Московский собор (1656)
- 1 year ago
- 0
- 0
Собо́р Свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кремле́ (Арха́нгельский собо́р) — православный храм , расположенный на Соборной площади Московского Кремля . Усыпальница русских монархов. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового . Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник « Московский Кремль » .
Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен, предположительно, в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом , братом Александра Невского . В 1333-м на его месте воздвигли белокаменную Архангельскую церковь, которую освятил митрополит Феогност . Сооружение возвели по указу Ивана Калиты в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного возросшей, но не давшей зёрен рожью . Предположительно, это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору . Он служил усыпальницей великокняжеского рода . В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики, а также создали новые иконы для высокого двухъярусного иконостаса . Во время пожара 1475 года для спасения здания от огня разобрали деревянные приделы во имя Воскресения и апостола Акилы , которые восстановили в 1482-м .
К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III . Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Мощи князей на время перенесли в находившуюся рядом церковь Иоанна Лествичника . Великий князь не дожил до окончания строительства, и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III . Когда постройка была доведена до верхних , гробы князей перенесли и расположили вдоль стен. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества . В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор , что определило пятиглавие и разделение алтарной преграды на пять частей в Архангельском храме . 8 ноября 1508-го его освятил митрополит Симон . Уже спустя три месяца там был похоронен князь Димитрий, сводный брат великого князя Василия III. Собор имел семь приделов: Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи , Симеона Столпника , Покровский придел, Иоанна Милостивого , Андрея Критского , Обновления храма Воскресения Христова , апостола Акилы . Спустя несколько лет после окончания строительства с севера и запада к собору были пристроены крытые паперти (существующая южная паперть, вероятно, относится к XVII веку) .
Собор пострадал в пожаре в 1547 году. Повреждённая от огня живопись была восстановлена новгородскими и псковскими мастерами . С 1599 по 1765 год при нём стояли особые архиереи , совершавшие панихиды в дни поминовения князей и царей . В 1581 году по распоряжению Ивана Грозного в южной апсиде был похоронен царевич Иван , тогда же там был устроен престол Иоанна Лествичника; позднее там же были похоронены сам Иван IV и Борис Годунов (прах последнего по приказу Лжедмитрия I был перенесён в Варсонофьевский монастырь ). В середине XVI века к северной апсиде с восточной стороны были пристроен одноглавый придел Покрова Богородицы, в конце столетия у южный апсиды появился симметричный ему придел Иоанна Предтечи .
В 1606 году в собор перенесли прах царевича Димитрия , а в 1632 году над его гробницей была поставлена резная белокаменная сень . В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи , пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией . Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял изограф Симон Ушаков . С ним работали девяносто два художника, среди которых: Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Фёдор Зубов , Фёдор Фёдоров Козлов, Иосиф Владимиров , Гурий Никитин и Сила Савин. В 1677 году Ушаков написал для собора посмертную парсуну царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича . В 1680-м был создан новый резной иконостас .
Собор пострадал в ходе Троицкого пожара в 1737 году, после чего его капитально ремонтировали в правление Елизаветы Петровны . Возобновлением руководил князь Дмитрий Ухтомский . В результате работ были сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады на местные иконы, восстановлены портреты царей и надгробия. Центральная, ранее шлемовидная глава, получила луковичную форму, часть южного фасада перекрыли белокаменными контрфорсами , с закомар убрали украшения . Несколько позднее за ветхостью разобрали западную и северную крытые паперти, а придел Иоанна Предтечи капитально перестроили . После учреждения самостоятельного Московского епархиального управления в 1742-м Архангельский собор стал кафедральным . С 1771 года по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев , лексикограф и автор «Церковного словаря» .
По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма , рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова . Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами. В 1772 году восстановили три верхних яруса иконостаса, отреставрировали решётки около гробниц, изготовили пять паникадил , сделали новые покрова: бархатные — на царские надгробия и суконные с крестами из серебряного позумента — на великокняжеские .
Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона , а на царских гробницах стояли винные бочки . После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти . Собор переосвятил в 1813-м епископ Августин (Виноградский) , викарий Московской епархии .
В 1826 году к южной стене собора пристроили двухэтажную палату для священнослужителей на месте прежней одноэтажной, в которой судили монастырских крестьян . В 1837-м среднюю главу собора позолотили и обшили медными листами, четыре угловых купола покрыли белой жестью , кресты на всех главах обтянули латунью и вызолотили. Через десять лет в западное междустение перенесли Покровский придел .
