Interested Article - Салафизм в Казахстане

Мусульмане на площади перед одной из казахстанских мечетей после пятничной молитвы

Салафизм в Казахстане — одно из исламских течений , распространённых среди мусульман Казахстана . Салафизм впервые появился в Казахстане в начале 1990-х годов и в основном распространён в западных регионах страны . С тех пор как официальное духовенство , так и светские власти Казахстана разными способами противодействуют распространению идей салафии. Точное количество салафитов в Казахстане доподлинно неизвестно, официальные власти сообщают о 15 тыс. приверженцах этого течения (2016). Последователей этого толка нередко именуют « ваххабитами », хотя сами салафиты себя так не называют.

Определение

Ислам — самая распространённая религия в Казахстане , мусульмане составляют 70 % населения страны. Большинство казахов причисляют себя к мусульманам , эта религия является частью национальной идентичности казахов . Впервые ислам начал распространяться в городах на юге современного Казахстане в VIII веке. Тюрки -кочевники, обитавшие на территории Казахской степи номинально приняли ислам в 1043 году. Джучиды Керей и Джанибек , основавшие Казахское ханство в XV веке, причисляли себя к мусульманам и считались таковыми во всём исламском мире . Однако практикующими мусульманами была лишь малая часть казахов, которая обитала в городах (в основном — торговцы), а кочевники-скотоводы были знакомы с постулатами веры и мусульманскими практиками достаточно поверхностно .

Салафизм является пуританским , буквалистским и ультраконсервативным исламистским течением внутри суннитского ислама . Термины «салафизм» и « ваххабизм » являются взаимозаменяемыми . Салафиты призывают к ориентированию на образ жизни « праведных предков » (ас-салаф ас-салихун) и отвергают все позднейшие религиозные нововведения, квалифицируя их как бид’а (ересь) . Салафиты Казахстана являются бескомпромиссными противниками суфийских течений , они резко осуждают почитание шейхов , посещение святых мест и другие суфийские практики, всё это расценивается ими как ширк (язычество) и бид’а .

Термин «салафиты» в современном Казахстане считается очень расплывчатым и так себя может назвать практически кто угодно. Из-за этого является затруднительным запретить столь трудно определимое течение . Иногда те, кого именуют «салафитами», предпочитают называть себя «настоящими» или «молящимися» мусульманами в противовес мусульманам «этническим» .

В Казахстане помимо названия «салафия» ( каз. сәләфилік, сәләфия ), в отношении салафитов широко применяются термины «ваххабизм» ( каз. уахабилік, уаһһабизм ) и «ваххабиты» ( каз. уахабилер, уахабистер, вахабистер, уаһһабшылар и др. варианты). Стоит отметить, что «ваххабитами» в Средней Азии называют любое исламское радикальное течение . Разделение же между «салафитами» и «ваххабитами» является искусственным, ведь все они считают себя приверженцами так называемой «чистой веры» — традиционного ислама без местной специфики .

История

Движение салафитов в Казахстане зародилось в начале 1990-х годов и было обусловлено принятием закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Также на распространение салафии повлияла казахстанская молодёжь, получившая религиозное образование за рубежом .

По свидетельству бывшего главного имама Мангистауской области Дуйсена Хасниязова, первые салафиты появились в этой области в 1994 году. В 1994—2006 годах салафия получила наибольшее распространение в Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях . Именно западные регионы страны считаются наиболее подверженными влиянию салафизма . По мнению Серика Караманова (прокурор ЗКО в 2012—2016 годах), это обусловлено близким расположением Западного Казахстана к кавказским регионам Российской Федерации и развитой трудовой миграцией в связи с добычей нефти и газа .

Из-за неприятия салафитами официального духовенства в лице Духовного управления мусульман Казахстана продолжается открытый конфликт между ДУМК и силовыми органами — с одной стороны и салафитами — с другой .

Начиная с конца 1999 года казахстанские власти начали преследование членов салафитских групп. В последующие годы стали известны случаи незаконного содержания под стражей, преследования и физического насилия над салафитами .

В 2011 году произошли первые теракты в истории современного Казахстана. В последующие годы имели место ещё несколько инцидентов подобного рода. По словам председатель КНБ РК Владимира Жумаканова, почти все эти события в той или иной мере связаны с салафитами .

В 2016 году, спустя несколько дней после теракта в казахстанском городе Актобе, глава Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил с заявлением по этому поводу, где сделал акцент на принадлежности террористов к салафитскому течению. После теракта в Алма-Ате в июле того же года, террорист был назван приверженцем салафизма, хотя до этого официальные власти предпочитали причислять террористов к неопределённым «радикальным течениям» . После этих инцидентов вновь была поднята тема законодательного запрета салафизма на территории Казахстана. Комитет по делам религий Министерства культуры и спорта РК не исключил, что салафизм может постичь судьба таких запрещённых в стране организаций, как « Хизб ут-Тахрир », « Джамаат Таблиг » и « ат-Такфир ва-ль-Хиджра » .

