Interested Article - Бембо, Бонифачо

Бонифа́чо Бе́мбо ( итал. Bonifacio Bembo ; ок. 1420 , Брешиа 1480 , Милан ) — итальянский живописец эпохи Возрождения периода кватроченто ломбардской школы.

Биография

Бонифачо Бембо. Портрет Франческо Сфорца. ок. 1460 г., Галерея Брера, Милан
Бонифачо Бембо. Триптих, выполненный по заказу Бьянки Марии Висконти. 1445-1450. Боковые панели «Поклонение волхвов» и «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» — Музей Искусства, Денвер, центральная панель «Коронация Христа и Марии» — Городской музей Кремоны. Реконструкция

Точная дата рождения Бонифачо неизвестна; полагают, что он родился около 1420 года в семье кремонского живописца Джованни Бембо, когда тот пребывал в Брешии. Вероятно, он был старшим из четырёх сыновей художника (трое других — Амброджо, Бенедетто и, вероятно, Джероламо). Архивные документы впервые сообщают о Бонифачо в 1447 году, когда он упоминается среди сторонников герцога Франческо Сфорца . В 1456-57 годах между художественной мастерской Бембо и двором Сфорца возникают непосредственно деловые взаимоотношения: согласно сохранившимся документам, герцог пригласил братьев расписать зал замка в Павии (однако исследователи полагают, что деловые взаимоотношения с двором Сфорца возникли гораздо раньше — в 1442—1444 годах, когда Бонифачо выполнил первую серию карт Таро для герцога). В 1462 году Бонифачо написал алтарную картину с изображением святых Хрисанфа и Дарьи , которая была заказана герцогом для алтаря в церкви Св. Антония в Кремоне (позднее утрачена). По сторонам от алтаря располагались портреты герцога Франческо Сфорца и его супруги Бьянки Марии Висконти — единственные сохранившиеся части этого проекта (ныне находятся в капелле Кавалькабо той же церкви).

В 1467 году художник совместно со скульптором создал алтарь для главного собора в Кремоне. В начале 1469 года он вернулся в Павию, где по заказу герцога Галеаццо Мария Сфорца декорировал залы в его замке фресками на темы придворной жизни (причём темы придумывал сам герцог). Эти росписи погибли, но сохранились описания , который видел их после прихода к власти короля Франциска I в 1515 году.

В 1473 году, вероятно, в ожидании начала работ в герцогской капелле в миланском замке Сфорца, Бонифачо создавал для них подготовительные рисунки. В 1474 году он получил миланское гражданство и был приглашён декорировать капеллу замка Сфорца совместно с Винченцо Фоппой и Дзанетто Бугатто . В том же году он исполнил фрески в церкви Санта Мария ди Караваджо, которые восхвалялись его современниками, но сегодня утрачены. В 1476 году Бонифачо Бембо вместе Фоппой и Джакомино Висмара работал над росписями в церкви Сан-Джакомо в Павии. В 1477 году он работал в капелле Колледжо Кастильони в Павии, где вместе с Винченцо Фоппой, Дзанетто Бугатто и Костантино да Ваприо написал фрески, которые сохранились и ныне отреставрированы (по другим сведениям, эти работы были выполнены в 1475 году).

Дата кончины художника неизвестна, но это событие произошло до 1482 года, поскольку в документе от 13 мая 1482 года его сын Лодовико, тоже ставший художником, поименован « fq. Magistri Bonifacii » (то есть filius quondam Magistri Bonifacii — сын умершего Мастера Бонифачо).

Произведения

Несмотря на существующие свидетельства творческой деятельности художника, среди них практически нет данных, позволяющих увязать их с сохранившимися произведениями, за исключением одного случая — двух портретов герцога Милана и его супруги в капелле Кавалькабо. Это ставит исследователей его творчества в очень трудное положение, так как не позволяет определить ни иконографические схемы, ни типажи, которыми пользовался мастер. И поскольку многие работы исполнялись его мастерской, практически невозможно определить степень участия сотрудников этой мастерской и самого Бонифачо. В связи с этим атрибуции его произведений носят подчас гипотетический характер, и не всеми приняты.