Общая реставрация Архангельского собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова . В 1870-е годы иконы реставрировались Николаем Подключниковым . В 1895-м храм перешёл в ведение Московской дворцовой конторы . Через два года реставрацию иконостаса и образов производила мастерская Якова Ефимовича Епанечникова под наблюдением Московского археологического общества .
Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом № 809 от 23 февраля 1895 года передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом .
В 1913 году к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых в соборе обновили интерьер усыпальницы, промыли стенопись и главный иконостас, отреставрировали Царские врата , вычистили паникадила, подсвечники . По рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Фёдоровича с двумя массивными лампадами . Их зажёг император Николай II , прибыв в Кремль 24 мая того же года .
Во время вооруженного восстания 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в храм попал снаряд. Из протокола осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года:
Снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков .
Как и другие храмы Кремля, собор закрыли в 1918 году, но были начаты восстановительные работы. В 1920-е годы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря были укреплены и покрыты олифой местные и большие центральные иконы; убран деревянный тамбур, скрывавший живопись лоджии на западном фасаде, а также разобран псевдоготический портик XVIII века .
В 1934—1935 годы реставрировались образы из местного и праздничных чинов: были укреплены основы, левкас и красочный слой. В 1950-х годах раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века . В 1955-м собор преобразовали в музей. В том же году начались реставрационные работы, к которым привлекли центральную научно-производственную мастерскую Академии архитектуры СССР . В 1960-м кремлёвские музеи передали в ведение Министерства культуры . В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича .
В 1969-м по инициативе главного архитектора Кремля Владимира Ивановича Фёдорова отдел Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината провёл реставрацию живописи в барабанах собора. В 1970-х годах были восстановлены фрески , промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса. С 1991-го в соборе совершаются богослужения .
Пятиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном , с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер и декорирована широкими филёнками . Стены собора разбиты на прясла . Неодинаковая ширина вертикальных членений северного и южного фасадов обусловлена диаметром барабанов : западные шире восточных . Западный фасад с тремя вертикальными членениями, в отличие от северного и южного, симметричен. Закомары украшены белокаменными раковинами, изначально над ними располагались акротерии в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения . Если в архитектуре Успенского собора эти мотивы присутствуют лишь в отдельных чертах (завершение пилонов антаблементом , выделение цокольного этажа), то в оформлении фасадов Архангельского собора и его интерьеров они становятся основным принципом декорации . Алевиз Новый украсил фасады ордерными пилястрами с растительными капителями , многопрофильными карнизами, отделяющими закомары от плоскости стен, чего не делали древнерусские зодчие, ренессансными раковинами и впоследствии утраченными акротериями . Пилястры венчают капители с тонкой резьбой в виде волют и листьев аканта . Междуэтажная тяга и карниз над пилястрами раскрепованы , что делает вертикальное членение более акцентированным и придаёт большую стройность всему объёму . Согласно реконструкции В. Н. Меркеловой , сочетание малых и больших круглых окон-розеток в центральном люнете западного фасада (сохранились в изменённом виде), выглядит аналогично сочетанию малых и больших круглых окон фасада и лучкового фронтона церкви Санта-Мария-дей-Мираколи в Венеции , постройки Пьетро Ломбардо (1481—1489) . Более того, такие приёмы типичны для всей венецианской архитектуры, они продемонстрированы, к примеру, на южном фасаде Скуолы Гранде ди Сан-Марко (архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи, 1485—1505) .
Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены были окрашены красной охрой с разлиновкой под кирпичную кладку, а ордерные элементы — белым . В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи ; в средней части помещения находится выходящая на западный фасад лоджия. Стены лоджии были расписаны в середине XVI века на тему крещения Руси ; эта живопись неоднократно обновлялась .
Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом; особенно богатой и проработанной резьбой отличается главный, западный портал. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу , которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века .
Мотивы ренессансного декора, впервые широко применённого в архитектуре Архангельского собора, впоследствии часто использовались в русском зодчестве (в особенности резные порталы, карниз, филёнки, раковины, круглые окна закомар) .
