Interested Article - Тарокки Мантеньи

Тарокки Мантеньи ( итал. Tarocchi del Mantegna ) — две различные колоды карт, созданные двумя разными неизвестными по имени итальянскими художниками XV века и состоящие каждая из 50 гравюр на меди. Известны как «Тарокки Мантеньи, серия Е» и «Тарокки Мантеньи, серия S». Их авторы соответственно известны как «Мастер Тарокки Мантеньи серии Е» и «Мастер Тарокки Мантеньи серии S» .

История Тарокки Мантеньи

Карта из колоды Hofämterspiel, между 1420 и 1440

Карты Таро появились в Италии между 1420 и 1440 годами . В 1450 году в Милане появляется колода Таро Висконти — Сфорца . Сохранившиеся фрагменты колод, изобретенных семействами Висконти и Сфорца , послужили прототипом современной колоды Таро из 78-ми листов. Тарокки Мантеньи — также ранняя колода, которая наряду с колодой Висконти — Сфорца признаётся наиболее ранней известной подобной колодой. Сходство некоторых карт из Тарокки Мантеньи с картами Таро Висконти — Сфорца значительно, но вопрос о том, кто на кого оказал влияние, остаётся открытым из-за отсутствия точных датировок. Предполагали, что Тарокки Мантеньи может быть даже более ранней колодой, нежели Висконти — Сфорца. Вероятно, и создатели Таро Висконти — Сфорца, и составители серий Тарокки Мантеньи почерпнули свои идеи из общего источника — мистической символики Ренессанса, которая содержала много языческих , неоплатонических , герметических идей. С точки зрения Уильяма Хьюза Уилшира источником вдохновения создателя Тарокки Мантеньи являются: 1) трактат начала XV века по геральдике , в котором содержится описание Девяти муз и Семи искусств, включенных в колоду Тарокки Мантеньи , 2) детская игра «naibi» о которой говорилось в «Хронике» Морелли .

В Тарокки Мантеньи нет мастей. В некоторых отношениях Тарокки Мантеньи напоминают (англ.) («Игра с придворными должностями», набор карт XV века). Но Тарокки Мантеньи отображает видение мирового порядка согласно гуманистическому взгляду, а Hofämterspiel иллюстрирует структуру феодального общества. Элементы колоды Тарокки Мантеньи , возможно, упоминает Джорджо Вазари , писавший в своих «Жизнеописаниях» о Мантенье, что он создал медные оттиски (англ.) .

Несмотря на устоявшееся к XIX веку название, карты не являются в прямом смысле колодой карт Таро, но, вероятно, использовались для образовательных целей. Название представляется результатом неправильного сопоставления этих карт с Таро ( итал. Tarocchi ) со стороны ранних исследователей. Это — серия гравюр на меди. Они представляют собой гуманистическую модель космоса эпохи Возрождения, отражают сферы деятельности человека, представления об античной мифологии, идеологию и социальную структуру своего времени. Двадцать две карты Тарокки Мантеньи имеют сходство с картами Таро.

Существует несколько копий Тарокки Мантеньи и более поздних версий. В Британском Музее хранится набор из 47 карт Тарокки Мантенья , а в Национальной Библиотеке Франции хранится полный набор из всех 50 карт. Некоторые из старых колод были соединены в виде книги (в том числе в экземпляре Национальной библиотеки Франции), но все копии первоначально печатались на отдельных листах бумаги. Также экземпляры карт хранятся в музеях Уффици ( Флоренция , Италия), в Чатсуорт-хаус ( Дербишир , Великобритания) и других музеях .

Проблема авторства

Современные искусствоведы больше не считают, что Андреа Мантенья (1432—1506), живописец и гравёр Падуанской школы, был автором гравюр, на которых основаны карты, как считалось до XIX века . Иногда эти карты неправильно называют «Carte di Baldini» , хотя флорентийский гравёр Баччо Бальдини также, вероятно, не имеет к ним отношения . Также Тарокки Мантеньи приписывали художнику круга Бартоломео Виварини или Карло Кривелли из Венеции . Эмиль Галишон приписывал представителю флорентийской школы Сандро Боттичелли оригинальные рисунки, которые были затем гравированы.

Анри Делаборд отмечал, что Тарокки Мантеньи не может быть игрой Таро, поскольку организация фигур и их групп не имеет ничего общего с игрой в таро . Галишон и Делаборд отчётливо видели в колоде флорентийский стиль. Сейчас принято считать, что Тарокки Мантеньи являются работой художников феррарской школы. Кеннет Кларк , исследователь искусства эпохи Ренессанса, приписывал их создание художнику Анджело Паррасио (1516—1578), мастеру феррарской школы . Адольфо Вентури приписывал Галассо, художнику из Феррары, а искусствоведы Хинд и Беренсон связывали их с кругом Франческо Косса . Другие данные указывают на Венецию, что проявлется в надписях на местном наречии, фигура дожа также характерна именно для Венеции. Но феррарский диалект предлагает очень похожие варианты написания слов.

