Interested Article - Чёрный принц (фильм)
- 2021-08-15
- 1
«Чёрный принц» — советский художественный чёрно-белый фильм , снятый режиссёром Анатолием Бобровским на киностудии «Мосфильм» в 1973 году. Второй фильм трилогии о милиции про полковника Зорина с Всеволодом Санаевым в главной роли. В фильме звучит песня «Неужели мы заперты в замкнутый круг?» на стихи Владимира Высоцкого в исполнении Валентины Толкуновой .
Сюжет
Неизвестными совершено дерзкое ограбление квартиры Самохиных. На следующий день найден убитым один из участников преступления. Поначалу подозрение падает на бывшего преступника Тимофея Ямцова по кличке "Прыгун". После задержания Ямцов бежит из-под стражи, чем, казалось, только усугубляет свою вину. Тем не менее полковник Зорин, которому поручено расследование уголовного дела, разрабатывает вовсе не Ямцова, а пытается понять, за чем именно охотились преступники в небогатой квартире.
Выяснив, что владельцем квартиры Самохиных до революции 1917 года был купец Пузырин, Зорин понимает, что купец-миллионщик, вероятно, сохранил в помещении тайник с какой-то ценностью. Он выходит на Водовозова - сына помощника купца, который знал о тайнике и о сокровище. Оказывается, преступники выкрали уникальный бриллиант «Чёрный принц», убили Водовозова и попытались сбыть камень. При этом Снегирёв по кличке "Хряк" и Шалыгин по кличке "Жаба" подставили Ямцова, чтобы именно на него пало подозрение. Подмешав ему в водку снотворное, они добились своей цели. Зорин восстанавливает действительную картину преступления и находит похищенный драгоценный камень.
В ролях
- Всеволод Санаев — Иван Сергеевич Зорин, полковник милиции
- Николай Гриценко — Ананий Дмитриевич Мытников, старший товаровед
- Тамара Сёмина — Наталья Дмитриевна Ямцова, жена Тимофея Егоровича
- Раиса Куркина — Нина Петровна Самохина
- Владимир Носик — Константин Васильевич Журавлёв, милиционер
- Александр Калягин — Даниил Аркадьевич Бийчук (Даник)
- Павел Панков — Яков Афанасьевич Пузырин, из «бывших», сын купца, владелец бриллианта
- Геннадий Корольков — Тимофей Егорович Ямцов (Прыгун)
- Герберт Дмитриев — Алексей Савельевич Снегирёв (Хряк)
- Игорь Кашинцев — Павел Миронович Шалыгин (Жаба)
- — Дмитрий Алексеевич Поливанов, эксперт
- Феликс Яворский — прокурор
- — сотрудник милиции
- Мария Синельникова — мать Бийчука
- Константин Тыртов — сурдопереводчик
- Юрий Соковнин — жулик, сообщник Бийчука
- Алексей Зайцев — Водовозов, убитый
- Виктор Маркин — Самохин
- Инна Кара-Моско — Люда, официантка
Съёмочная группа
- Автор сценария: Владимир Кузнецов
- Режиссёр: Анатолий Бобровский
- Оператор: Георгий Куприянов
- Художник:
- Композитор: Исаак Шварц
- Звукорежиссёр:
- Текст песни: Владимир Высоцкий
- Исполнение песни: Валентина Толкунова
«Встань, Хряк!»
В финале фильма полковник Зорин излагает версию преступления в присутствии сотрудников милиции, подозреваемых и свидетелей. Главную роль в преступлении сыграл рецидивист по кличке Хряк, личность которого остается неизвестной до последних минут фильма. В заключение Зорин обращается к одному из присутствующих по имени, а затем твёрдым голосом командует: «Встань, Хряк!» Таким образом, эта фраза становится ключевой в развязке детективной истории.
Реплика стала одной из излюбленных цитат участников движения митьков , и неоднократно встречается в их литературных произведениях.
— Уймись ты, дурачина, сейчас тебе Витька «Встань, Хряк» устроит! — крикнула из толпы какая-то баба в мухояровой душегрейке.
— Владимир Шинкарёв . «Папуас из Гондураса»
Исторические неточности
В основе сюжета лежит история о русском купце Афанасии Пузырине, который осенью 1916 года поехал на ювелирный «ежегодный аукцион» в Варшаве покупать бриллиант «Чёрный принц». Авторы этой истории игнорируют тот факт, что входившая в состав Российской империи Варшава ещё 1 августа 1915 года была захвачена германскими войсками в ходе боёв Первой мировой войны , и приезд туда русских купцов на ювелирный аукцион через линию фронта был невозможен.
Критика
В журнале «Cоветский экран» указывалось, что фильм «занимателен, и интрига его точна, и детали выверены» .
Кинокритик Валентин Михалкович писал, что фильм привлекает «правдой изображаемого — правдой человеческой, нравственной» . Он отмечал эволюцию облика полковника Зорина, который «оказывается вовсе не лишённым юмора, способным иронизировать». При этом «душевный склад полковника у В. Санаева, играющего удивительно вдумчиво, не на ситуациях, а на их аналитическом осмыслении, кажется и самостоятельным, не зависящим от предложенных обстоятельств и в то же время идеально с ними гармонирует» .
Кинокритик Всеволод Ревич также отмечал, что характер главного героя был развит по сравнению с предыдущим фильмом трилогии .
Примечания
- , с. 9.
- ↑ , с. 90.
- , с. 87.
Литература
- Чайковская О. Вне подозрений // Советский экран. — 1973. — № 18 . — С. 9 .
- Михалкович В. Ложе канонов и русло жизни // Искусство кино. — 1974. — № 1 . — С. 84—100 .
- Ревич В. А. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. — М. : ВБПК, 1983. — С. 87. — 160 с. — 100 000 экз.
Ссылки
- // « », 1973.
- // « Советский экран », 1973.
- 2021-08-15
- 1