Interested Article - Буддийский катехизис

«Буддийский катехизис по канону Южного вероисповедания» ( англ. A Buddhist Catechism, according to the canon of the Southern Church ) — книга президента-основателя Теософского Общества Генри Олкотта . Написана в 1881 году ; 24 июля 1881 года одновременно были опубликованы сингальская и английская версии книги. Ещё при жизни автора была переведена на другие языки и опубликована в Индии, Бирме, Японии, Германии, Швеции, Франции, Италии, Австралии, Америке, России и других странах.

История написания

Л. А. Тихомиров писал, что «политика» Теософского общества по отношению к буддизму состояла в том, чтобы «оживить его, сблизить с европейскими точками зрения», несколько видоизменив его для «лучшей приемлемости» европейцами. Это была та задача, с которой Олкотт, по мнению Тихомирова, успешно справился.

По мнению Олкотта, буддисты-миряне Шри-Ланки были «абсолютно неосведомлены о величии» их собственной религии. Он также увидел, что они увлечены массой «небуддийских ритуалов», и что на острове «процветают антибуддийские институты», например, касты . Чтобы написать «Катехизис», Олкотт прочитал около десяти тысяч страниц книг о буддизме, в основном, английских и французских, и 5 мая 1881 года закончил первый вариант своего проекта, который он передал учёным монахам: преподобным и — поскольку Олкотт использовал французские и английские переводы буддийских текстов, могло показаться, что книга была ориентирована на западное представление о буддизме.

А. Н. Сенкевич заметил, что на Цейлоне Олкотт «развернул борьбу» за спасение национальной буддийской культуры от её христианизации с помощью местных отделений Теософского Общества . Как адвокат он оказывал содействие буддистам в отстаивании политическими средствами их прав и интересов. И самый большой авторитет среди буддистов Олкотт завоевал изданием в июле 1881 года «Буддийского катехизиса».

Одобрение и поддержка

, высший священнослужитель Шрипады и западных провинций Цейлона и директор-основатель , оказывал Олкотту поддержку в его деятельности, направленной на возрождение буддизма на острове; он же одобрил ( 7 июля 1881 года ) написанный Олкоттом «Буддийский катехизис».

Доктор философских наук М. С. Уланов писал, что с 1880 года теософы использовали буддийскую секцию Теософского Общества как инструмент для устранения различий в направлениях ланкийского буддизма. С целью объединения буддистов Олкотт написал свой «знаменитый "Буддийский катехизис", который к 1938 году выдержал 44 издания и был переведён на несколько десятков языков». В результате книга Олкотта стала «всемирно используемым учебным пособием по основам буддизма».

Теософы приложили немало усилий для объединения последователей махаяны и тхеравады , в результате чего в 1891 году произошло подписание представителями Северных и Южных буддистов разработанных Олкоттом "Четырнадцати Положений Буддизма".

Критика

, анализируя книгу Олкотта, писал:

В то время как сам Олкотт рассматривал свой «Буддийский катехизис» как "противоядие от христианства ", в него вошли явно христианские вопросы.
«9. В. Был ли Будда Богом ?
О. Нет. Буддийская дхарма учит, что нет "божественных" воплощений.
327. В. Принимают ли буддисты теорию, что всё сотворено из ничего Творцом ?
О. Мы не верим в чудеса и, следовательно, отрицаем творение и не можем представить себе создание чего-то из ничего».

Таким образом, якобы "нехристианский буддизм" Олкотта очень сильно напоминает либеральный протестантизм .

Л. А. Тихомиров отметил, что книга Олкотта является «далеко не правоверным» изложением буддийского учения, и была издана «после долгих прений с цейлонскими начётчиками».

В. Лесевич писал, что «нью-йоркское теософическое общество» считает себя обладающим какими-то «таинственными познаниями», будто бы сохранившимися с древнейших времён у некоторых «буддийских духовных лиц». Крайне любопытным документом, как он выразился, «этого таинственного буддизма» является составленный Олкоттом «катехизис», в котором тот изложил основы «теософобуддийского учения». Лесевич ставит точки над "и" в данном вопросе, сделав следующее замечание: «Какого рода публику могут они [теософы] уловлять, здесь можно видеть из остроумного разоблачения шарлатанских приёмов г-жи Блавацкой , взявшейся толковать о философии Платона и наболтавшей целую уйму всевозможной галиматьи».

Удитха Девапрайя (Uditha Devapriya) считает, что Олкотт написал «Буддийский катехизис» по образу и подобию католического катехизиса, после чего учредил буддийские школы, учебные программы которых копировали по форме программы христианских миссионеров. В результате всё вернулось к тем порядкам, с которыми он боролся, таким образом, буддизм, "основанный" Олкоттом, не был истинным буддизмом.

Русский перевод

В 1887 году журнал «Русская мысль» опубликовал книгу Олкотта в переводе А. С. Петрункевич. В 1888 году в Харькове вышел перевод Буткевича. В 2013 году журнал «Вестник теософии» опубликовал книгу в переводе М. Р. В конце 2014 года портал «Адамант» опубликовал перевод А. Куражова.

См. также

Комментарии

  1. Позднее (с 1897 г.) почти все переиздания стали выходить под заглавием «The Buddhist Catechism». //
  2. «His Buddhist Catechism (1881) was translated into many languages».
  3. «Книга Олкотта выдержала более сорока изданий и была переведена на более чем двадцать языков».
  4. «Хиккадувэ Сумангала был самым преданным сингальским союзником Олкотта».
  5. 7 апреля 1897 года Сумангала просмотрел тридцать третье (английское) издание «Буддийского катехизиса» и подтвердил свою рекомендацию по использованию книги в буддийских школах. Поправка была добавлена к его предисловию, написанному для первого издания.
  6. См. Приложение к «Катехизису»

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. , с. 393.
  6. , p. 972.
  7. .
  8. , с. 15—17.
  9. .
  10. , с. 17.

Литература

  • Лесевич В. В. . // Русская мысль : журнал. — М. , 1887. — Т. VIII . — С. 1—17 .
  • Сенкевич А. Н . . — М. : Алгоритм, 2012. — 480 с. — (Носители тайных знаний). — 3000 экз. ISBN 978-5-4438-0237-4 .
  • Тихомиров Л. А. . — 6-е доп. изд. — М. : ФИВ, 2012. — С. 538—539. — 808 с. — (Православная мысль). — 1500 экз. ISBN 978-5-91399-002-0 .
  • Уланов М. С. // Современные научные исследования и инновации : журнал. — 2013. — № 11 . — ISSN .
  • (англ.) . Encyclopædia Britannica Online . Encyclopædia Britannica Inc. (21 февраля 2014). Дата обращения: 1 июля 2015.
  • Uditha Devapriya. (англ.) . colombotelegraph.com . Colombo Telegraph (20 февраля 2015). Дата обращения: 1 июля 2015.
  • Obeyesekera G. (англ.) // aryasangha.org : сайт. — Colombo, 1992.
  • Prothero S. // The white Buddhist: the Asian odyssey of Henry Steel Olcott. — Bloomington: Indiana University Press, 1996. — 242 p. — (Religion in North America). — ISBN 9780585109503 .
  • Tillett G. J. . — Sydney: University of Sydney, 1986. — 1169 p.

Ссылки

  • 44-е изд.
  • Ред. 1887 г.
  • Перевод М. Р.
  • Перевод А. Куражова
Источник —

Same as Буддийский катехизис