Interested Article - Мари Рамбер
- 2021-04-30
- 2
Дама Мари Рамбе́р , г-жа Эшли Дюкс (наст. имя Сивия (Мириам) Рамбам , затем — Рамберг (Ramberg) ( англ. и польск. Marie Rambert ; 20 февраля 1888 , Варшава , Царство Польское — 12 июня 1982 , Лондон ) — британская танцовщица, хореограф и педагог польского происхождения, одна из крупнейших деятелей хореографии Великобритании, наравне с Нинет де Валуа , Леонидом Мясиным , Лидией Лопуховой , Алисией Марковой и другими, заложившая основы английского балета :381 . Ученица Эмиля Жак-Далькроза , участница « Русского балета » Сергея Дягилева, основательница « Балета Рамбер » — старейшей из ныне действующих танцевальных трупп Великобритании.
Биография
Девушка полюбила танец, увидев выступление Айседоры Дункан . Из-за политической ситуации в Варшаве родители отправили её к родственникам в Париж, где она должна была учиться медицине. Будучи во Франции, Сивия стала называться Мари, а также сменила свою древнюю фамилию Рамбам (сокращение имени философа и богослова XII века Рабби Моше бен Маймона ) на более благозвучную для французского уха «Рамбе́р» :269 . Она танцевала в салонах богатых и влиятельных людей, как это делали Мата Хари или Наталья Труханова :290 . Стремление девушки к танцу поощрил Раймонд Дункан , однажды на каком-то приёме увидевший её исполнение мазурки .
В труппе Дягилева
Из Парижа Рамбер переехала в Дрезден, где стала ученицей Эмиля Жак-Далькроза . Она была сотрудницей института Далькроза в Хеллерау , когда в феврале 1912 года там появились Сергей Дягилев и его подопечный, танцовщик и начинающий хореограф Вацлав Нижинский . Дягилев, чуткий ко всем новым веяниям, уже слышал об учении Далькроза и был заинтересован идеей эвритмики , заключавшейся в том, что в танце пластика главенствует над музыкой и движения не просто следуют за ней, а помогают её понять. В надежде, что упражнения Далькроза помогут Нижинскому, занятому в это время постановкой своего первого балета, « Послеполуденный отдых фавна », глубже понимать музыку, он стал возить его на уроки в Хеллерау :296 . Возможно, что Рамбер, как ученица Далькроза, познакомилась с Дягилевым ещё в его первый приезд в Хеллерау в январе [ уточнить ] , и тогда же была приглашена дать серию демонстраций-показов для артистов его труппы :91-92 .
Она присоединилась к дягилевской труппе в качестве педагога по танцевальной технике для Нижинского :296 и/или его личной ассистентки :78 . Для самого Вацлава Мари стала одним из немногих доверенных лиц в его окружении.
Хотя появление Рамбер у Дягилева обычно связывается с постановкой «Весны Священной» , она была приглашена для руководства репетициями другого балета Нижинского — « Игры ». 1 сентября 1912 года Рамбер вместе с Дягилевым побывала у Клода Дебюсси , которому к этой дате была заказана партитура балета. Композитор отозвался о ней как о «женщине сухой, как москит» :296 .
В октябре Дягилев декларировал постановку «Игр» как важнейшую премьеру своего следующего сезона, однако уже в ноябре все силы были переброшены на « Весну священную », партитура которой была только что закончена Стравинским . Работа над «Играми» была приостановлена, и Нижинский приступил к постановке «Весны».
Дягилев, в надежде на то, что ритмическая система Далькроза поможет артистам выучить сложные ритмы Стравинского, в ноябре 1912 года вновь посетил Хеллерау вместе с Вацлавом, его сестрой Брониславой и другими сотрудниками своей труппы: следующие за «Фавном» постановки Нижинского уже несли в себе узнаваемые признаки ритмической системы Далькроза :296 . Мари занималась распространением идей своего учителя среди танцовщиков, однако некоторые из них протестовали против скучных уроков по ритмике :322 и подготовка к новому балету шла тяжело.
В 1913 году Мари — «учительница Ритмической гимнастики» и «мимистка в Дягилевском балете» :39 . Будучи в труппе, она, как и другие артисты, занималась в балетном классе Энрико Чекетти .
Мари тесно сотрудничала с Вацлавом Нижинским на протяжении 1913 года, находилась рядом с ним в заключительный репетиционный период балета « Игры », когда, вероятнее всего, были добавлены ритмические причуды, вызвавшие раздражение Дебюсси после премьеры.
После того, как 10 сентября 1913 года Нижинский неожиданно женился на венгерской аристократке Ромоле Пульской , Дягилев, предварительно уговорив вернуться Михаила Фокина , выгнал танцовщика из своей труппы, а его балеты снял с репертуара — таким образом, в услугах Рамбер он также более не нуждался.
Благодаря Дягилеву и работе в его труппе Рамбер открыла для себя богатство и красоту классического танца . Позднее, в 1922 году, « », поставленная Дягилевым на основе « Спящей красавицы » Мариуса Петипа, стала для неё одним из сильнейших театральных впечатлений.