К возвращению имени Бонифачо Бембо из небытия приложил руку известный итальянский историк искусства Роберто Лонги , который в работе, опубликованной в 1928 году, приписал кисти Бонифачо расформированный триптих, в центре которого была «Коронование Христа и Марии» (ныне в Городском Музее Кремоны), а двумя боковыми панелями служили «Встреча Иоакима и Анны» и «Поклонение волхвов» (обе в Музее искусства, Денвер, США). В дальнейшем, вокруг этой работы, руководствуясь стилевыми признаками, стали собирать иные произведения мастера: три разных комплекта карт Таро (Библиотека Пирпонта Моргана, коллекция Йельского университета и галерея Брера, Милан); картины плафона с сюжетами из Книги Бытия и Истории Иосифа (ныне в Городском Музее Кремоны); фрески, обнаруженные в капелле Кавалькабо церкви Сант-Агостино в Кремоне; рисунки в книге с историей Ланселота (Pal. 556 в Национальной библиотеке, Флоренция); две панели от полиптиха с изображениями святых Алексия и Юлиана (галерея Брера, Милан) и фрески замка в Монтичелли д’Онджина (Пьяченца). Среди других работ, приписываемых художнику исследователями, изображения двух святых из коллекции Харрисди, Лондон; триптих из коллекции Актон, Флоренция; ещё одна серия карт Таро в Кастелло Урсино, Катания; изображения пророков в клуатре церкви Санта-Мария-ди-Кастелло в Генуе, панель от полиптиха «Жизнь Свяиого Франциска» (Академия Каррара, Бергамо), неполный Триптих (Музей Пти Пале, Авиньон) и другие.

Среди наиболее известных работ Бонифачо есть парный портрет герцога Франческо Сфорца и его супруги Бьянки Марии Висконти (оба портрета в Галерее Брера, Милан), однако и эти работы не имеют подписи автора, и были атрибутированы мастеру лишь по аналогии с портретами этих же персонажей из капеллы Кавалькабо.

Все эти произведения однородны в стилевом отношении и считаются общепризнанными работами Бонифачо Бембо, несмотря на то, что есть исследователи, несогласные с некоторыми атрибуциями. Особенности этих произведений позволили экспертам сделать вывод, что творчество мастерской Бонифачо Бембо представляет собой продолжение искусства поздней ломбардской готики и обнаруживает влияние стиля, ведущего своё происхождение от Джентиле да Фабриано. Была составлена и общепринятая хронология этих произведений. В более позднем творчестве художника видно влияние Винченцо Фоппы и усиление нового ренессансного стиля, который наиболее рельефно выражен во фресковых росписях Колледжо Кастильоне, Павия (как сообщает подпись под сценой «Воскресения Христа» в капелле, росписи были начаты в 1475 году по заказу епископа Бранда).

Особую проблему представляют собой фрески в Кастелло ди Торрекьяра, которые одни исследователи приписывают брату Бонифачо — художнику Бенеддето Бембо , другие считают совместной работой братьев, третьи — работой их мастерской, а четвёртые и вовсе не их работой (напр. Марко Танци высказал предположение, что эти фрески написал Франческо Таккони). Фрески в Золотом Зале (Sala d’Oro) замка Террекьяра посвящены романтическим сценам с участием Пьера Мария Росси, графа Берчето и его damigella (возлюбленной) Бьянки Пеллегрини (исполнены, вероятно, в 1460-х годах). Они представляют собой редкий пример позднеготической рыцарской культуры, однако, никаких документов, касающихся этих росписей, не сохранилось.


