Interested Article - Лоанго (гавань рабов)

Гавань рабов Лоанго ( фр. Ancien port d'embarkation des sclaves de Loango ; англ. Loango slavery harbour ) — является культурным объектом Республики Конго и была включена в предварительные списки Всемирного наследия в 2008—2009 годах.

Стела в память о количестве африканцев, вывезенных в Америку, из Республики Конго
Стела в память о количестве африканцев, вывезенных в Америку, из Республики Конго

Эта гавань находится в районе Хинда в департаменте Куилу и ограничена следующими территориями: на юго-востоке — небольшой деревней , на юге и юго-западе — Атлантическим океаном , на северо-западе — деревней Матомби, а на северо-востоке — небольшим городом , бывшим административным районом Бвали, столицей Королевства Лоанго .

Над гаванью возвышается древняя лагуна Чибете, которую почти полностью разрушила морская эрозия. Травянистая растительность в этом районе в основном состоит из деревьев малого размера, которые растут на песчаных почвах и подвержены морскому климату .

История

С 1500 по 1867 год суда трансатлантической работорговли перевезли почти 12,5 миллионов африканских рабов с побережья Африки в Америку и Карибский бассейн.

Нижеприведенная таблица содержит сводную информацию о различных точках на африканском побережье, где сбывались рабы, а также примерное количество проданных рабов:

Место Зона сбыта Количество Процент
1 Побережье Лоанго и побережье Анголы 5 694 574 45.48
2 Бенин 1 999 060 15.97
3 Биафра (и другие острова Гвинейского залива ) 1 594 560 12.73
4 Золотой берег 1 209 321 9.66
5 Сенегамбия 755 713 6.04
6 Восточное побережье и острова Индийского океана 542 668 4.33
7 Сьерра-Леоне 388 771 3.10
8 Кот-д’Ивуар 336 868 2.69
- Итого 12 521 300 100.00

Хотя Лоангское побережье является важным местом межкультурных обменов в современной истории и существенно способствовало развитию Атлантического региона через трансатлантическую работорговлю , ученые не проявляли большого интереса к изучению этой территории .

С 1980-х годов появилась интересная литература, но она была ограничена южной частью устья реки Конго , а именно Анголой , которую контролировали португальцы . Эти исследования были ориентированы на португальские деятельности и архивы, тем самым скрыли торговлю на побережье Лоанго, которое было своего рода «свободной зоной», где местные, британские , французские и голландские торговцы играли ключевую роль .

Если мы объединим данные Центральной Африки (Анголы и Лоанго) и Восточного побережья, то мы увидим, что около 6,2 миллиона рабов (примерно половина от общего числа) были привезены из стран, где говорят на языках банту .Различные порты Центральной Африки:

  • Побережье Лоанго
    • Кабинда
    • Устье реки Конго (Рио-Заир), разделительная линия между Лоанго и регионами Анголы.
    • Килоанго
    • залив Лоанго
    • Каконго
    • Маюмба
    • Сойо на южном берегу реки Конго
  • побережье Анголы
    • Амбона
    • Амбриш , чуть ниже Сойо на юге реки Логе.
    • Бенгела
    • Бенгела Велью (Старая Бенгела)
    • Кванза
    • Ново Редондо
    • Кикомбо
    • Салинас
    • Луанда , один из важнейших портов, через который с 16 по 19 века было отправлено более 1,3 миллиона рабов.

Из-за количества рабов, проходивших через его территорию в Америку, бывший порт отправки рабов Лоанго является одним из наиболее важных в Гвинейском заливе . Более 2 миллионов рабов из районов, которые сегодня составляют Чад , Анголу , южный Габон , Демократическую Республику Конго и нынешнюю территорию Республики Конго , прошли транзитом через эти области.

Зона свободной торговли

Путь рабов, Гавань Лоанго, Республика Конго .

До 1660 года европейские торговцы прибывали на побережье Лоанго, чтобы закупать ткани, слоновую кость, редкие породы древесины (такие как окуме и птерокарпус) и слоновые хвосты.

Ткани играли важную роль в повседневной жизни местных жителей, используясь не только для создания мебели и одежды, но и в различных церемониях, включая обряды инициации и погребения. Кроме того, ткани использовались в качестве обменной валюты.

Торговый порт залива Лоанго был одним из ключевых пунктов доступа для иностранных торговцев в 17 веке. Он находился всего в 10 километрах (6,2 милях) от Бвали, столицы королевства Лоанго. Торговцы сопровождали свои товары в Бвали, где надеялись получить аудиенцию у малоанго или встречу с королевскими чиновниками (мафуками), чтобы обсудить условия торговли .

