Interested Article - Бартолетти, Бруно

Бру́но Бартоле́тти ( итал. Bruno Bartoletti , 10 июня 1926, Сесто-Фьорентино , Тоскана — 9 июня 2013, Флоренция ) — итальянский оперный дирижёр , художественный руководитель Чикагской Лирической оперы (1975—1999), Римской оперы (1965—1973), Флорентийского музыкального мая (1985—1991), главный дирижёр Королевского театра Дании (1957—1960). В качестве приглашённого дирижёра работал в большинстве оперных театров мира.

Бартолетти был известен как глубокий интерпретатор итальянской оперы, в первую очередь Верди и Пуччини, но благодаря его усилиям репертуар театра обогатился и современными произведениями. Как отмечает « Вашингтон пост », благодаря итальянскому дирижёру чикагская опера стала одной из самых уважаемых и смелых в своём роде оперных компаний .

Биография

Бруно Бартолетти родился 10 июня 1926 года в семье кузнеца, который с детства привил сыну любовь к музыке. Благодаря содействию учительницы музыки, заметившей талантливого юношу, Бруно поступил в Консерваторию Керубини , где обучался игре на фортепиано и флейте . Музыкант играл на флейте в оркестре «Музыкального мая», работал концертмейстером в вокальном учебном центре Театро Коммунале во Флоренции, ассистировал дирижёрам Артуру Родзинскому , Дмитрису Митропулосу , Витторио Гуи , Туллио Серафину . Серафин рекомендовал Бартолетти заняться дирижированием . Дирижёрский дебют Бартолетти состоялся в 1953 году в Театро Коммуналена в опере Дж. Верди « Риголетто » с участием Юсси Бьёрлинга . В 1957 стал постоянным дирижёром международного фестиваля «Флорентийский музыкальный май», здесь он дирижировал премьерой оперы Д. Шостаковича « Нос ». Позднее он снова вернулся в «Музыкальный май» в качестве художественного руководителя (1985—1991). Бартолетти был художественным руководителем Римской оперы (1965—1973) и главным дирижёром Королевского театра Дании (1957—1960).

После полувековой службы в Чикагской лирической опере Бартолетти вернулся в Италию, где преподавал в Музыкальной академии Киджи в Сиене , совмещая эту работу с дирижированием в разных театрах Италии. Его последнее выступление состоялось во Флоренции в 2011 году — 84-летний маэстро дирижировал оперой Пуччини « Манон Леско » .

Бруно Бартолетти — Кавалер Большого креста Итальянской республики, лауреат престижной премии Франко Аббьяти (2003), член Академии св. Цецилии .

Чикагская лирическая опера

Дирижёрский дебют Бартолетти в США состоялся в Чикагской лирической опере в 1956 году, маэстро дирижировал « Трубадуром » Верди: он заменил заболевшего Серафина по рекомендации Тито Гобби . По словам тогдашнего руководителя Опера-лирик Уильяма Мэйсона, «Бруно был страстно увлечён оперой и пением, итальянская опера была у него в крови — не было лучшего интерпретатора Пуччини» . Бартолетти вспоминал, что в тот период в театре был фантастический состав исполнителей, но не было достаточного числа репетиций и постановки были неудовлетворительными. Бартолетти ввёл в традицию четырех-шестинедельный репетиционный период перед постановкой . В его руках были назначение солистов и репертуарная политика театра. Он умел разглядеть талант в молодых музыкантах . Благодаря ему на сцене Чикагской лирической оперы состоялись американские дебюты итальянских дирижёров Даниэле Гатти и Рикардо Шайи , а 25-летний Питер Селларс в 1983 году поставил «Микадо» .

В 1964 году Бартолетти назначен художественным руководителем театра совместно с , а в 1975 году стал единоличным художественным руководителем и занимал этот пост до выхода на пенсию в 1999 году, должность же почётного руководителя Опера-лирик сохранялась за ним до конца жизни . Но и после отставки маэстро не расстался со сценой, которой посвятил всю жизнь. Последними его спектаклями в Чикагской лирической опере стали показы «Травиаты» в 2007 году. За годы службы в театре Бартолетти стоял у дирижёрского пульта на 592 спектаклях пятидесяти пяти опер .