В 2017 году заместитель председателя Комитета национальной безопасности Нургали Билисбеков на заседании Правительства назвал салафитов «основой для формирования новых радикальных групп» и «социальной базы для распространения экстремистской идеологии». По его словам, за годы реализации программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму адресной профилактикой охвачено 90,7 % последователей «нетрадиционных религиозных течений», 70 салафитских лидеров и активистов были склонены к «лояльному отношению к ценностям казахстанского общества» .

Численность

В 2013 году Комитет национальной безопасности объявил, что в Казахстане насчитывается 24 «радикальных салафистских» джамаатов с 495 членами . В 2016 году председатель Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта Галым Шойкин рассказал, что в стране насчитывается около 15 тыс. приверженцев салафизма . По мнению политолога Талгата Мамыраимова, салафиты составляют примерно 5—10 % от числа практикующих мусульман Казахстана .

Внешние атрибуты

Официальные власти Казахстана и духовенство негативно относятся к внешним атрибутам, которые можно идентифицировать как выражение причастности к салафитскому течению. В 2018 году Министерство по делам религий и гражданского общества внесло на рассмотрение Мажилиса парламента поправки по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений, среди которых был запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков «деструктивных религиозных течений». По словам тогдашнего министра по делам религий и гражданского общества Нурлана Ермекбаева , к таковым можно отнести: одежду, закрывающую лицо ; «характерную» бороду и укороченные штаны .

Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты . По словам доктора философских и теологических наук ЕНУ Досая Кенжетая, казахстанские мужчины, носящие бороды , и женщины, одевающиеся в хиджаб , которых можно встретить в каждом населённом пункте страны, как правило, являются приверженцами салафизма .

Стоит отметить, что исламский пророк Мухаммед , как и иудеи и христиане- монахи того времени, отращивал бороду . Согласно хадисам , Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы» , «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников » .

Противодействие салафизму в Казахстане

Со стороны силовых структур

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв считает, что власти Казахстана склонны искать «противников конституционного строя и правопорядка» среди верующих. «Не исключено, что в лице салафитов они пытаются создать новый образ „врага“» — отметил Чеботарёв .

По мнению казахстанского политолога Талгата Мамыраимова, если бы в конфликт между «официальным» исламом и новыми течениями не включились силовые структуры , то конфликт так и остался бы на уровне дискуссий между ними. В результате этого вмешательства в тюрьмы стали попадать не только салафиты, но и приверженцы непризнанных официальным духовенством течений. Силовые меры властей стали главным катализатором террористической деятельности среди религиозных радикалов. Часто причиной терактов становились не религиозные убеждения, а месть силовым структурам, которые сажали радикалов в тюрьмы по сфабрикованным обвинениям (в дальнейшем сроки заключения увеличивались), а затем пытали их, запрещали совершать обязательную молитву , заставляли есть свинину и подвергали другим унижениям .

Для борьбы с салафизмом казахстанские власти возводят новые мечети, закрывают религиозные центры, где проповедовали салафиты (например, Саудовский культурный центр в Алма-Ате ); с помощью богословов и психологов на призывных пунктах выявляют новобранцев, подвергшихся влиянию салафизма; осуществляют мониторинг более 10 тыс. веб- сайтов на содержание экстремистского характера и блокируют доступ к более сотни таких сайтов в Интернете . Но несмотря на всё это, официального запрета на деятельность салафитов нет. «Не думаю, что они будут открыто, активно объединяться, попытаются зарегистрироваться официально, а если и попытаются — никто такой регистрации не допустит», — отметил представитель Национального центра культуры и религий при Агентстве по делам религий . Такого жёсткого контроля над салафитским движением как в Узбекистане и Таджикистане в Казахстане на сегодняшний день нет .

Со стороны официального духовенства

Духовное управление мусульман Казахстана не раз призывало к запрету салафизма на территории Казахстана. ДУМК было инициировано внесение поправок в закон «О религии», чтобы запретить все исламские течения в Казахстане, кроме ханафитского мазхаба . Однако, как отмечают эксперты, приверженность ханафитскому мазхабу не означает отказа от «радикальных» взглядов, чему свидетельствует тот факт, что большинство представителей Талибана и Аль-Каиды придерживаются именно этого мазхаба .

Согласно ДУМК, среди салафитов есть как радикальные (т. н. такфиристы ), так и умеренные (т. н. мадхалиты ), но все они представляют опасность из-за того, что «настраивают молодёжь против Духовного управления мусульман Казахстана, против имамов, против мечетей» .

Распространение и пропаганда

По словам представителей Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий (НИАЦ), распространение салафизма ведётся путём привлечения молодых казахстанцев к учёбе в зарубежные исламские центры и издания религиозной литературы на казахском и русском языках. Такая деятельность якобы развёрнута во всех областях Казахстана, особенно в дальних районах страны .