Состав Тарокки Мантеньи

Структура колоды и её группы имеют мало общего с игрой Таро (Эмиль Галишон первым отмечал, что колода Таро состоит из 78 карт, организованных в различные конкретные группы, а колода Тарокки Мантеньи включает только 50, которые разделены на 5 групп по 10 карт) :

  • 1. Социальное состояние человечества (1. Нищий, 2. Слуга, 3. Ремесленник или Мастер, 4. Торговец, 5. Представитель «среднего класса» , 6. Рыцарь , 7. Герцог , 8. Король , 9. Император, 10. Папа римский );
  • 2. Девять Муз и Аполлон (состоит из изображений Девяти муз и Аполлона, музы покровительствуют определенным искусствам, атрибуты которых изображены на картах);
  • 3. Свободные искусства (состоит из триады Грамматики, Риторики и Диалектики ; Геометрии, Арифметики, Музыки и Астрономии; Поэзия , Философия и Теология дополняют этот список до десяти, каждая из них держит в руках символ);
  • 4. Добродетели (состоит из семи Главных Добродетелей, изображенных в виде женских фигур и трёх Гениев Жизни: Интеллектом, Временем и Космосом, которые изображаются Ангелами ; каждая фигура держит символ, рядом с семью Главными Добродетелями изображены фигуры животных).
  • 5. Небесные сферы (семь планет и три высших сферы, каждой из которых соответствует символ).

На каждой карте имеется название и римская цифра по центру нижней части карты, плюс — арабская цифра в нижнем правом углу. В левом нижнем углу имеется буква, эти буквы как раз и разделяют карты на пять классов .

Некоторые образы были скопированы из игральных карт; другие были взяты из различных источников современного им искусства; некоторые из них были созданы фантазией самих художников.

Две оригинальные серии Тарокки Мантеньи называются Серия Е и Серия S , первая из которых обычно считается более ранней. Она выгравирована и напечатана лучше. Различия между этими двумя указывают, что "Мастер Тарокки Мантеньи Серии Е" был более осведомлен о литературных источниках сюжетов. Фигуры же Серии S отличаются большей свободой и реализмом рисунка. Дата и место создания обеих серий всё ещё находятся в стадии обсуждения, но Серия E обычно относится ко времени вокруг 1465 года , а Серия S — между 1470 и 1475 годами (иногда её датируют 1485 годом ). 36 изображений Серии S значительно отличаются от Серии E , ещё семь — отличаются лишь частично. У карт Серии E (в отличие от Серии S ) имеется ряд из четырёх отверстий от гвоздя в декоративной кайме .

Интерпретация

В настоящее время существует несколько разных интерпретаций смысла Тарокки Мантеньи .

Ренессансный гуманизм

Колода является гуманистической моделью космоса эпохи Возрождения, отражает сферы деятельности человека, представления об античной мифологии, идеологию и социальную структуру своего времени. Главное, что волновало авторов карт — глобальный принцип иерархизма устройства общества и природы.

Герметическая традиция

Адам МакЛин говорил о герметической традиции, лежащей в основе итальянского Возрождения II половины XV века. Карты в этой версии отражают идеи Платоновской Академии Медичи , где Марсилио Фичино и другие ученые начали переводить (англ.) и работы Платона , часть из которых была доставлена к флорентийскому двору Георгием Гемистом Плифоном (1355—1450), воспринимавшимся как получивший непосредственное посвящение в «платонической» школе мистерий на Востоке. Эта реконструкция герметического и неоплатонического эзотеризма нашла свое отражение в таких образах как Музы, Свободные Искусства, Главные Добродетели и Небесные Сферы. Тарокки Мантеньи должны рассматриваться как «книга символов» этого герметического течения.

Отражение идей Данте

Анри Делаборд и Эмиль Галишон, считали, что карты — отражение философской энциклопедической системы «Божественной Комедии» Данте и напрямую соотносили фрагменты поэмы и отдельные карты .

Мифологическая теория

Робине Тестар . Нравоучительная книга о шахматах любви . Аллегория Музыки.

Все иллюстрации — аллегорические изображения, представляющие собой своеобразную игру ума: различные скрытые значения стоят за символами и предлагают несколько дополнительных смыслов к основному. Многие из этих символов заимствованы из классической мифологии, основаны на подлинных текстах на древнегреческом языке, перекликаются между собой и для сопоставления изображены на разных картах. Например, карта «Солнце» представляет Аполлона (отождествлённого здесь с Гелиосом , олицетворением Солнца), бога, который гонит огненную колесницу по небу. Легенда рассказывает, что однажды его сын Фаэтон пытается овладеть колесницей, но теряет контроль, и так как Земля была в опасности из-за этого, то Юпитер поражает Фаэтона перуном . Можно наблюдать эту сцену на другой карте Тарокки Мантеньи в эпизоде с падением Фаэтона в Эридан , в то время, когда Аполлон ведёт колесницу в небеса. Обладатель карт должен был практиковаться в сопоставлении подобных карт друг с другом.

Интересные факты

Галерея

Примечания

  1. Дата обращения: 3 июля 2016. 29 июня 2016 года.
  2. Дата обращения: 3 июля 2016. 15 августа 2016 года.
  3. Дата обращения: 3 июля 2016. 10 июля 2016 года.
  4. О Мантенье как гравёре: Николаева Н. Андреа Мантенья. М. 1980. С. 93—96.
  5. Henri Delaborde. (1883). Дата обращения: 10 сентября 2019. 7 марта 2016 года.
  6. Дата обращения: 3 июля 2016. 10 июля 2016 года.
  7. Дата обращения: 3 июля 2016. 21 августа 2016 года.
  8. Дата обращения: 3 июля 2016. 29 августа 2016 года.

Ссылки

Источник —

Same as Тарокки Мантеньи