 429 S. : Ill. — ISBN 978-3-8325-3973-3 . — OCLC .
Каталог выставки
  • Портрет петровского времени : Каталог выставки / [Вступ. статья Э. Н. Ацаркиной и др. ; [Гос. Третьяковская галерея. Гос. Рус. музей]. — Л. : Б. и., 1973. — 282 с. : ил. — 6000 экз.
Словари и энциклопедии

Ссылки

Источник —

Same as Каравак, Луи