Interested Article - Резвой, Модест Дмитриевич
- 2020-12-31
- 2
Модест Дмитриевич Резво́й ( 1806 , Ямбургский уезд , Санкт-Петербургская губерния — 7 [19] сентября 1853 , Санкт-Петербург ) — русский инженер и общественный деятель из рода Резвых , более известный как просвещённый знаток словесности, музыковед и художник. Почётный член (1839) и секретарь (1844) Императорской Академии художеств . Член-корреспондент Петербургской академии наук (1843).
Краткий биографический очерк
Родился в 1806 (по другим данным — 1807) году в Ямбургском уезде в семье героя 1812 года Д. П. Резвого . Получил образование в Главном инженерном училище , где по окончании полного курса учения в 1825 году был «записан на почетную доску в конференц-зале». По окончании училища назначен на службу в С.-Петербургскую Инженерную команду и с ноября 1826 года преподавал историю в «верхних» (то есть старших) классах Инженерного училища.
В 1828 году гвардии инженер-поручик, в 1833 году произведён в капитаны и тогда же участвовал в хронометрической экспедиции в Балтийском море, под начальством генерал-лейтенанта Ф. Ф. Шуберта . В 1835 году по болезни был уволен и переведен (13 января 1836 года) в Корпус инженеров военных поселений. В 1837 году уволился, выйдя в отставку в чине коллежского асессора .
В 1838 году определился в Инженерный департамент начальником Первого строительного отделения, в 1840 году произведен был в надворные советники, в 1842 году пожалован орденом св. Анны 3-й степени. В 1843 году стал член-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук по Отделению Русского языка и словесности, где занимался составлением русского Словаря музыки. В 1844-50 годах — секретарь Императорской академии художеств. Находясь в этой должности, Резвой активно искал средств для поощрения и развития зарождающегося русского изобразительного искусства .
В 1846 году командирован в крепость Нарву для обозрения на месте существующих там зданий, примечательных своею древностью, и для содействия при составлении полного проекта на исправление происшедших в них повреждений. В 1849 году получил должность полковника в Корпусе инженеров морской строительной части. Тогда же назначен вице-директором Строительного департамента Морского министерства. Погребён на Фарфоровском кладбище в Санкт-Петербурге (не сохранилось).
Жена — Фанни (Франциска) Александровна Гассинг (30.08.1816—08.03.1846), лютеранка, дочь генерала А. И. Гассинга. Умерла от родильной горячки, похоронена на Смоленском лютеранском кладбище.
Дети — сын Дмитрий (01.02.1842 —29.11.1912), генерал от инфантерии, и дочери — Софья (21.09.1840 — ?); Ольга (13.01.1843 — ?), Евгения (01.02.1845 — ?) и Серафима (19.02.1846 —1885; замужем за Н. Ф. Бардовским ).
Занятия живописью
Систематического художественного образования не получил. Выделялся среди любителей того времени исполнением миниатюрных портретов и литографий. Среди его работ портрет А. С. Грибоедова и автопортрет. 19 сентября 1839 года признан почётным «вольным общником» Императорской Академии Художеств как «известный любовью к искусствам и отличным успехом в рисовании и музыке». С 16.12.1843 член-корреспондент Петербургской Академии наук по отделению русского языка и словесности.
Занятия музыкой
Занимался гармонией у И. Л. Фукса , учился играть на виолончели у Ф. Кнехта. Как музыковед и лексикограф, проделал большую работу по систематизации и унификации русской музыкально-теоретической терминологии. Начало этой работе положил перевод с немецкого языка «Руководства к сочинению музыки» Фукса (СПб., 1830) , где Резвой ввёл в обиход русской науки термины « лад » (с нем. — «Tonart»), « вводный тон » (с нем. — «Leitton»), « трезвучие » (с нем. — «Dreiklang») и некоторые другие. В 1835-37 гг. (тт. 1-6) был главным редактором музыкального отдела « Энциклопедического лексикона » А. Плюшара, написал для него статьи «Аккорд», «Ария», «Бас», «Бемоль», «Бекар», «Ведение голосов» и др., где применил термины, выработанные им при переводе пособия Фукса, и расширил другими неологизмами. Ему также принадлежат все объяснения музыкальных терминов в изданном Отделением русского языка и словесности императорской Академии наук «Словаре Русского и церковно-славянского языка».
Как музыкальный критик, писал статьи и рецензии (большей частью, анонимно) в журнал « Отечественные записки », газету « Северная пчела » и др., посвящённые главным образом проблемам музыкального исполнительства. В статье «О сущности музыки» (ОЗ, 1839, № 5) подчёркивал связь композиторского и исполнительского творчества. В статье «Новые издания древних напевов православной церкви» (СП, 1948 № 71) отстаивал приоритет слова над музыкой в «композиторских» произведениях для церкви:
Молитва должна быть не концертом, а молитвою; музыка должна сообразоваться со словом, а не слово с музыкою. Молитва читается или рецитируется, и музыка только тогда может почитаться вполне соответственною, если, подчиняясь условиям просодических форм, не отвлекает от содержания текста, а напротив того способствует к уразумению его.
Резвой также был композитором-любителем. Ему принадлежат инструментальные сочинения — Симфония (1841), канцонетта (1832), Дуэттино (1839).
Как виолончелист-любитель, Резвой устраивал музыкальные вечера, где наряду с ним играли именитые любители музыки, в частности, генералы Шуберт и Шильдер.
Примечания
- ↑ Столпянский П. // / под ред. Б. Л. Модзалевский — СПб. : 1918. — Т. 17. — С. 726—731.
- .
- . ru.wikisource.org . Дата обращения: 5 января 2021. 24 января 2021 года.
- ЦГИА СПб. ф.19. оп. 124. д. 653. с. 456. Метрические книги церкви Инженерного замка.
- ЦГИА СПб. ф. 19. оп. 111. д. 310. с. 667. Метрические книги церкви Инженерного замка.
- ЦГИА СПб. ф.19. оп. 124. д. 664. с. 61. Метрические книги церкви Инженерного замка.
- ЦГИА СПб. ф.19. оп. 124. д. 676. с. 420. Метрические книги церкви Инженерного замка.
- ЦГИА СПб. ф.19. оп. 124. д. 685. с. 391. Метрические книги церкви Инженерного замка.
- Имя переводчика в издании не упомянуто. Его раскрыл В. Ф. Одоевский в своём Письме в редакцию «Литературной газеты» (1845), в котором дал чрезвычайно высокую оценку музыкально-теоретической рефлексии Резвого и его глубокому знанию обоих (русского и немецкого) языков.
Литература
- Ямпольский И. М. Резвой М. Д. // Музыкальная энциклопедия . — М., 1978. — Т. 4. — Стб. 584—585.
- Столпянский П. Н. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Пг. , 1918. — Т. 17: Романова — Рясовский. — С. 726–731.
- на официальном сайте РАН
- 2020-12-31
- 2