Королевство Лоанго одновременно развивало торговлю как внутри своей территории, так и с соседними странами. Для этого использовались несколько морские пути, включая дорогу на север в Маюмбу, на восток в Малебо и на юг в Луанду, которые проходили через королевства Нгойо и Каконго. Эти пути были широко известными торговыми маршрутами .

С 1650 года в Лоанго начало уменьшаться влияние тканей из рафии, а на их место пришли ткани, импортированные из Европы и Вест-Индии . Голландские торговцы, которые недавно появились на побережье Лоанго, не проявляли большого интереса к рафии и предпочитали обменивать товары, такие как рабы , слоновая кость или медь , на западные ткани и одежду. Лоанго быстро приняло эти новые товары в дополнение к традиционным предметам торговли, таким как шкуры леопарда и королевские украшения .

Между 1660 и 1867 годами произошла замена внешней торговли товарами на торговлю людьми. Королевство Лоанго установило правила для своего обмена с купцами из Франции, Англии и Голландии, что создало конкуренцию между ними. Торговцы Лоанго предпочитали свои промышленные товары португальским, считая их качественнее и дешевле. Если их интересы были под угрозой, особенно со стороны португальцев, то королевство не колебалось вспомнить, что оно было хозяином на своей территории и могло торговать с кем угодно. Нарушение местных правил могло привести к мести для нарушителя, включая смерть или задержку снабжения кораблей товарами .

В это же время механизмы длительной торговли способствовали интеграции не менее 475 000 рабов в треугольные торговые потоки из портов побережья Лоанго, таких как залив Лоанго, Малемба и залив Кабинда . Оттуда вышли ещё 1,3 миллиона пленников на борту португальских, бразильских и американских судов между 1811 и 1867 годами. Это превратило побережье Лоанго в одну из пяти важнейших зон треугольной торговли на континенте Африки.

Фабрики

В то время фабрики, которые использовал европейский торговец как склад для хранения товаров, выгруженных с лодок перед продажей или для содержания рабов, ожидающих отправки в Америку, были не менее важны, чем склады и филиалы головной компании. Однако Королевство Лоанго, опасаясь дестабилизации соседнего Королевства Конго , не доверяло португальцам и не разрешало установку фабрик на своей территории, где были укрепления вдоль побережья Анголы .

Тем не менее, благодаря межличностным навыкам , голландские купцы смогли открыть фабрики в Маюмбе и в заливе Лоанго между 1608 и 1612 годами, чтобы производить шипы из меди и слоновой кости .

В 1624 году, когда голландцы начали конкурировать с португальцами в Луанде, губернатор португальской колонии попросил правителя Ма Лоанго закрыть голландские фабрики и изгнать их. В обмен на это он предложил купить все запасы слоновой кости и меди, обеспечить более высокое качество товаров, защиту от вражеских нападений и послать иезуитских священников для крещения Ма Лоанго в католическую веру. Однако Ма Лоанго отказался от таких условий и решил продолжать свои торговые отношения с обеими странами на равных условиях.

Таким образом, Ма Лоанго продолжал контролировать свою территориальную целостность, свои экономические и религиозные отношения с атлантическими державами. Его политический и экономический успех позволил ему расширить область своего влияния на север. В конце семнадцатого века, после отделения Королевства Конго, Лоанго расширил свое влияние на юг, заложив начало новой модели дорожной сети .

В наше время

Старая стела в память о количестве африканцев, вывезенных в Америку из Республики Конго.

Джозеф Кимфоко Мадунгу , который уже вышел на заслуженный отдых, ранее работал куратором в Музее Диоссо, расположенном неподалеку от гавани. Он был проводником для многих посетителей, желающих узнать больше об этом месте, которое превратилось в святилище дикой растительности. Несмотря на скромные средства, он увековечивал память о музее и его окрестностях на протяжении многих лет.