Примечания

  1. Bonifacio Bembo // (словацк.)
  2. Согласно другой версии, старшим был Бенедетто

Библиография

  • R. Longhi, Me Pinxit…, in Pinacotheca, I (1928), pp. 79-87;
  • I. Camelli, La Pinacoteca del Museo Civico, in Cremona, II (1930), pp. 81 s., 300;
  • A. Venturi, La pittura del '400 nell’alta Italia, Bologna 1930, p. 12;
  • C. Bonetti, I B.pittori cremonesi, in Boll. stor. cremonese, I (1931), pp. 634;
  • N. Gabrielli, Monumenti della pittura…, Alessandria 1935, p. 32;
  • F. Wittgens, Note ed aggiunte a B. B., in Riv. d’arte, XVIII (1936), pp. 345—366;
  • E. Berti Toesca, Un romanzo illustrato del’400, in L’Arte, XLII (1939), pp. 135 s.;
  • N. Rasmo, Il Cod. Palatino 556…, in Riv. d’arte, XXI (1939), pp. 245—281;
  • U. Gualazzini, Una ignorata pagina di storia dell’arte, in Cremona, XI (1939), pp. 553 s.;
  • A. Puerari, Gli affreschi… della chiesa della SS. Trinità, in Boll. stor. cremonese, X (1940), pp. 75-80;
  • R. Longhi, Carlo Braccesco, Milano 1942, p. 16;
  • E. Arslan, Commento a un affresco pavese, in La critica d’arte, VIII, 30 (1949), p. 279;
  • C. L. Ragghianti, Studi sulla pittura lombarda del Quattrocento, ibid., pp. 288 s., 297 s.;
  • F. Wittgens, V. Foppa, Milano s.d. [1949], passim; r. I. [R. Longhi], Ancora sui «Tesori delle Bibl. italiane» a Parigi, in Paragone, I (1950), n. 11, p. 64;
  • A. M. Brizio, La moda in cinque secoli di pittura (catal.). Torino 1951, pp. 15 s.;
  • A. Puerari, La Pinacoteca di Cremona, Cremona 1951, pp. 34-36, 41-44;
  • F. Zeri, Due santi di B. B., in Paragone,II (1951), n. 17, pp. 32-35;
  • S. Bottari, I tarocchi di Castello Ursino e l’origine di B. B., in Emporium, CXIV (1951), pp. 110—124;
  • C. Baroni-S. Samek Ludovici, La pittura lombarda del '400, Messina-Firenze 1952, pp. 91-117;
  • Mostra storica nazionale della miniatura (catal.), Firenze 1953, pp. 192-94;
  • M. Salmi, Nota su B. B., in Commentari, IV (1953), pp. 7-15;
  • F. Bologna, Un S. Girolamo lombardo del Quattrocento, in Paragone, V (1954), n. 49, pp. 49 s., n. 1; Id., The Cremonese ceiling…, in The Burlington Magazine, XCVI (1954), p. 166;
  • M. Salmi, La pittura e la miniatura gotiche, in Storia di Milano, VI, Milano 1955, pp. 838—844; F. Wittgens, Un dipinto ignoto del B. nel Museo di Worcester, in Arte lombarda, I (1955), pp. 69-71;
  • E. Arslan, Appunti sulla scultura lombarda del '400, in Atti del Convegno di studi per i rapporti scientifico-culturali italo-svizzeri, Milano 1956, pp. 325 s.;
  • M. Salmi, La miniatura italiana, Milano 1950, p. 44;
  • R. Longhi, Una cornice per B. B., in Paragone, VIII (1957), n. 87, pp. 3-12;
  • F. Voltini, Tre tavolette da soffitto di B. B., ibid., pp. 54-56; F. Bologna, Una Madonna lombarda del '400,ibid., n. 93, pp. 4-6;
  • M. L. Gengaro, Breve percorso fra gli anonimi lombardi del Quattrocento, in Arte lombarda, III (1958), pp. 71-83;
  • R. Longhi, pref. a Arte lombarda dai Visconti agli Sforza (catal.), Milano 1958, pp. XXXI s.;
  • F. Mazzini, ibid., pp. 80-87; Id., in Affreschi del Tre e Quattrocento in Lombardia, Milano 1958, passim;
  • M. L. Ferrari, Considerazioni bembesche…, in Paragone, IX (1958), n. 97, pp. 67 s.;
  • F. Zeri, Due esercitazioni lombarde, ibid., n. 103, pp. 66-70;
  • M. L. Ferrari, Il «Salterio» riminese di B. B., ibid., X (1959), n. 111, pp. 4o-44;
  • A. Ottino Della Chiesa, Pittura lombarda del '4oo, Bergamo 1959, pp. 49-54;
  • L. Puppi, A proposito di B. B. e della sua bottega, in Arte lombarda, IV (1959), pp. 245 s.;
  • A. C. Quintavalle, in Arte in Emilia (catal.). Parma 1960, pp. 40-45; Id., Un ciclo di affreschi di B. B., in La critica d’arte, VIII (1961). 43, pp. 45-56;
  • L. Puppi, Pitture lombarde del '400, in Arte lombarda, VII (1962), pp. 49 s.;
  • A. C. Quintavalle, in Arte in Emilia, II (catal.), Parma 1962, pp. 37-39; Id., Problemi bembeschi a Monticelli d’Ongina, in Arte antica e moderna, 1963, n. 21, pp. 36 s.;
  • F. R. Pesenti, Per una nuova interpretazione di B. B., ibid., n. 24, pp. 319—321;
  • S. Bottari, Una aggiunta al Maestro della Resurrezione della Cappella del Collegio Castiglioni in Pavia, ibid., pp. 321 s.;
  • F. Mazzini, Affreschi Lombardo del Quattrocento, Milano, 1965, pp. 441-42
  • G. Moakley, The Tarot Cards Painted by Bonifacio Bembo for the Visconti-Sforza Family: An Iconographic and Historical Study. NY, 1966
  • S. Roettgen, Italian Frescoes. The Early Renaissance. 1400—1470, Abbeville Press Publ. 1996, pp. 358—373
  • M. Tanzi, Arcigoticissimo Bembo. Bonifacio in Sant’Agostino e in Duomo a Cremona, Officina Libraria, Milano 2011.

См. также

Источник —

Same as Бембо, Бонифачо