Interested Article - Нусах сфарад
- 2020-03-11
- 1
Нусах сфарад ( ивр. נוסח ספרד , буквально — «испанский вариант», «испанский канон») — распорядок молитв , представляющий собой соединение обычаев ашкеназских евреев с учением лурианской каббалы . Вопреки названию, нусах сфарад используется не сефардами (потомками евреев, изгнанных из Испании в 1492 году), а ашкеназами в хасидских общинах. .
История
Каббалистическая школа, основанная в XVI веке Ицхаком Лурией (известен также под акронимом Ари) приобрела в еврейском мире большой авторитет и популярность. Так как Ари молился по сефардскому нусаху , то у многих появилось убеждение, что сефардский канон обладает большей духовной силой, чем ашкеназский . Вследствие этого некоторые каббалистические группы в Европе перешли на сефардский обряд, но вначале это не получило распространения, так как считалось, что еврею следует держаться обычаев своей семьи.
Ситуация изменилась в XVIII веке с появлением хасидизма . Из учения Ари хасиды сделали вывод, что, хоть и предпочтительно следовать обычаям предков, но в отношении молитвенного канона это не представляется возможным, так как каждый молитвенный канон предназначен для того или иного из двенадцати колен Израилевых , а у современных евреев информация о принадлежности к определённому колену утрачена. Однако, должен существовать некий универсальный канон для тех, кто своего колена не знает. В результате хасиды, введя в ашкеназский канон ряд элементов сефардского, создали универсальный «нусах сфарад». Утверждалось, что этот канон восходит непосредственно к Ари.
Распространение хасидизма привело к тому, что нусах сфарад стал основным молитвенным каноном в Восточной Европе, а затем — в ашкеназских общинах в Израиле. Среди сефардов нусах сфарад почти не получил распространения (сами сефарды называют его «нусах хасидим») В разных направлениях хасидизма возникали различные варианты этого канона, различающиеся количеством введённых в ашкеназский канон сефардских элементов. Так, например, вариант последователей Йосефа-Цви Душинского (нусах Махариц) максимально близок к ашкеназскому нусаху. Известен вариант, составленный Шнеуром Залманом из Ляд , первым ребе Хабада , имеющий собственное название «нусах Ари» (נוסח האר"י); в нём исправлен ряд грамматических ошибок, возникших из-за того, что в первых молитвенниках нусаха сфарад механически объединялись ашкеназская и сефардская версии текста молитв. Существуют варианты нусаха сфарад, которые почти не следуют обычаям Ари.
Отличительные черты
Нусах сфарад является по своей сути ашкеназским, но с добавлением ряда сефардских элементов:
- Тфилин не возлагаются в Холь ха-Моэд .
- Отдельное благословение на головную тфилу произносится только, если между возложением ручной и головной тфилы пришлось отвлечься на посторонний разговор.
- Благословение Барух ше-амар читается после псалма из 1Пар. , который, таким образом, не включается в состав Псукей де-зимра («стихов пения»), а присоединяется к «Седер корбанот» (описанию жертвоприношений ).
- Перед молитвой минха читается «Седер корбанот»; таким образом, этот отрывок читается дважды в день.
- Второе благословение перед Шма и утром, и вечером начинается со слов «любовью вечной».
- Второе благословение Амиды летом содержит упоминание о росе.
- Кдуша начинается со слов «мы будем превозносить и освящать Тебя» в шахарит и со слов «короной увенчают Тебя» в мусафе .
- Последнее благословение Амиды в минхе читается в полной форме (согласно нусаху Ари — всегда в полной форме) .
- Некоторые гафтарот отличаются от ашкеназского канона.
- Текст Кадиша включает упоминание о Машиахе (ויצמח פורקנה ויקרב משיחה — «и взрастит Он спасение, и приблизит приход Машиаха своего») — одно из самых известных отличий. Чернобыльские хасиды говорят ויצמח פורקניה ויקרב קץ משיחיה.
- В молитву включаются отрывки из Зогара — каббалистическая молитва «Брих шме» (отсутствует в ашкеназском каноне).
- В молитве Амида имеется ряд изменений текста в соответствии с каббалой.
- Ежедневно читаются исповедь и « тринадцать качеств милосердия » в таханун .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 4 августа 2022. 17 сентября 2021 года.
Ссылки
- — статья из журнала «Лехаим»
- 2020-03-11
- 1