Американский пирог 7: Книга любви
- 1 year ago
- 0
- 0
Нравоучи́тельная кни́га о ша́хматах любви́ ( фр. Le livre des échecs amoureux moralisés , BNF Fr. 143) — один из восьми сохранившихся манускриптов одноимённой книги ( фр. Évrart de Conty ), иллюминированный Робине Тестаром ( фр. Robinet Testard ) для графини Луизы Савойской в 1496 — 1498 годах (по другой версии — около 1500 года ).
Книга представляет собой прозаический комментарий к поэме « Шахматы любви» самого Эврара де Конти, созданной в конце XIV века .
Книга Эврара де Конти, личного врача короля Карла VI , «Нравоучительная книга о шахматах любви» написана около 1405 года . Манускрипт Робине Тестара является одной из восьми сохранившихся до нашего времени рукописей этой книги. Количество листов в манускрипте — 416. Листы исписаны с обеих сторон. Размер страницы — 497 × 340 миллиметров (под текстом и миниатюрами, без полей, — 310 × 203 миллиметров ). Манускрипт находился в Bibliothèque de Blois в 1518 году .
В настоящее время манускрипт хранится в Национальной библиотеке Франции под индексом Français 143 . Этот манускрипт также содержит рукопись (f. 359r-415v) монаха-августинца , духовника короля Карла VI , «L’archiloge Sophie» .
Поэма повествует нам о герое, который ищет свою дорогу в жизни. Природа указывает ему два возможных пути. Первый основан на Чувствах, второй — на Разуме. Природа советует ему выбрать путь Разума.
Он отправляется в дорогу и по пути встречается с античными богами: Венерой , Палладой , Юноной и Меркурием .
Каждая богиня предлагает ему свой путь. Венера — путь чувственных наслаждений, ведущий к удовольствию. Паллада призывает последовать пути разума, предлагает ему 35 правил, которые нужно соблюсти. Путь Юноны — деятельность, ведущая к благополучию. Окончание поэмы не сохранилось.
Комментарий аллегорической поэмы вдохновлен « Романом о Розе » . Он наполнен символами, касающимися проблем куртуазной любви . Текст представлен как своего рода микрокосм энциклопедических знаний в области философских, литературных и мифологических традиций. Аналогия с макромиром основана на исследовании «музыкальной гармонии», которая регулирует все аспекты существования . Музыкальная метафора имеет центральное значение для понимания этой книги.
Шахматы в книге — аллегория, представляющая в миниатюре: любовь, войну и смерть. Жизнь — шахматная доска, где решения игрока приводят к победе или поражению.
Большой интерес представляет первая миниатюра манускрипта . Миниатюра составлена из двух планов, по которым скользит взгляд зрителя. На переднем плане интерьера изображён автор книги Эврар де Конти, на дальнем плане — в помещении, отделённом от переднего проёмом двери, находятся три персонажа за шахматной доской (по одну её сторону граф Карл Ангулемский и его супруга — Луиза Савойская, по другую — неизвестный, его фигура значительно меньше фигуры Луизы Савойской по средневековым правилам изображения).
Луиза Савойская была незаурядным политиком. Не удивительно, что такая женщина была показана играющей шахматную партию. Её положение в композиции миниатюры ставит её в качестве доминанты, а мужчина-противник остаётся анонимным, так как сидит к зрителю спиной, что указывает аудитории на его незначительность в контексте изображения . Карл Ангулемский изображён заинтересованным зрителем шахматной партии, он даже склонился вблизи супруги над доской, на его второстепенность в композиции также указывает собака ( дог , обычно собака выражает наряду с благородством ещё и животное начало), которую он продолжает держать на поводке.
Вызывает интерес шахматная доска, изображённая на миниатюре. Её размер — пять на пять клеток. Фигуры красного и коричневого цвета. Робине Тестар иллюстрировал ещё два шахматных трактата «Livre des échecs amoureux» Эврара и «Les échecs moralisés» , созданный Jacques de Cessoles, где правильно изображал стандартную доску, поэтому данное изображение не может быть ошибкой дилетанта .
Итальянские карты Тарокки Мантеньи послужили Тестару в качестве образцов в некоторых из его самых известных миниатюр. Впервые заметил это французский искусствовед Франсуа Авриль. В своем описании рукописи, содержащей «Нравоучительную книгу о шахматах любви», Авриль установил связь между изображением Музыки, которая сидит на двух лебедях в «Le livre des échecs amoureux moralisés» и изображениях Аполлона и Музыки, которые также сидят на лебедях в картах Таро, связываемых с именем Андреа Мантеньи .
Карты Мантеньи в двух сериях с пятьюдесятью гравюрами в каждой обозначаются исследователями буквами «E» (первая серия) или «S» (вторая серия). Неясно, как эти карты могли быть использованы, так как они семь дюймов в высоту на четыре дюйма в ширину. Они слишком велики, чтобы играть в них .
Карты организованы в пять групп: 1) десять мужчин (иерархически организованы от нищего к папе римскому), 2) Аполлон и девять Муз , 3) семь свободных искусств (которые вместе с астрологией , философией и теологией, включают Десять наук и также расположены в иерархическом порядке), 4) три космических принципа и семь добродетелей, 5) десять небесных сфер (опять иерархически расположенные от Луны до Эмпирея ) .
Считается в настоящее время, что Андреа Мантенья не является создателем ни одной из этих двух серий гравюр. Карты, однако, в основном сходны по иконографии . Из-за иконографических и стилистических соответствий с известными фресками Палаццо Скифанойя , группа карт «Е» относится исследователями ко времени около 1465 года , вероятно, она была создана в Ферраре в кругу Козимо Тура и Франческо дель Косса . «S»-группа также была создана в Ферраре, но, вероятно, примерно двадцать лет спустя, около 1485 года неизвестным художником.
Некоторые ученые считают, что они должны были иметь воспитательные или мнемонические цели; другой, не менее убедительной точкой зрения является утверждающая, что они являются иконографическими источниками или «модельными книгами» по античной мифологии для миниатюристов и гравёров. Lodovico Lazzarelli (1450—1500) описал карты Тарокки Мантеньи как шаблон для изображений богов, Муз и гуманитарных наук . Они действительно неоднократно служили иконографической основой для манускриптов. Очевидно, что Тестар использовал их как «энциклопедию», чтобы изобразить некоторых из античных персонажей и абстрактных аллегорий.