Утемисов, Махамбет
- 1 year ago
- 0
- 0
Махамбе́т Утеми́сов ( каз. Махамбет Өтемісұлы ; 1803 , Букеевская Орда , Российская империя — 20 октября 1846 , там же) — один из руководителей восстания казахов в Западном Казахстане в 1836—1838 годах. Поэт ( акын ), до восстания был придворным поэтом при ставке Жангир-Керей-хана .
Родился в 1803 году в Букеевской Орде (ныне Бокейординский район Западно-Казахстанской области ). Происходит из рода Жаик Бериш племени Байулы .
Первые знания Махамбет получил в медресе. Продолжил учение в Оренбурге , куда в 1824 году его, уже известного поэта, послал хан Внутренней (Букеевской) орды Жангир , определив его наставником к своему сыну Зулькарнаю. Там Махамбет овладел русским языком и русской грамотой. Был набожным человеком, осведомлённым в исламе .
Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Жангиром возник конфликт.
Осенью 1829 года Махамбет, активный участник вспыхнувшего в степи восстания, был заключен в Калмыковскую крепость , где провел два года: бежать ему удалось только в 1831 году.
Вместе с Исатаем Таймановым возглавил повстанческие отряды, ведшие борьбу с правительственными российскими войсками и войсками хана Жангира. После поражения восставших в битве у р. Акбулак, во время которой погиб Исатай Тайманов, бежал на юг, где скрывался несколько лет.
Зимой 1839 - 1840 гг. Махамбет принял участие в Хивинском походе , развернув партизанскую войну против русских войск генерала Перовского . Хивинский хан Аллакули не стал помогать Махамбету. Тем не менее, его слава как вождя и поэта привлекали в его войско сотни добровольцев. Небольшими отрядами они нападали на растянутые колонны русской армии .
Даже не приблизившись к Хиве , русское войско понесло большие потери на казахской земле. Спустя четыре месяца бесплодных усилий, в феврале 1840 г. Перовский отдал приказ отступить. Погибло свыше 1 тысячи русских солдат, в руках у повстанцев оказались оружия и провианты. Провал Хивинского похода привел к отставке Перовского .
Погиб 20 октября 1846 года на территории нынешней Атырауской области — был убит наёмными убийцами своих врагов. В других источниках написано что его убил его родственник у которого Махамбет скрывался от своих врагов, его подговорил султан Баймагамбет (взамен за его голову получив большую сумму)
Одним из видных представителей казахской поэзии первой половины XIX века является Махамбет Утемисов, друг и соратник Исатая Тайманова — предводителя крестьянского антифеодального восстания казахов 1836—1837 годов.
Один из сыновей Утемиса, человека богатого, влиятельного, приближенного к ханскому окружению, Махамбет выделялся среди своих сверстников живым умом, любознательностью и острым языком. Современники отмечали, что он основательно знал Коран, был ему знаком также и язык служебной переписки, а знания эти он скорее всего получил в медресе.
В 1836 году в Букеевской орде вспыхнуло восстание, направленное против произвола хана Жангира, который облагал народ все новыми и новыми налогами, поборами, пошлинами. Руководителями восстания стали Исатай Тайманов и Махамбет. На подавление восстания были брошены части регулярной русской армии. Два года превосходящим в силе ханским нукерам и регулярным царским войскам противостояли простые кочевники. С пиками и саблями против ружей и пушек они не раз одерживали победы. Немало этому способствовали воодушевляющие стихи-песни поэта Махамбета. Простые и конкретные, впечатляющие и неоспоримые, своей яркой метафоричностью они оказывали почти такое же воздействие на восставших, как и суры Корана.
12 июля 1838 года у реки Киыл восставшие приняли бой с превосходящими силами противника. В этом неравном бою был убит Исатай, а руководимые им повстанцы отступили. Махамбету удалось скрыться от преследователей, но собрать рассыпанных по степи восставших ему не удалось. Поэт бежал в Хиву, а, вернувшись на родину, 17 марта 1841 года был арестован по доносу предателя и отправлен в Оренбург. Военный суд вынес следующее решение: «Подсудимого Утемисова, в уважение хорошего расположения к правительству, оказанного во время бытности в Зауральской орде, освободив от наказания, препроводить за линию, с воспрещением приближаться к оной, если же осмелится нарушить это запрещение или перейти на внутреннюю сторону, то подвергнется строжайшему наказанию».
В течение нескольких лет Махамбет скрывался в дальних аулах за Уралом. Но и здесь враги поэта-воина не оставили его в покое. Султан Баймухамет (Баймагамбет), захвативший власть после смерти хана Жангира, сначала пытался приручить Махамбета, сделать его придворным поэтом, хитростью и лестью заставить служить себе: ведь если на его стороне будет любимый народом акын, это сделает его власть более прочной. Махамбет не пошел на сделку с султаном и сложил о нём такую песню, которая заявляла во всеуслышание о нравственной победе поэта-воина и его соратников над угнетателями народа. «Слово, сказанное султану Баймагамбету» — свидетельство непримиримого отношения поэта к правящему режиму, знак его несогласия с политикой, направленной на дальнейшее усиление социального неравенства в казахской степи, и стремления продолжать борьбу как с оружием в руках, так и с помощью своего поэтического таланта.
Махамбет — певец, вышедший из среды аристократии, открыто вставший на сторону народных масс. Развив традиции героических певцов, преобразовал образы казахской поэзии, усилил социальные мотивы, что привело к появлению гражданской лирики в истории казахской поэзии. Жанры лирических песен-стихов Махамбета довольно многообразны: среди них есть и песни-обращения к друзьям или врагам, построенные в форме речи-призыва или обличения, и песни-плачи ( жоктау ), и толгау, и элегии.
Его стихи и песни: «Проклятие Жангиру», «Султану Баймагамбету», «Война». «Исатай — сын Таймана», «Великая мечта».
Вот как характеризовал Махамбета один из его современников, лично знавший его, писатель Е. П. Ковалевский в книге «Странствователь по суше и морям», изданной еще в середине XIX столетия: «Я понял его как человека чрезвычайно замечательного в кругу своего народа, самозабвенно ему преданного, весьма образованного, политически проницательного, хорошо владеющего русским языком, как натуру героического склада, подлинного патриота, как человека острого ума, страстно ищущей души и большого обаяния, как на редкость увлекательного собеседника».