Если в пластической проработке фасадов Алевиз Новый зашёл значительно дальше проектировавшего Успенский собор Фиораванти , то выполненное им конструктивно-планировочное решение было вполне традиционным. Вместо использованных в Успенском соборе крестчатых сводов и круглых столпов здесь применены обычные для древнерусской архитектуры полуциркулярные своды и крестчатые в плане столпы. Возврат к традиционной крестовокупольной системе породил дробность и неравномерность членений внутри храма и лишил его объёма и «зальности», свойственных интерьеру Успенского собора . Внутреннее пространство выглядит более затеснённым и тёмным ещё и потому, что окна в южной стене были заложены в XVIII веке при устройстве контрфорсов, а площадь боковых нефов занята однотипными надгробиями князей и царей, поставленными в 1630—1638 годах . Всё это мешает восприятию введённой зодчим в интерьер собора ордерной декорации: создающие ритм крестчатые столпы и отвечающие им на стенах пилястры, обходящий рукава креста в уровне подпружных арок карниз подчёркивают выраженность системы горизонтальных членений . Своды закреплены на шести сложенных из кирпича столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре . Столпы установлены на увеличивающие их сечение высокие постаменты .
О росписи собора после постройки сведений нет; возможно, первоначальная ордерная декорация интерьера не предполагала использование росписи . При Иване Грозном, в 1564—1565 годах, собор был расписан новгородскими и псковскими живописцами; фрагменты этих росписей сохранились в лоджии над западным входом и в служащем усыпальницей Ивана IV дьяконнике (несколько сцен на сюжет притчи о богаче и Лазаре ; верхний ярус дьяконника расписан уже в XVII веке) . В 1652—1666 годах обветшавшие росписи были сбиты, и на их месте по предварительно снятым прорисям стены были расписаны вновь — с сохранением иконографии и композиционных схем росписей XVI века. В создании этих росписей, дошедших до наших дней, участвовали 92 мастера, включая «жалованных иконописцев» Якова Казанца, Степана Резанца , Сидора Поспеева, Фёдора Зубова , Гурия Никитина и Симона Ушакова .
Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе. Среди них московские князья Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской , Иван III и другие, удельные князья , а также князья Владимиро-Суздальской и Киевской Руси . В куполах представлены лики пророков , праотцев , на сводах — сюжеты из Нового Завета . В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы . В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила , ниже — апостолов , святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила . Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла , в том числе « Успение Богоматери » . На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона ». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото . В западной части собора располагается цикл композиций на тему « Символы веры » . Над входом в собор, снаружи, находится композиция, изображающая сцены Страшного суда .
В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 м с полихромным резным декором, изготовленный мастерами во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году . Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. Иконостас пострадал во время оккупации Москвы французами в 1812 году; иконы двух нижних ярусов были выломаны и использовались солдатами как скамейки и кровати . В 1813 году иконостас был восстановлен и дополнен резьбой , были заменены на резные колонны в нижнем ярусе и в средней части верхних ярусов; тогда же были изготовлены царские врата . Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного , праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам .
В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении . В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом . Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным . Центр деисусного ряда занимает композиция « Спас в силах », справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью . В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей . Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже .
При средних столбах собора в двух- и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми .
В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения . В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями . В 1630—1638 годах все существовавшие к тому времени надгробия были заменены на однотипные кирпичные, с резными белокаменными стенками . В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. За иконостасом с южной стороны находятся захоронения Ивана IV Грозного , его сыновей Ивана и Фёдора , в приделе Иоанна Предтечи — захоронение полководца Михаила Скопина-Шуйского . В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского , Василия Косого , Юрия Дмитровского , Василия Боровского , Андрея Углицкого , Владимира Храброго , Андрея Серпуховского . У юго-восточного столба под резной белокаменной сенью первой половины XVII века находится рака с мощами царевича Дмитрия Угличского ; в 1630 году чеканщиком Гавриилом Овдокимовым было изготовлена серебряная рака с рельефным изображением царевича, ныне хранящаяся в Оружейной палате . С северной стороны находится рака с мощами князя Михаила Черниговского . Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова . Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II . Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей .
В 1929 году перед сносом Вознесенского монастыря благодаря Николаю Померанцеву в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора перенесли останки княгинь и цариц. В 2008-м в придел мученика Уара поместили мощи преподобной Евфросинии Московской .