Interested Article - Катада ибн Диама
- 2020-09-11
- 1
Абу аль-Хатта́б Ката́да ибн Диа́ма ас-Саду́си аль-Басри́ ( араб. أبو الخطاب قتادة بن دعامة السدوسي البصري ; 680 — 735 или 736 , Васит , Ирак , Омейядский халифат ) — исламский учёный-богослов , табиин , хадисовед , толкователь Корана и знаток арабского языка. Ученик сподвижника пророка Мухаммеда Анаса ибн Малика , а также ряда других выдающихся деятелей раннего ислама ( Хасан аль-Басри , Джабир ибн Зейд и др.). Автор нескольких трудов о Коране, которые не сохранились до наших дней.
Биография
Его полное имя : Абу-ль-Хаттаб Катада ибн Ди‘ама [ибн Катада ] ибн ‘Азиз [или ‘Укаба ] ибн ‘Амр ибн Раби‘а ибн ‘Амр ибн аль-Харис ибн Садус ас-Садуси аль-Басри ( أبو الخطاب قتادة بن دعامة [بن قتادة] بن عزيز [عكابة] بن عمرو بن ربيعة بن عمرو بن الحارث بن سدوس السدوسي البصر ) .
Родился в 60 году хиджры (680 год н. э.), по происхождению — араб - бедуин из племени . Прибыл в Басру будучи ребёнком и прожил там всю жизнь. Был учеником сподвижника пророка Мухаммеда Анаса ибн Малика , а также обучался в Басре у Хасана аль-Басри , Ибн Сирина , Джабира ибн Зейда , в Хиджазе у Саида ибн аль-Мусаййиба , и Ата ибн Абу Рабаха . Многие хадисоведы той поры ставили Катаду выше других учеников Хасана аль-Басри из-за его надёжности и превосходной памяти .
В Басре сформировалась школа Катады, где под его руководством обучались многочисленные ученики. Именно его последователи записывали мнения учителя, который был слепым и не мог делать это самостоятельно .
По сообщению , Катада скончался в 118 году по хиджре (736 год н. э.). Согласно Абу Хатиму , он скончался на год раньше, во время эпидемии чумы в Васите в 117 году по хиджре (735 год н. э.).
Критика
Среди хадисоведов существует разногласие о степени достоверности преданий от Катады ибн Диамы. Сомнения о его статусе существуют со времён Ахмада ибн Ханбала и аль-Хакима ан-Найсабури , который считал, что Катада не встречал ни одного из сподвижников Мухаммеда , за исключением Анаса ибн Малика, жившего в Басре. Такого же мнения о нём придерживались ан-Насаи , Ибн Хайян, ад-Даракутни , ас-Самани , Ибн аль-Асир и Ибн Хаджар аль-Аскаляни . Более того, Ибн Хаджар считал Катаду плодовитым фабрикатором подложных хадисов, но делал исключения для некоторых преданий от него .
Как рассказывал ученик Катады Шуба ибн аль-Хаджжадж , он приказывал записывать всё, что он рассказывал по памяти, и злился, когда кто-нибудь спрашивал об иснаде (цепь рассказчиков) данного предания. Другой его ученик — говорил, что Катада стал упоминать имена рассказчиков хадисов после того, как в Басру прибыл Хаммад ибн Абу Сулейман , который использовал такой способ при передаче хадисов. Из этих сообщений становится ясно, что в то время (до начала II века хиджры) терминология хадисов не получила широкого распространения в Басре, Куфе и даже в Хиджазе, в том виде, который был позднее принят в качестве обычной практики среди хадисоведов .
Ещё одним поводом для критики Катады ибн Диамы стала его позиция по вопросу о предопределении (кадар) и отношение к кадаритам . В трудах под общим названием « Табакат аль-му‘тазила» («Поколения мутазилитов ») его называли ведущим кадаритским богословом. Согласно этим источникам, многие его учителя были сторонниками кадаритов — Амр ибн Динар, Асим аль-Ахваль, Абдуллах ибн Абу Наджих, Сулейман ибн Абу Муслим, Абдуллах аль-Макки аль-Ахваль, Хасан аль-Басри , Мухаммад ибн Сирин , Саид ибн аль-Мусаййиб , Абу-ль-Асвад ад-Дияли и Тавус ибн Кайсан . К числу кадаритов причисляли и некоторых учеников Катады: Хишама ад-Даствани, Саида ибн Абу Арубу, Хаммама ибн Яхью и др.
Труды
Труды Катады, посвященные Корану, не сохранилась в полном объёме до наших дней, но его взгляды известны из двух источников: «Тафсира» Абд ар-Раззака ас-Санани (со слов Абу Урвы Маамара ибн Рашида) и « Джами аль-Баяна » ат-Табари (со слов Бишра ибн Муаза, аль-Хасана ибн Яхьи, Мухаммада ибн Абд-аль-Ала и аль-Валида) .
Три страницы из труда Катады об отменённых аятах Корана, датируемые 1177 годом сохранились в Александрии и были опубликованы в 1988 году. У ибадитов существует сборник хадисов под названием «Акваль Катада» («Высказывания Катады»), составленный ибадитом Бишром ибн Ганимом (ум. 815) . Сборник состоял из семи частей, из которых сохранилось только четыре. Они, веротяно, были переняты у Катады его учеником , который является автором самого авторитетного сборника ибадитов — Муснада ар-Раби ибн Хабиба .
Примечания
- Аль-Хаким аль-Кабир. . — 2014. — Т. 3. — С. 616. — ISBN 9789960028637 . 26 июня 2021 года.
- ↑ Аз-Захаби. . — Ар-Рисала, 1994. — Т. 5. — С. 270—283. 26 июня 2021 года.
- ↑ Ибн Халликан . . — Дар аль-кутуб аль-илмия, 1998. — Т. 3. — С. 512. 26 июня 2021 года.
- / Birışık A. // TDV İslâm Ansiklopedisi : [ тур. ] : 44 c. . — İstanbul : TDV İslâm Araştırmaları Merkezi, 2022. — Т. 25. — С. 22—23.
- ↑ , p. 4.
- Ибн Касир. // Аль-Бидая ва-н-Нихая = البداية والنهاية.
- , p. 5—6.
- , p. 6—7.
- , p. 7—8.
- , p. 5.
- Sezgin F. . — Leiden: Brill, 1967. — С. .
Литература
- al-Salimi A. . — Brill, 2017. — 528 p. — ISBN 9789004339538 . 26 июня 2021 года.
- 2020-09-11
- 1