Храмовая пещера на горе Шушуния
- 1 year ago
- 0
- 0
Жертвенник на горе Эйва́ль (или жертвенник Иису́са На́вина ) — археологический памятник в Израиле на северо-восточном склоне горы Эйваль на высоте 785 метров над уровнем моря (вершина горы — 940 метров). Это место было впервые обнаружено группой во главе с археологом Адамом Зерталем 6 апреля 1980 года в рамках экспедиции по исследованию «холмов Менаше » — горной местности в Самарии . Систематические раскопки проходили с осени 1982 года до 1989 года под его же руководством. Зерталь датировал это сооружение последней четвертью XIII века до н. э. , то есть примерно тем временем, когда, согласно библейскому рассказу, евреи вступили в землю Ханаанскую , и идентифицировал его с жертвенником , описанным в Библии в книге Второзаконие ( ) и в книге Иисуса Навина ( ) .
Гора Эйваль имеет ступенчатый профиль. Найденное сооружение находится на северо-восточном склоне горы. Окруженное остатками стены, оно занимает площадь около 14 дунамов и до раскопок представляло собой большую груду камней, почти 30 метров в диаметре и 4 метра высотой. Насыпь была расположена в центре эллиптической площадки, ограниченной узкой каменной стеной. На площадке археологами было расчищено квадратное сооружение из больших неотесанных камней размером 8 на 8 метров, подъём к которому происходил по каменному пандусу . Перед возвышением были обустроены два мощенных камнем двора, а само оно было обнесено стеной. Внутри возвышения и вокруг него находятся слои пепла, в которых были найдены тысячи костей кошерных животных. Среди остатков этих жертвенных животных не было найдено костей свиней, ослов и собак — характерный признак еврейской принадлежности культового объекта .
Внутри этого объекта были найдены тысячи глиняных черепков, и классификация керамики однозначно привязывает сооружение к периоду израильского поселения в земле Ханаан — конец XIII века до н. э. Длительность активного использования объекта была определена примерно в 50 лет — в точном соответствии с библейской хронологией входа евреев в Ханаан. На всей горе площадью 1800 гектаров не было найдено других древних поселений .
Также на месте раскопок были обнаружены ритуальные сосуды, в том числе сосуды для благовоний, две египетские серьги и две каменных печати в виде египетского скарабея . Скарабеи были датированы последней четвертью XIII века до н. э. — временем фараона Рамсеса II .
Архитектурные особенности сооружения, период его возведения и расположение на горе Эйваль с очень высокой вероятностью позволяет отождествить его с жертвенником, описанным в Библии в книге Второзаконие ( ) и в книге Иисуса Навина ( ). Это строение в виде ступенчатого каменного строения с пандусом также в точности соответствует конструкции жертвенников всесожжения у евреев и более поздних эпох: жертвеннику в книге Иезекииля ( Иез. ) и жертвеннику Второго Храма , описанному в Мишне ( трактат Мидот , гл. 3), у Иосифа Флавия и в « Храмовом свитке » Мертвого моря .
Находка профессора Адама Зерталя разрушила теории так называемых « новых историков », утверждающих, что библейская история завоевания евреями Ханаана и история Иисуса Навина — это миф, не имеющий исторических подтверждений. По этой причине бо́льшая часть научного сообщества историков Израиля демонстративно проигнорировала открытие Зерталя и никто даже не попытался обследовать жертвенник. Также Зерталя обвинили в том, что его работа и трактовка её результатов были продиктованы якобы политическими мотивами для содействия поселенческой деятельности за « зеленой чертой ». Эти обвинения потрясли идеологически левого Зерталя, члена движения « Ха-шомер ха-цаир » .
Также против идентификации жертвенника выступили самаритяне , так как в их варианте книги Иисуса Навина жертвенник располагался на горе Гризим .
В ответ Зерталь организовал и провёл несколько академических диспутов и опубликовал подробный отчет о результатах раскопок, после чего к 2005 году мировая историческая наука приняла его выводы , хотя такая интерпретация находки продолжает подвергаться критике со стороны ряда археологов — например, Исраэля Финкельштейна и Кристофера Роллстона .
В 2022 году были опубликованы результаты исследования находки на горе Эйваль самой древней из найденных до сих пор надписей на иврите, что опровергает сторонников « библейской критики », представляющих Танах в качестве «поздней генерации еврейских текстов» и ложь об «израильской оккупации» этой земли .
Жертвенник находится в « зоне C » под полным контролем Израиля . В феврале 2021 года арабы из Палестинской автономии разрушили бульдозером одну из внешних стен жертвенника при прокладке новой дороги возле города Шхем . Часть древнего каменного забора, ограничивающего жертвенник, была арабами разобрана, а его камни раздроблены в щебень и использованы при строительстве дороги . Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу осудил вандализм, а президент Реувен Ривлин призвал к расследованию . Вскоре после этого региональный совет Самарии заложил камнями участок разрушенной стены, чтобы предотвратить дальнейшие повреждения.