Interested Article - Зардаби, Гасан-бек
- 2020-12-07
- 2
Гасан-бе́к Зардаби́ ( азерб. حسن بك زردابی, Həsən bəy Zərdabi ; наст. фамилия — Ме́ликов ; 28 июня 1837 или 1842 , Зердаб — 28 ноября 1907 , Баку ) — азербайджанский общественный деятель, просветитель и публицист. Основатель первой газеты на азербайджанском языке « Экинчи ». Депутат Бакинской городской думы .
Биография
Гасан-бек Меликов родился 12 ноября 1837 года в селении Зердаб Геогчайского уезда . Его отец Салим-бек был прапорщиком . По вероисповеданию Гасан-бек Зардаби являлся мусульманином - суннитом .
Образование
Первоначальное образование получил в медресе , где изучал персидский и арабский языки . В 1852 году отец отвёз его в Шемаху и пристроил в незадолго до этого открытое Шемахинское городское училище. По её окончании по ходатайству попечителя Кавказского учебного округа Зардаби отправили в Тифлис , где в 1859 году после вступительного экзамена его приняли в пятый класс 1-й Тифлисской гимназии на казённый счёт . Здесь Зардаби проявил себя как старательный ученик. Находясь в шестом классе, в свидетельстве об успехах и поведении за 1859 год о нём написано: «Из числа учеников, находящихся в классе, занимает по успехам первое место» . Будучи направленным в 1861 году на казённый счёт в Московский университет , Зардаби без экзамена приняли на отделение естествознания физико-математического факультета , который он окончил в 1865 году . В аттесте говорилось:
По Указу его императорского величества от Совета императорского Московского Университета сыну прапорщика, Гасанбеку Меликову в том, что он, окончив полный курс учения в Тифлисской гимназии, в Августе месяце 1861 года, принят был, без экзамена, в число Студентов сего Университета, где при отличном поведении окончил курс по Отделу Естественных наук Физико-Математического Факультета, на содержании Закавказского Края, и, за оказанные им отличные успехи, определением Университетского Совета, 10-го сего Июня состоявшимся, утверждён в степени кандидата
Как свидетельствовала Ханифа-ханум Меликова: «…будучи студентом Гасан-бек стремился вращаться среди передовой интеллигенции. В семье …поэта петрашевца Плещеева , где общество писателей, собравшись в кружок, знакомилось с французскими социалистами , Гасна-бек был принят как свой» .
На государственной службе
По окончании учёбы вернулся на Кавказ. Сперва его приняли на должность судебного члена 8-й межевой комиссии в Тифлисскую межевую палату, которая занималась решениями спорных земельных вопросов. Здесь он вступил в противостояние с царскими чиновниками, местными беками и ханами по поводу прав крестьян . Зардаби часто выезжал в селения, особенного Борчалинского участка, где он основательно знакомился с положением крестьян . Беками на него составлялись жалобы. Начальство проявляло к нему недовольство. Это вынудило его оставить государственную службу. Как писала Халифа-ханум Меликова «Гасан-бек и сам видел, что так служить невозможно, и бросил службу — „не выйдет из меня чиновник“, — говорил он» .
Какое-то время Зардаби состоял в Бакинской губернской канцелярии , после чего устроился на работу секретарём Кубинского мирового суда . Однако и здесь он вступил в конфликт со служилыми людьми и беками и нажил себе много врагов. В марте 1868 года на него было совершено покушение, когда «…ночью во время работы Гасан-бека у себя в кабинете в окно неизвестным злоумышленником был сделан выстрел» и пуля, пролетев выше его головы, попала в стену . Кроме того, во время своего пребывания в Кубе на него поступили также жалобы .
Деятельность в Баку
Вскоре ему пришлось уйти со службы в Кубе и переехать в Баку , где он поступил на работу в качестве преподавателя естествознания в Бакинскую реальную гимназию . Один из его учеников, впоследствии Герой Социалистического Труда академик М. А. Павлов вспоминал:
Учителем естественной истории был азербайджанец Гасан-бек, который в низших классах преподавал арифметику, естественная история проходилась в шестом классе. Гасан-бек объявил нам, что так как хорошего учебника по его предмету нет, то он будет диктовать свои уроки. Таким образом он приходил к нам, диктовал и затем, вызывая, требовал знания этих записей. Что же он диктовал? Только несколько лет спустя я понял, что диктовал он нам теорию происхождения видов Дарвина ... .
В 1872 году он основал благотворительное общество «Джемийете-хейрие» , цель которого заключалась в оказании материальной помощи бедным учащимся и в распространении просвещения среди азербайджанского населения . В дальнейшем вместе со своими учениками, в первую очередь с Наджаф-беком Везировым , им в 1873 году была организована постановка пьесы «Гаджи Кара», написанной драматургом Мирзой Фатали Ахундовым , что стало одной из первых постановок, заложивших развитие азербайджанского театра .