К числу наиболее известных и популярных проповедников салафизма в Казахстане причисляются: братья Наиль (Абу Салих) и Ринат (Абу Мухаммад) Зайнуллины, Назратулла Абдулкадиров (Абу Марьям) , Дильмурат Махамадов (Абу Мухаммад) , Уктам Заурбеков (Абу Абдуррахман) .

Примечания

  1. Ira M. Lapidus. . — Cambridge University Press , 2014. — P. 419. — 1020 p. — ISBN 9780521514309 . 12 октября 2016 года.
  2. Martha Brill Olcott . . — 2nd. — Стэнфорд: Hoover Press. — P. 18—19. — ISBN 9780817993535 . 12 октября 2016 года.
  3. Brigitte L. Nacos. . — Routledge, 2016. — P. 101. — 500 p. — ISBN 9781317279518 . 9 октября 2016 года.
  4. Jonathan Matusitz. . — Rowman & Littlefield, 2014. — P. 172. — 352 p. — ISBN 9781442235793 . 9 октября 2016 года.
  5. Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 204. — 315 с. — 50 000 экз. ISBN 5-02-016941-2 .
  6. А. К. Муминов. . — e-Islam, 14 октября 2014. 17 мая 2015 года.
  7. Андрей Соколов. . Казинформ (16 августа 2011). Дата обращения: 4 июля 2015. 24 сентября 2015 года.
  8. . — Радио Азаттык, 16.02.2009. 5 июля 2015 года.
  9. Жамбы Джусубалиева. . — Агым. 5 марта 2014 года.

    «Ваххабизм», такое название дается салафизму извне, но сами ваххабиты себя так не называют. В Средней Азии есть одна особенность. Как и в Индии ваххабитами там называют любое исламское радикальное течение.

  10. , с. 65.
  11. Торгын Нурсеитова. // Юрист. — 26 ноября 2013. 12 октября 2016 года.
  12. Михаил Васильев. Западный Казахстан подвержен влиянию салафитов – политолог Андрей Чеботарев. — Караван, 6 июня 2016.
  13. . — ИА Новости-Казахстан, 25.11.2013. 19 апреля 2015 года.
  14. Mariya Y. Omelicheva. . — Routledge, 2010. — 192 p. — (Central Asian Studies). — ISBN 9781136923715 . 4 марта 2016 года.
  15. Николай Иващенко. . — 365info.kz, 29 августа 2016. 5 октября 2016 года.
  16. Алексей Иконников. . — 365info.kz, 2016. 5 октября 2016 года.
  17. Дана Круглова. // Информбюро. — 25 июля 2016. 27 октября 2016 года.
  18. Уранкаева, Ж. (2017-04-04). . Казахстанская правда . из оригинала 24 апреля 2019 . Дата обращения: 24 апреля 2019 .
  19. . — Служба Центральных Коммуникаций при Президенте РК, 20 февраля 2013. 8 декабря 2015 года.
  20. Ренат Ташкинбаев. // TengriNews. — 10.06.2016. 7 августа 2016 года.
  21. Мамырханова, М. (2018-01-30). . Курсив . из оригинала 24 апреля 2019 . Дата обращения: 24 апреля 2019 .
  22. (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. 2 марта 2015 года.
  23. // Караван. — 22 июля 2016. 12 октября 2016 года.
  24. Jeffry R. Halverson. . — Palgrave Macmillan , 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581 . 9 августа 2017 года.
  25. Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259
  26. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. . — С. 63. 2 апреля 2015 года. . Дата обращения: 24 апреля 2019. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  27. Ботагоз Сейдахметова. . — Новое поколение, 8 августа 2008. 6 октября 2016 года.
  28. Jacob Zenn. // Terrorism Monitor. — Washington, DC: Jamestown Foundation , September 14, 2012. — Vol. X, Issue 17. — P. 7—10. 12 июля 2015 года.
  29. . Интерфакс -Казахстан (8 ноября 2011). Дата обращения: 4 июля 2015. 6 июля 2015 года.
  30. Самат Джумакадыров. . — Радио Азаттык, 08.12.2015. 9 декабря 2015 года.
  31. . — i-News.kz, 14 июля 2011. 5 июля 2015 года.
  32. Асылхан Мамашулы. . — Радио Азаттык, 27.11.2015. 12 декабря 2015 года.
  33. Евгения Сазонова. Радиоточка (4 февраля 2015). Дата обращения: 4 июля 2015. Архивировано из 5 июля 2015 года.
  34. Zakon.kz (23 сентября 2013). Дата обращения: 4 июля 2015. 5 июля 2015 года.
  35. Логотип YouTube (казах.) Хабар

Литература

  • Кадыржан Смагулов. // Центральная Азия и Кавказ. — 2011. — Т. 14 , вып. 3 . — С. 53—73 .
Источник —

Same as Салафизм в Казахстане