Марсельское убийство
- 1 year ago
- 0
- 0
«Марсельское Таро» ( фр. Tarot de Marseille , TdM ) — собирательное название колод карт Таро наиболее распространённого дизайна, происходящего от таро Висконти — Сфорца и считающегося классическим. В начале 1940-х годов, на основе карт Таро, свою версию колоды (« Марсельская игра » — Jeu de Marseille ) придумали, проживавшие в то время в Марселе сюрреалисты .
Впервые в печати термин «Марсельское Таро» употребил Папюс в книге «Ключ к оккультным наукам: Цыганское Таро» ( фр. Clef absolue des sciences occultes: le Tarot des Bohémiens , 1889 ) . Однако более распространённым являлось неофициальное название «итальянское таро» .
Окончательно ввела в обиход название «Марсельское Таро» французская фирма , выпустившая колоду Ancien Tarot de Marseille («Древнее Марсельское Таро») в начале 1930-х годов .
Колода происходит от таро Висконти — Сфорца . Из его 78-карточного варианта заимствованы итало-испанские знаки мастей (мечи, палицы, кубки и монеты), фигуры на лицевых картах младших арканов (пажи, рыцари, королевы и короли ) и иерархия старших арканов .
В документальном фильме «Les mystères du Tarot de Marseille» (2015) высказывается предположение, что автором Марсельского Таро является итальянский философ, гуманист, астролог и католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино .
В начале XVI века колоды данного типа начинают выпускаться в Ломбардии . Оттуда колода попадает во Францию , где впервые изготавливается в 1557 году в Лионе . Затем появляются варианты, изготовленные в Авиньоне и Марселе , а ещё позднее — в Париже и Руане . Достаточно широкое распространение получили марсельские колоды Жана Нобле (1650) и Жана Додаля (1701) .
К концу XVIII века колода под названием «итальянское таро» становится известной в Бельгии и Швейцарии , а также вновь попадает в Италию, где становится прообразом пьемонтского таро — двусторонней игровой колоды .
В 1760 году в Марселе увидела свет колода Николя Конвера, печатавшаяся вплоть до 1880 года. Именно на её основе созданы как колода Ancien Tarot de Marseille , выпускаемая фирмой Grimaud , так и другие современные варианты Марсельского Таро .
Марсельское Таро — наиболее типичный и широко распространённый вариант колоды Таро .
Масти | ||||
Русский | мечи | кубки | монеты | палицы |
---|---|---|---|---|
Italian | Spade | Coppe | Denari | Bastoni |
Spanish | Espadas | Copas | Oros | Bastos |
В состав колоды входят 78 карт: 56 младших арканов и 22 старших. Младшие арканы подразделяются на 4 масти: мечи, палицы, кубки и монеты. В каждой масти присутствуют 10 очковых карт и 4 лицевые. К очковым относятся карты достоинством от 2 до 10, а также туз , считающейся самой младшей картой достоинством 1. В состав лицевых карт входят паж, рыцарь, королева и король .
Старшие арканы включают в себя 21 козырь и ненумерованную карту, именуемую либо Дураком ( фр. Le Fol / Le Fou ), либо Безумцем ( фр. Le Mat ) . Козыри нумеруются римскими цифрами . Все фигурные карты подписываются на французском языке .
Козырь номер XVI, использующий сюжет Вавилонского столпотворения и в английском языке традиционно именуемый Башня ( англ. Tower ) , во французском языке носит название Богадельня ( фр. La Maison Dieu ). В некоторых вариантах оформления название козыря номер XIII опускается .
В наиболее ранних вариантах колоды козырь номер VI мог носить название Любовь, козырь номер IX — Время либо Старик, козырь номер XII — Изменник, а козырь номер XVI — Молния. На карте Мир первоначально изображались идеальный город и фигура ангела над ним, а на карте Колесо Фортуны — четыре человеческие фигуры вместо трёх зооморфных. Женская фигура на карте Умеренность первоначально не имела крыльев за спиной . Дьявол на соответствующей карте иногда изображался в набедренной повязке .
В безансонском и швейцарском вариантах козыри номер II и V носят название Юнона и Юпитер соответственно. Кроме того, Луна на соответствующей карте изображается не серповидной, а полной .
Бельгийский вариант, как и безансонский или швейцарский, включает в себя альтернативные варианты козырей номер II и V: Капитан Фракасс (персонаж европейского фольклора) и Бахус соответственно. Козырь номер XVI носит название Молния и содержит изображение молнии, бьющей в дерево. Изображение на карте Повешенный выполнено перевёрнутым, в результате чего подвешенный за ногу человек кажется изображённым вверх головой. На карте Мир отсутствуют изображения символов евангелистов по краям. Кроме того, на соответствующих картах Дьявол изображён в профиль изрыгающим пламя изо рта, а Отшельник держит в руках книгу вместо лампы .
На картах миланского варианта, возникшего в начале XIX века , фигурные карты подписаны на итальянском языке , а не на французском. Козырь номер XIII переименован в Равенство ( итал. L’Uguaglianza ), а козырь номер XIV может носить название Неумеренность ( итал. L’Intemperanza ). На карте Колесо Фортуны изображены только две фигуры вместо трёх .
Пьемонтское таро, также происходящее от марсельской колоды, считается фактически отдельным вариантом оформления .
В работах французского оккультиста XVIII века Эттейллы фигурирует колода, представляющая собой несколько изменённый вариант Марсельского Таро . Руководство по использованию для гадания классического варианта впервые было предложено Папюсом. В 1949 году увидела свет книга Поля Марто «Марсельское Таро» с описанием символического значения всех 78 карт колоды .
Карте номер XIII (Смерть) посвящена отдельная глава книги-мистификации Бернара Вербера « Энциклопедия относительного и абсолютного знания » .