В Лондоне
В 1914 году Рамбер переехала в Лондон, где продолжала заниматься у Чекетти. В 1917 году на званом ужине она познакомилась с английским драматургом и театральным критиком , 3 марта 1918 года они поженились.
Школа
В 1919 году Рамбер начала преподавать, следуя методике Энрико Чекетти, в 1920 году открыла в Лондоне собственную балетную студию, однако в 1926 году, когда Нинет де Валуа открыла свою «Академию хореографического искусства», хотела прекратить преподавание, опасаясь не выдержать конкуренции со столь громким названием :13 .
Рамбер была чутка к талантам — как исполнительским, так и балетмейстерским. Среди её учеников — такие крупнейшие британские хореографы, как Фредерик Аштон , начавший ставить благодаря её протекции, и Энтони Тюдор , Агнес де Милль , , , «первый британский виртуоз » , , и многие другие.
Труппа
Со временем на базе школы-студии Мари возникла собственная труппа: Ученики Рамбер, жаждущие выступать на сцене, начали готовить небольшие постановки для благотворительных вечеров и различных ревю , таким образом зародилась группа артистов-единомышленников, которая сначала называлась «Балетный клуб» ( Rambert’s Ballet Club ), а в 1935 году получила название «Балет Рамбер». Первым полноценным спектаклем Балетного клуба стал балетмейстерский дебют Фредерика Аштона « », состоявшийся 15 июня 1926 года — показанный в составе программы-ревю на сцене , этот балет стал первым английским национальным балетным спектаклем.
Представления давались под аккомпанемент фортепиано, сначала на различных сценах Вест-Энда и лондонских пригородов, затем — регулярно по воскресеньям на сцене театра « », принадлежавшего её супругу — Эшли Дюкс выкупил старинное здание 1851 года постройки в районе и к 1933 году перестроил его под нужды театра; название отсылало к подвижной природе Мари ( англ. mercury — «ртуть»).
Рамбер не боялась давать своим ученикам сложные партии, также они выступали под своими собственными именами, а не под русскоязычными псевдонимами, как тогда было принято :21 . Среди солистов Клуба Рамбер были её ученики Фредерик Аштон, , , . В 1929 году, после смерти Дягилева, к труппе присоединились некоторые танцовщики Русского балета, в том числе, Антон Долин и Алисия Маркова , лондонский дебют которой состоялся в Балетном клубе по приглашению Аштона. Последний утверждал, у Рамбер все были красавицами, тогда как артисты её конкурентки, Нинет де Валуа , по выражению Лидии Лопуховой , были «гадкими утятами» :21 .
Рамбер умела вдохновлять, однако у неё были сложности с планированием и организацией. В 1926 году, когда , владелица театров « Олд Вик » и « », искала человека, который взял бы на себя труд руководить хореографической частью её театрального предприятия, она обратилась к Рамбер, однако была озадачена тем, что Рамбер сама тут же обратилась к ней с просьбой «приглядеть за моими девочками» — в итоге контракт был заключён с Нинет де Валуа .
Хотя танцовщики Рамбер едва умещались на крошечной сцене «Меркурия», она не стремилась к изысканию других возможностей. Аштон, по его словам, умолял её стать более активной в мире профессионального театра :21 . В конце концов, в 1930-х часть артистов Балетного клуба (некоторые из которых были одновременно и хореографами и художниками) перешла в труппу под руководством де Валуа « Балет Вик-Уэллс », предлагавшую лучшие условия для работы, а с 1931 года — и постоянную зарплату. В то же время многие из них продолжали параллельно выступать на других сценах, в том числе, и у Рамбер.
В начале 1930-х Мари сотрудничала с « », в частности, она оплатила костюмы для балета Аштона « ». Поддерживала Мясина и его увлечение симфонизмом, когда « Русский балет Монте-Карло » гастролировал в Лондоне, постоянно находилась в театре.
В 1934 году Мари пригласила свою конкурентку, Нинет де Валуа, поставить балет для своей труппы — «Бар в Фоли-Бержер ». В 1935 году к ней вернулся Энтони Тюдор , ушедший к де Валуа в 1932 году в надежде найти там более широкое поле для применения своих талантов и уставший от ожидания. Для Рамбер он поставил одни из лучших своих работ — « » (1936) и « » (1937). В довоенные годы для Балета Рамбер также ставили её ученицы и Агнес де Милль .
В 1945 году, когда труппе Нинет де Валуа было предложено оставить частную сцену Лилиан Бейлис и в качестве Национального балета переехать в театр « Ковент-Гарден », Рамбер надеялась занять освободившуюся сцену «Сэдлерс-Уэллс», однако де Валуа, связанная с Бейлис контрактом касательно танцев в операх и опасаясь потерять удобную сцену в случае неудачи с «Ковент-Гарден», не дала ей этого сделать: покидая «Сэдлерс-Уэллс», она организовала там вторую компанию под предлогом создания «колыбели для молодых хореографов» :85 .