До сих пор порт сохранил следы трансатлантической торговли:

  • В 1897 году французский исследователь Пьер Саворньян де Бразза установил стелу, которая символизировала место отправления караванов и одновременно большой рынок всех сделок. Стела, высотой около 7 метров, потеряла свой видимый облик и рухнула в феврале 2002 года из-за отсутствия обслуживания .
  • Три манговых дерева, ранее использовались как стойки перед обрядом вокруг дерева забвения.
  • Дерево для ритуала забвения и одно для возвращения: Рабы прикованные цепями, делали семь кругов для женщин или девушек и девять кругов для мужчин, вокруг этого дерева. Дерево возвращения символизировало возможное возвращение духа умершего в Лоанго, когда он умер в Америке;
  • Пристань, которая представляла собой илистую отмель, заполненной травой, по-прежнему представляет собой спокойную часть, которая противостоит морской эрозии. Мелководный залив Лоанго не давала возможности кораблям причалить, поэтому они бросали якорь в 30 километрах от берега.
  • Триста лет назад двойной ряд манго, высотой около 30 метров, ограничивал последний путь, пройденный пленниками в их окончательном приближении к Атлантическому океану. Этот путь проходит по гребню холма и круто поворачивает к Атлантике, так что подход к морю осуществляется по прямой линии и заканчивается на склоне скал перед океаном .

Деревья манго имеют историческую связь с работорговлей. В XV—XVI веках португальские корабли доставили их в Центральную и Западную Африку из Индии и Юго-Восточной Азии вместе с другими экзотическими фруктами, такими как ананас, банан и многие другие. Эти фрукты были частью мировой торговли и служили не только в качестве еды, но и как символы колониализма и работорговли .

Согласно традиции, отец Рафаэль Нзау, глава католической миссии Лоанго, предоставляет два объяснения происхождения и символики манговых деревьев. Первое объяснение гласит, что рабы во время марша к побережью сбрасывали косточки манго, которые затем превращались в манговые деревья. Таким образом, манго символизировали их последнюю африканскую трапезу перед отъездом в Америку, которую они считали смертью. Во втором объяснении отец рассказывает, что манговое дерево было посажено теми, кто остался на земле Лоанго, в память о пропавшем рядом. Он также добавляет, что в настоящее время принято сажать дерево на месте похорон умершего человека .

Это место имеет значительное культурное значение, которое можно увидеть в слезах, которые вечно звучат у жителей, оставшихся на этом месте. Они вспоминают своих предков, оставшихся ждать своих возлюбленных, которые были разлучены от них, и которых они больше никогда не увидят. Этот бывший порт, который стал убежищем для своего исторического наследия, является ключевым элементом в понимании истории рабства .

Предварительный список объектов всемирного наследия

В 2008 году это место было добавлено в предварительный список всемирного культурного наследия в рамках проекта ЮНЕСКО «Путь рабов» . Однако с того времени почти ничего не было сделано, чтобы привести это место в порядок, что вызывает шок у многих посетителей, видя его в состоянии заброшенности.

Самуэль Мабандза, директор отдела наследия в департаменте Куилу, заявляет, что «конголезское государство не остается равнодушным к этой ситуации». Он сообщает о планах строительства африканского города искусств, окруженного музеями под открытым небом, чтобы улучшить старый порт, используемый для погрузки рабов. Он также отмечает, что это будет полезным для местных сообществ , но не даёт подробной информации о сроках реализации проекта.

См. также

Примечания

  1. UNESCO World Heritage Centre. (англ.) . UNESCO World Heritage Centre . Дата обращения: 3 мая 2023. 27 января 2023 года.
  2. Стейси Джин Мюриэль. Торговля и торговое сообщество побережья Лоанго в восемнадцатом веке. // Университет Халла : диссертация. — 2012. — Май. — С. 60 .
  3. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  4. Stacey Jean Muriel Sommerdyk. op. cit.. — С. 8.
  5. Chris Evans. . — University of Wales Press, 2010-09-01. — 143 с. — ISBN 978-1-78316-120-1 .
  6. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  7. Мартин Филлис. Конго: Сила и величие.. — 2015. — С. 58.
  8. Martin, Phyllis M. Cloth and Currency on the Loango Coast. Vol. XV.. — Indiana University, 1986. — С. 1—12.
  9. Stacey Jean Muriel Sommerdyk. op. cit.. — С. 85—87.
  10. Stacey Jean Muriel Sommerdyk. op. cit.. — С. 7.
  11. Birmingham, David. . — Cambridge University, 1981. — С. 53.
  12. (неопр.) . JeuneAfrique.com . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  13. (фр.) . RFI (3 октября 2014). Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  14. . www.aa.com.tr . Дата обращения: 3 мая 2023. 3 мая 2023 года.
  15. (амер. англ.) . Esclavage Memoire . Дата обращения: 3 мая 2023. 7 марта 2023 года.
Источник —

Same as Лоанго (гавань рабов)