Первая азербайджанская газета
Гасан-бек Зардаби вошёл в историю Азербайджана как редактор первой азербайджанской газеты. Стремительный рост и развитие Баку показали необходимость создания национальной прессы. Понимая необходимость издания газеты на родном для азербайджанцев языке, Зардаби обращается к властям с просьбой о помощи. Необходимое оборудование Зардаби привёз из Стамбула и через некоторое время, преодолев все трудности, 22 июля 1875 в губернской типографии в Баку была напечатана « Экинчи » ( азерб. əkinçi — сеятель) — первая газета на азербайджанском языке. Газета издавалась два раза в месяц тиражом 300—400 экземпляров. В газете печатались письма Наджаф-бека Везирова и Аскер-ага Адыгезалова (Горани) из Москвы , Мухаммедтаги Ширвани из Шемахи , стихи Сеида Азима Ширвани и статьи Мирзы Фатали Ахундова .
После выхода в свет «Экинчи», Зардаби писали из Омска , Оренбурга , Тюмени , Чистополя , Пензы , Тамбова , Рязани . Исмаил-бек Гаспринский обратился к нему с просьбой благословить издание газеты « Терджуман », которая впоследствии сыграла важную просветительскую роль в жизни мусульман России. Cначала у «Экинчи» было всего 100 подписчиков, что при стоимости подписки в 3 рубля давало 300 рублей. Губернатор приказал сельской администрации обязать сельских участковых подписаться на газету. Так появилось ещё 300 подписчиков, что принесло ещё 900 рублей. Дополнительно ещё около 500 экземпляров раздавалось и рассылалось бесплатно, для того, чтобы люди привыкли читать газеты.
Когда Гасан-бек подсчитал свои доходы и расходы, то пришёл к выводу, что может выпускать газету не более, чем один раз в две недели. Тем не менее, к концу первого полугодия выпуска убыток Гасан-бека составил 500 рублей. На 1 января 1876 года число подписчиков уже составляло 600. После праздника Новруз газета стала выходить в большем объёме, а осенью этого же года — один раз в неделю. К концу года убыток Гасан-бека составил уже 1000 рублей. И это несмотря на то, что ученики Гасан-бека помогали газете бесплатно (писали статьи, относили газету на почту, рассылали подписчикам). На третий год количество подписчиков стало стремительно падать. Новый губернатор Позен не был благосклонен к газете и к самому Зардаби. Количество сельских подписчиков резко сократилось. Отрицательно сказалась и атмосфера русско-турецкой войны. Газета стала откровенно сообщать о падении количества подписчиков, и 29 сентября 1877 года газету пришлось закрыть. В свет вышло всего 56 номеров «Экинчи». Мусульманам газета оказалась не востребована.
Начиная с 1880 года Зардаби начал жить в своём родном селе Зардаб, где продолжал свою просветительскую деятельность среди местного населения. Он всё ещё участвовал в развитии прессы в Азербайджане, был одним из самых активных участников первого съезда азербайджанских учителей.
Бакинская городская дума
Зардаби выступал почти на всех заседаниях Бакинской городской думы и почти всегда выражал своё недовольство. Он протестовал против того, чтобы гласными выбирали тех, кто практически не участвует в заседаниях Думы (Гасан-бек не пропустил ни одного заседания). Гасан-бек не понимает, как можно раздавать повестку дня непосредственно перед заседанием, а не несколькими днями раньше, чтобы можно было серьёзно подготовиться к заседаниям. Его возмущает то, что прибавляют жалованье работникам управы и городскому голове, и в то же время, сокращают количество бесплатно обучающихся гимназисток. Он не мог примириться с грязью в городе. Зардаби разъяснял, что нужны врачи для лечения бедняков. Их труд должен оплачиваться из городского бюджета. И эти врачи должны обязательно знать иностранные языки. Особенно яростно он сопротивлялся, когда речь шла о расточительстве общественных средств, и просто о воровстве.
Личная жизнь
Супругой Гасан-бека являлась балкарка , просветитель, преподаватель, директор Бакинской мусульманской женской школы .
Кончина
В молодости Зардаби никогда не жаловался на своё здоровье. Совершавшиеся на него покушения не смогли испугать его. В старости Гасан-бек Зардаби болел склерозом . Весной 1906 года с ним случился апоплексический удар . 28 ноября 1907 Гасан-бек Зардаби умер. Гасан-бека Зардаби хоронил весь город, а письма и телеграммы соболезнования шли со всех концов России. Во всех 4-х молитвенных домах петербургских мусульман при большом стечении молящихся были совершены заупокойные молитвы.