Дирижёрские работы

Под руководством Бартолетти в чикагской опере были поставлены « Дон Карлос » Верди (1964), « Дон Паскуале » (1974) Доницетти , « Андре Шенье » Джордано (1979), « Евгений Онегин » Чайковского (1985), «Манон Леско» (2005), « Катя Кабанова » Яначека , « Электра » Р. Штрауса , « Леди Макбет Мценского уезда » Шостаковича , « Игрок » Прокофьева , « Замок герцога Синяя борода » Бартока и другие .

Среди работ Бартолетти на мировых сценах « Воццек » Берга (1963, Флоренция), « Норма » Беллини (1964, Буэнос-Айрес , театр «Колон»), « Фаворитка » Доницетти (1967, Буэнос-Айрес), « Фальстаф » Верди (1970, Сан-Франциско ), « Джоконда » Понкьелли (1971, Рим ), « Роберто Деверё » Доницетти (1972, Венеция ), « Паяцы » Леонкавалло и « Сельская честь » Масканьи (1979, Ковент-Гарден и 2007, Генуя ), « Аттила » Верди (1980, Рим), « Кармен » Бизе (1982, Цюрих ), « Весталка » Спонтини (1984, Генуя), « » Бойто (1989, Флоренция), « Симон Бокканегра » Верди (1996, Рим), « Огненный ангел » Прокофьева (1999, Ла Скала ), « Луиза Миллер » Верди (1999, Цюрих), « Двое Фоскари » Верди (2001, Рим), « Богема » и « Мадам Баттерфляй » Пуччини (2003 и 2004, Ла Скала), « Аида » (2005, Парма), « Пират » Беллини (2007, Анкона ) и другие .

Основное внимание Бартолетти уделял опере, но были у него и симфонические работы . Он дирижировал несколькими мировыми премьерами произведений таких композиторов, как Л. Берио , Л. Даллапиккола , П. Дессау , Л. Рокка , Дж. Ф. Малипьеро , Н. Рота , А. Хинастера (« », 1964, Буэнос-Айрес). В Чикагской Лирической опере Бартолетти дирижировал американской премьерой оперы Б. Бриттена «Билли Бадд» (1970) и мировой премьерой «Потерянного рая» К. Пендерецкого (1978).

Бартолетти был музыкальным руководителем и дирижёром на съемках известного фильма-оперы «Тоска» с Райной Кабаиванска и Пласидо Доминго (1976), участвовал в нескольких телевизионных оперных спектаклях, многие постановки под управлением маэстро Бартолетти записаны на CD и DVD.

Примечания

  1. Emily Langer. (англ.) . The Washington Post (11 июня 2013). Дата обращения: 15 января 2014. 12 июня 2013 года.
  2. Lawrence A. Johnson. (англ.) . Chicago Classical Review (10 июня 2013). — He was passionate about opera and singing. Italian opera was in his blood – there was no better interpreter of Puccini. . Дата обращения: 16 января 2014. 16 января 2014 года.
  3. Bruce Weber. (англ.) . The New York Times (13 июня 2013). Дата обращения: 15 января 2014. 8 ноября 2017 года.
  4. John von Rhein. (англ.) . Chicago Tribune (9 июня 2013). Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.
  5. (англ.) . OperaNews (Metropolitan Opera, NY) (9 июня 2013). Дата обращения: 16 января 2014. 3 декабря 2013 года.
  6. (англ.) . The Independent (12 июня 2013). Дата обращения: 15 января 2014. 28 января 2014 года.
  7. С. Элькин. . «Реклама» (газета, США). Дата обращения: 16 января 2014. Архивировано из 16 января 2014 года.
  8. Е. Цодоков. . OperaNews.ru (16 июня 2013). Дата обращения: 15 января 2014. 15 ноября 2013 года.
  9. . InterMedia (3 октября 2007). Дата обращения: 15 января 2014. 16 января 2014 года.

Ссылки

  • (англ.)


Источник —

Same as Бартолетти, Бруно