Interested Article - Шаир Аутар

Шаир Аутар ( Ша‘ир Автар, Ша‘ир ’Аутар или Ша‛р Аутар ; Sha‛r Awtar ) — царь ( малик ) Сабы около 210 230 годов из хамданитской династии, сын и соправитель царя Алхана Нахфана . Временно возродил гегемонию Сабейского царства на юге Аравийского полуострова , в результате чего около 220 года вновь принял двойной титул «царь Сабы и Зу Райдана».

Происхождение и начало правления

Шаир Аутар был сыном сабейского царя Алхана Нахфана ; в сохранившихся надписях отца Шаир Аутар фигурирует в качестве его соправителя и, как следствие, престолонаследника. После смерти отца Шаир Аутар, судя по всему, без каких либо проблем унаследовал сабейский престол . Это произошло около 210 года . Известна посвятительная надпись CIH 308 , обнаруженная в храме Турат (к северу от Саны ), в которой царь Алхан Нахфан и его сын-соправитель Шаир Аутар благодарят своего родового бога-покровителя Таалаба Рийама (местного бога луны и верховного божества области Сумай) «за заключение военного союза с царем Хабашат ( Абиссинии ) подобно тому, как был заключён их союз с царем Хадрамаута , до этого посвящения». В благодарность за это цари Сабы посвятили своему богу тридцать бронзовых статуй .

Правление

Шаир Аутар продолжил политику отца, направленную на расширение и укрепление власти Сабы на юге Аравии . Для достижения этой цели ему первоначально приходилось поддерживать союзнические отношения с абиссино- аксумским царём , войска которого к тому времени, судя по всему, уже ушли с Аравийского полуострова . Сведения об этом содержатся, в частности, в сакральной надписи Ja 631 из центрального марибского храма , в которой один из полководцев Шаира Аутара, кайл Катбан Авкан из рода Бану Гурат, посвящает верховному сабейскому богу две бронзовые статуи в благодарность за помощь Катбану Авкану и его общине «во многих боях и сражениях и битвах и в стычках и в столкновениях, в которых он участвовал и сражался с царями и войсками, которые сражались и воевали против господина их, Шаира Аутара», а также за помощь в успешном осуществлении дипломатической миссии, в ходе которой Катбан Авкан, посланный Шаиром Аутаром с посольством в землю Хабашат к Гадаре, заключил необходимые сабейскому царю соглашения и благополучно вернулся домой с «хорошим ответом, который удовлетворил их господина во всем, с чем он посылал их» .

Кроме Аксума Шаир Аутар поддерживал союз с Хадрамаутом , заключенный ещё во время царствования Алхана Нахфана , причём в этом союзе Шаир Аутар занимал доминирующее положение. В 222 223 годах он оказал военную помощь хадрамаутскому царю Илиаззу Йалуту II , мужу своей сестры, во время восстания общин и племен во Внутреннем Хадрамауте. Однако Илиазз Йалут явно тяготился союзом с Шаиром Аутаром и попытался распространить свою власть на часть территории бывшего Катабана . После того как около 225 года или во 2-й половине 20-х годов III в. царь Хадрамаута без санкции Сабы захватил катабанский город Абадан, Шаир Аутар пошёл на него войной, разбил его войско, а самого Илиазза Йалута захватил в плен. Сабейские войска разорили столицу Хадрамаута и его главный порт Кану, а сестра Шаира Аутара, хадрамаутская царица , которую, вероятно, к этому времени уже перевели в разряд заложниц, была возвращена в Мариб . Кроме покорения Хадрамаута, дошедшие до нас надписи Ja 634 , Ja 635 и Ja 641 сообщают о походе Шаира Аутара против племени киндитов , во время которого его войска захватили и разграбили киндитскую столицу (Карйат аль-Фау), расположенную в оазисе между Наджраном и Йамамой на караванном пути с запада на восток .

Добившись определённых успехов в утверждении господства Сабейского царства над территорией Южной Аравии, Шаир Аутар между 218 и 223 годами принял титул «царь Сабы и Зу Райдана», тем самым заявляя о своей власти не только над Сабой, но и над территорией Химьяра . Несмотря на это, определённая часть территории Химьяра, судя по сохранившимся надписям, продолжала контролироваться местной династией. К примеру, в указанной выше надписи Ja 631 кайл Катбан Авкан повествует о своей победе над осадившими Зафар (столицу Химьяра) аксумскими войсками под предводительством полководца Бега (Байга). В этой битве, продолжавшейся несколько дней, на стороне Катбана Авкана во главе своих войск участвовал химьяритский царь , который также носил титул «царь Сабы и Зу Райдана». По мнению французского ориенталиста , неудачное аксумское вторжение в Химяр под предводительством Бега могло иметь место во второй четверти III в., как при сабейском царе Шаире Аутаре, так и при его приемнике ; согласно другой версии ( М. Д. Бухарин , Н. Небес), текст надписи Ja 631 свидетельствует, что причиной вторжения аксумитов в Южную Аравию под командованием Бега послужила именно смерть Шаира Аутара, после которой наступил период междуцарствия и негус Аксума посчитал себя свободным от союзнических соглашений, заключённых с покойным царём Сабы .

Царь Шаир Аутар умер около 230 года . При жизни он сделал соправителем своего младшего брата Хайвастара Йаду, рассчитывая передать ему престол по наследству, однако Хайвастар не смог утвердиться в качестве следующего царя Сабы . Преемником Шаир Аутар на сабейском престоле стал Лахайасат Йархам, родственные связи которого с предыдущими царями не известны . По оценке советского А. Г. Лундина , Шаир Аутар является одним из известнейших сабейских царей, в правление которого Сабейское государство достигло большого могущества и распространило свою гегемонию практически на всю территорию современного Йемена , за исключением Хадрамаута .

Примечания

  1. , с. 56.
  2. , с. 158.
  3. , с. 57.
  4. , с. 336.
  5. , p. 278.
  6. , с. 155—157.
  7. , с. 6—7.
  8. , с. 157—158.
  9. , с. 38.
  10. , с. 338—339.
  11. , с. 18.
  12. , с. 338.
  13. , с. 7.
  14. , с. 158—159.
  15. , с. 8.
  16. , с. 342.
  17. , с. 344.

Литература

Источник —

Same as Шаир Аутар