Дом перед зданием на Почтовой улице г. Баку и близлежащие улицы и переулки были заполнены толпами людей. На улице выстроились ученики-мусульмане всех девяти русско-татарских школ, ученики мужской гимназии императора Александра III , других школ и училищ вместе со своими наставниками. Собрались представители городского управления, члены мусульманских обществ, представители газет. В 10 часов утра к дому подошли городской глава Раевский со всем составом городской управы, гласные Думы, представители грузинского и армянского духовенства и интеллигенции, сотрудники и наборщики газет « Каспий » и « ». Тело покойного вынесла на руках мусульманская интеллигенция города. Катафалк, с телом Гасан-бека был убран парчой и покрывалом. Сверх покрывала были свешаны траурные шали. Среди лент была красная лента от наборщиков и рабочих типографии газеты «Каспий» с надписью «Тело умерло, мысль осталась». Впереди гроба учащиеся мусульманской городской гимназии несли большой портрет Гасан-бека, нарисованный самими учащимимися. Другие несли в золоченой рамке первый номер газеты «Экинчи». От имени учителей-мусульман несли альбом в серебряном переплете, на обложке которого был вставлен портрет Гасан-бека в золотой оправе. От представили серебряную лиру. Среди толпы распространилась отпечатанная на особых листках биография Гасан-бека. Траурная церемония двинулась по Базарной улице (ныне улица Гуси Гаджиева) к мечети Касум-бека.
После традиционной заупокойной молитвы во дворе мечети выступили редактор газеты « Иршад » Ахмед-бек Агаев , доктор Карабек Карабеков , Раевский, представитель от учителей, гласный Мирза Мухаммед Гасан Эфендиев, председатель просветительского общества Ибрагимбек Меликов, ахунд Молла Ага, редактор газеты «Фиюзат» Али-бек Гусейнзаде , редактор газеты « Иршад » Маммед Эмин Расулзаде , от имени грузинской общественности М. А. Насидзе. Траурная процессия снова двинулась сначала по Базарной улице, далее по Николаевской улице (сегодня улица Истиглалиййет , ранее Коммунистическая улица) к редакциям газет «Каспий» и «Тезе хаят». По мере движения траурной церемонии число пришедших на похороны росло. Площадь перед редакцией этих газет была запружена людьми. В толпе были видны портреты Гасан-бека, окаймлённые чёрной траурной лентой. Здесь выступили сотрудник газеты «Каспий» А. Ю. Олендский, редактор газеты «Тезе Хаят» Гашимбек Везиров . Далее процессия двинулась по Николаевской улице к зданию Городской Думы, с балкона которой выступили гласный Исабек Ашурбеков , корреспондент газеты «Иршад» Мухаммед Садик Ахундов, редактор газеты «Бакинец» Джиноридзе (на грузинском языке), представитель Дагестана, ученик реального училища Мир Гасан Везиров . Последним выступил сотрудник газеты «Каспий» Г. С. Джиноридзе.
Далее процессия двинулась по Садовой (в советское время — улица Чкалова, ныне — Ниязи) к бульвару. Здесь траурная церемония остановилась в последний раз, чтобы направиться к Биби-Эйбатскому кладбищу, расположенному около Биби-Эйбатской мечети, где состоялось захоронение. Как писала газета «Таза Хаят» Гасан-бека Зардаби хоронили «с невиданными до сих пор в Баку церемониями». Через год губернский казий Ага Мир Мамед Керим Гаджи Мир Джафар-заде по окончании заупокойной молитвы сравнил Гасан-бека с великими учёными мусульманского мира Шейхом Фараби, Авиценной и другими.
Биби-Эйбатская мечеть была разрушена в 1936 году . Останки Зардаби несколько лет хранились в семье. В 1957 году Гасан-бек Зардаби нашёл вечный приют на Аллее почётного захоронения .
Память
- Именем Зардаби назван Музей естественной истории Баку.
- Посёлок Зардаби Губинского района Азербайджана носит его имя.
Примечания
- ↑ , с. 16.
- , с. 493.
- Периодическая печать на Кавказе. — Тифлис, 1901. — С. 50.
- ↑ , с. 4.
- ↑ , с. 17.
- ↑ , с. 495.
- , с. 495—496.
- ↑ , с. 18.
- , с. 496.
- , с. 497.
- , с. 498.
- ↑ , с. 19.
- ↑ , с. 5.
- , с. 501.
- , с. 504.
- , с. 504—505.
- . Day.Az (20 июля 2017). Дата обращения: 13 марта 2022. 30 января 2022 года.
Ссылки
- Зардаби // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Российская педагогическая энциклопедия
Литература
- Ахундов Б. Социально-экономические взгляды Мирза Фатали Ахундова и Гасанбека Зардаби. — Баку, 1961.
- Гусейнов Г. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1949.
- Мамедов В. Газета «Экинчи». — Баку: Азербайджанское гос. изд-во, 1977.
- Мамедов Ш. Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби. — Изд-во Московского университета, 1960.
- Эфенди-заде М. М. Гасан-бек Зардаби (Меликов) — основоположник и популяризатор гигиенических знаний в Азербайджане. — М. : Медгиз, 1961.
- 2020-12-07
- 2