Дворцово-парковый ансамбль
- 1 year ago
- 0
- 0
Чатура́нга ( санскр. चतुरङ्ग ; IAST : caturaṅga ) — древнеиндийская игра, считающаяся прародителем шахмат , сёги и многих других игр. Известен вариант чатуранги для двух игроков, похожий на современные шахматы, и — с XI века — вариант для четырёх игроков (его ещё называют «чатураджи»). Полностью правила игры неизвестны, в источниках содержатся описания ходов фигур, у разных авторов имеющие некоторые отличия .
Название «чатуранга» переводится как «четырёхсоставная» и первоначально было эпитетом войска, которое в древней Индии состояло из колесниц (ратха), боевых слонов (хасти), конницы (ашва) и пеших воинов (падати). Игра символизировала битву с участием четырёх родов войск, которыми руководил предводитель (раджа) .
Доска размером 8x8 клеток в Индии использовалась для игры под названием «аштапада» ( игра-гонка , в которой игроки перемещали по доске фигурки двух цветов в соответствии с бросками костей ). Под тем же названием была известна и сама доска (в частности, так она названа в «Махабхашье» Патанджали , датируемой II веком до н. э.). В «Брахмаджала сутте» (V век до н. э.) Будда перечисляет игры, в которые возбраняется играть, и первыми называет игры на досках с 8 и 10 рядами клеток. Историк шахмат Г. Мэррей отождествляет первую из них с аштападой .
Первым упоминанием игры чатуранги считается отрывок из написанного на санскрите романа « », созданного поэтом Баной при дворе короля Харши (сер. VII века) . В нём Бана рассказывает, что в правление Харши «только пчёлы соперничали за взятки, только в стихах обрезались стопы и только аштапады учили позициям чатуранги», то есть не велось настоящих войн . Мэррей также считал, что отсылка к чатуранге содержится в строке романа Субандху «Васавадатта» (нач. VII века): «Сезон дождей играл в свою игру, фигуры которой — жёлтые и зелёные, как будто покрытые лаком, лягушата — прыгали по чёрным клеткам садовых клумб» . Но современные исследователи не усматривают оснований для такого вывода . Согласно трактату на среднеперсидском языке ( пехлеви ) « Чатранг-Намак », шахматы ( чатранг ) были подарены индийским правителем шахиншаху Хосрову I (531—579). Этот рассказ считается достаточно правдоподобным для датировки знакомства персов с чатурангой . По мнению Мэррея, это позволяет примерно определить и время изобретения чатуранги — около 570 года .
О том, что к персам шахматы попали из Индии, писал арабский мастер сер. IX века Адли , автор одного из наиболее сохранившихся трудов о шатрандже: «Общепризнанно, что в Индии сделаны три изобретения, подобных которым не было ни в одной другой стране: книга „ Калила и Димна “, девять цифр, с помощью которых можно считать до бесконечности, и шахматы» .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Персидский историк Бируни в своём труде об Индии (ок. 1030 года) оставил описание чатуранги для четырёх игроков: на доске размещались четыре комплекта фигур, состоявших из короля, слона, коня, ладьи и четырёх пешек. Бросок игральной кости определял, какой фигурой игрок должен делать следующий ход, а за каждую «съеденную» фигуру противника игрок получал определённое количество долей от ставки . В XIX веке была популярна теория , развитая Дунканом Форбсом , согласно которой предком шахмат была именно эта игра, а к привычной форме шахматы пришли из-за неудобств при поиске игроков и из-за религиозного запрета на кости. При этом, по Коксу и Форбсу, в таком виде игра возникла примерно 3000 лет до н. э. Уже Мэррей критиковал эти представления, а датировка Форбса объяснялась ошибками при работе с индийскими источниками . Неизвестны источники об игре для четырёх игроков, которые предшествовали бы Бируни. Напротив, об этой игре, очевидно, не было известно ни Адли, ни автору труда X века «Нитивакьямурта», который писал: «В чатуранге не бывает короля без ферзя» («советника») . Сейчас теория Кокса — Форбса рассматривается как исторический курьёз, хотя продолжает воспроизводиться многими популярными изданиями .
Из чатуранги в разных странах развились персидский шатрандж (непосредственный предок шахмат), китайские сянци , японские сёги , таиландский макрук , корейские чанги .
В Китае распространена, также, альтернативная версия истории происхождения шахматных игр, согласно которой чатуранга, как и сянци, произошла из существовавшей уже много веков до неё шахматной игры любо ; однако однозначных и достоверных её подтверждений на настоящий момент нет.
Полные правила чатуранги первых столетий существования игры достоверно неизвестны и реконструируются по обрывочным упоминаниям в источниках . В общих чертах она, очевидно, напоминала развившийся из неё шатрандж: два игрока играли в чатурангу на доске размером 8×8 клеток комплектами из восьми фигур и восьми пешек, а целью игры было поставить мат королю противника . Из сохранившегося отрывка труда арабского мастера сер. IX века Адли известны отличия чатуранги от шатранджа: пат считается победой запатованной стороны; игрок, съевший все фигуры соперника, побеждает, даже если король соперника ответным ходом мог съесть последнюю чужую фигуру; слоны располагались на угловых полях и перемещались «прыжком» через одну клетку по вертикали и горизонтали, а не по диагонали, как в шатрандже . О некоторых ходах фигур в чатуранге известно из трактата поэта IX века «Кавьяланкара», в котором описаны задачи пройти все поля игральной доски для чатуранги ходом коня , колесницы и слона .
Фигуры в чатуранге и их ходы:
Чатурангу для четырёх игроков («чатураджи») вслед за Бируни подробно описал автор XV века Рагхунандана. В ней использовались комплекты фигур четырёх цветов: чёрные, зелёные, жёлтые и красные. Король мог быть «съеден», как и любая другая фигура; за съеденные фигуры игроки получали очки, которые суммировались. Рагхунандане было известно превращение пешки : она становилась той фигурой своего цвета, которая занимала эту вертикаль в начальной позиции .