После войны специально для благотворительного вечера в Лондоне, организованного Мясиным и призванного поправить финансовое положение Нижинского, Рамбер возобновила «Послеполуденный отдых фавна» с артистами « Русского балета Монте-Карло » ( Фавн — Жан Бабиле ). Спектакль шёл с оригинальными декорациями Бакста и в присутствии хореографа, которого по этому случаю привезли из клиники в Швейцарии.
Рамбер также составила полную хореографическую партитуру «Весны священной» и самостоятельно сделала по ней фильм. Эти материалы она бережно хранила долгие годы, никому не давая для постановки, говоря, что «этот балет — вещь для меня священная» и она не может допустить, чтобы её ставили «сколько-нибудь неточно» :423 . Пьер Лакотт смог уговорил её доверить ему эти материалы для возобновления балета в парижской Опере , но дело разладилось после того, как оказалось, что в постановке, будучи совладелицей авторских прав, будет участвовать жена Нижинского Ромола, которую, по словам Лакотта, Рамбер терпеть не могла, считая «более безумной, чем её муж» :423 .
Уже в конце своей жизни, Мари Рамбер помогала ( англ. Millicent Hodson ) и ( англ. Kenneth Archer ) в их тщательной работе над восстановлением «Весны священной» в Балете Джоффри — премьера состоялась осенью 1987 года в Лос-Анджелесе.
Личная жизнь
Мари Рамбер была замужем за драматургом и театральным критиком (1885—1959), который писал для «Нью стейтмент» и сразу оценил значение первых гастролей Русского Балета в Лондоне, назвав из «событием века» :333 . У них было две дочери — Анжела и Елена.
Архив и коллекция
Архив Рамбер включает в себя киноплёнки с записями различных балетных спектаклей, шедших в Лондоне на заре становления английского национального балета и во время его расцвета, эскизы, костюмы, фотографии, переписку, дневники, программы спектаклей, рецензии, награды хореографа и т. д.
Мари Рамбер была также обладательницей значительной коллекции гравюр , посвящённой истории европейского балета, которую она вместе с супругом собирала на протяжении всей первой половины XX века. Свою первую гравюру Мари приобрела в качестве свадебного подарка, но так и не смогла с ней расстаться. Коллекция гравюр Рамбер-Дюкса ( Rambert-Dukes collection of Romantic Ballet prints ) стала одной из первых, посвящённых этой тематике и одной из наиболее полных в частных руках. Основная часть коллекции состоит из более чем 130 гравюр, посвящённых , однако в неё также входят листы XVII и XVIII веков и литографии конца XIX века. Коллекция демонстрировалась в фойе театра «Меркурий» до 1968 года, когда Мари передала её в дар музею Виктории и Альберта .
Признание и награды
- 1 января 1962 — Орден Британской империи и соответствующий ему титул Дамы-Командора .
Библиография
Marie Rambert. . — London, 1972.
Фильмография
- В 1962 году Мари Рамбер была гостем телевизионной передачи «Это твоя жизнь» ( This Is Your Life ) .
Примечания
- Источники
- ↑ Dame Marie Rambert // (англ.)
- ↑ Dame Marie Rambert // (нем.)
- ↑ Линн Гарафола. Русский балет Дягилева / перевод с англ. М. Ивониной, О. Левенкова. — Пермь: Книжный мир, 2009. — 480 с. — ISBN 973-5-903-861 -06-4.
- ↑ М. Мейлах. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. Том I: Балет.. — М. : Новое литературное обозрение, 2008.
- ↑ Шенг Схейен . Дягилев. «Русские сезоны» навсегда = Sergej Diaghilev. Een Leven Voor de Kunst / пер. с нидерландского Н. Возненко и С. Князьковой. — М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 608 с. — ISBN 978-5-389-05009-9 .
- Claire-Lise Dutoit. Music, Movement, Therapy. — London, 1977.
- С. Л. Григорьев. Балет Дягилева. — М. , 1993.
- // Листки Курсов ритмической гимнастики. — С-Пб., 1913. — Т. № 1 .
- ↑ Zoë Anderson. The Royal Ballet. 75 years.. — Faber and Faber, 2006. — 354 с.
- от 29 ноября 2014 на Wayback Machine (англ.)
- от 7 декабря 2014 на Wayback Machine // The London Gazette , 29 декабря 1961 (англ.)
- от 17 июля 2015 на Wayback Machine (англ.)
- Комментарии
- «Русский балет» оказался в Дрездене волею случая: после январских гастролей в Берлине труппа должна была ехать в Санкт-Петербург, однако из-за пожара в « Народном доме » гастроли в Россию были срочно заменены выступлениями в Дрездене.
- Первая статья князя Сергея Волконского о Далькрозе на русском языке вышла в 1910 году и Стравинский с воодушевлением писал о ней Дягилеву.
- В конце 1912 года Дягилев, сомневающийся в том, что Нижинский справится с ритмическими сложностями «Весны священной», обратился к Далькрозу рекомендовать кого-то из своих учеников: «Далькроз прислал Мари Рамбер…» :76
Ссылки
- // Национальная портретная галерея, Лондон.
- 2021-04-30
- 2