Interested Article - Имрам

Марка: Св. Брендан открывает Фарерские острова и Исландию

И́мрам или И́ммрам ( др.-ирл. immram , от imb- , imm- 'вокруг' и -rá(id) 'грести') — один из жанров ирландских сказаний , повествующий о морском путешествии героя в Потусторонний мир. Будучи написанными в эру распространения христианства, иммрамы сохраняют многие черты традиционной кельтской мифологии .

Имрамы узнаваемы по их сосредоточению на подвигах героев во время поисков Потустороннего мира, расположенного на островах к западу от Ирландии. Герой отправляется в путешествие ради приключений или ради исполнения своего предназначения и обычно останавливается на других фантастических островах, прежде чем достигнет места назначения. Он может как вернуться домой, так и остаться в аду или погибнуть.

Пример имрама — «Путешествия Святого Брендана », где о реально существовавшем человеке описано в фантастической форме (встреча великана, морского чудовища, огненного острова и т. д.).

Определение

Имрамы обычно путают с аналогичным ирландским жанром эхтра или «приключением». Оба типа историй включают в себя путешествие героя в потусторонний мир, будь то христианский рай, сказочная страна, страна богов или утопия. Они различаются по времени создания: эхтры более древние, датируются VII веком, тогда как самые ранние имрамы датируются VIII веком н. э. . Британский историк утверждает, что имрамы содержат более значительный элемент христианского мировоззрения, по сравнению с эхтрами . Если основная идея эхтры состоит в том, чтобы описать нравы языческих богов и земли, в которой они живут, то в имрамах эти языческие элементы возникают как вызов вере героя. В эхтре главный герой всегда попадает только в одно место и может прибыть в потусторонний мир без объяснения цели путешествия, тогда как в имраме герой всегда переживает приключения на нескольких островах .

Потусторонний мир был частью ирландской системы верований, события, происходящие там, становятся структурными особенностями сюжета. Один эпизод путешествия героя староирландских сказок в потустороннем мире может раскрыть больше, чем сакральный опыт человека. Написанные в христианскую эпоху и по сути, христианские по своему характеру, они сохраняют элементы ирландской мифологии .

Особенностью, подчёркиваемой в некоторых ранних ирландских текстах о потустороннем мире, является противоречивость взглядов обычных людей и жителей потустороннего мира. Истина раскрывается на нескольких уровнях, обычно символических. Кельтский потусторонний мир, как и большинство концепций потустороннего царства в мире, является отражением человеческого бессознательного — мёртвые могут двигаться и говорить; границы времени нарушены. В волшебных сказках Ирландии спасение из потустороннего мира может стать невозможным, если человек что-нибудь взял или съел, находясь в потустороннем мире; этот сюжет хорошо известен в греческой истории Персефоны . Спасение не является основным или единственным вариантом возможных поисков в потустороннем мире. Он также является источником истины, которая раскрывается на нескольких уровнях — в откровениях, получаемой информации и других .

Сюжеты

Первоначально в списке древних текстов было семь официально признанных имрамов. Из этих семи до наших дней дошло только три: Путешествие Маэля Дуина , Путешествие Уи Чорра и Путешествие Снедгуса и Мак Риаглы . Путешествие Брана классифицируется эхтра, хотя оно также содержит основные элементы имрама . Более позднее сказание путешествие Святого Брендана , написанное на латыни , также включает в себя путешествие по морю на различные потусторонние острова .

Происхождение

Имрамы были впервые записаны в VII веке н. э. монахами и учеными, бежавшими в Британию из континентальной Европы. Эти монахи несли знания Западной Европы и стали авангардом христианизации Европы . В связи с этим считается, что имрамы берут начало в ранее существовавшей христианской литературе о путешествиях, а также в кельтских легендах либо классических мифах, которые могли быть известны монахам.

Потусторонний мир в «Путешествии Брана» — отчетливо кельтская черта, но этот факт часто упускают из виду, поскольку концепция христианского рая и британского и ирландского потустороннего мира тесно связаны. Различие же между христианским и языческим раем заключается в том, что язычники допускали секс в раю, а христиане — нет. Поэтому христианский переводчик превратил «Остров женщин» в целомудренное общество. Например в переводе присутствует эпизод, в котором мужчина и женщина, играют под кустом без греха и порицания . Этот отрывок, а также несколько других, подчеркивает христианское стремление создать безгрешный и бесполый Потусторонний мир.

Сюжеты имрамов вероятно заимствованы из существовавших ранее христианских жанров, таких как жития святых , литургия , повествования о паломничестве и рассказы о видениях . Уже в V веке ирландские монахи отправлялись на богомолье , в странствие (peregrination) с острова на остров в поисках уединенных мест, где они могли бы молиться и очистить себя от грехов . Источником вдохновения для имрамов может быть также христианская традиция изгнания , как наказание за тяжкие преступления . Основным доказательством того, что имрамы являются христианскими произведениями, является то, что персонажи рассказов это, как правило, бродячие священники, монахи и монахини.

Одним из первых исследователей кельтской культуры, Генрих Циммерман, пытался связать имрамы с Энеидой и Одиссеей .

Некоторые ученые считают, что кроме литературных и мифологических источников, имрамы могут быть гипертрофированным пересказом исторических путешествий. Древние ирландцы, особенно монахи, предпринимали далекие путешествовали, достигая Оркнейских , Шетландских и Фарерских островов , и, возможно, даже Исландии . Некоторые места и обстоятельства, упомянутые в имрамах и сказании о Брендане, напоминают реальные острова и объекты, например, хрустальный столб Брендана возможно является описанием айсберга .

Влияние

В литературе

  • Существует мнение, что имрамы послужили основой сюжета для « Путешествие Рассвета » К. С. Льюиса . Они же отразились в стихотворении «Имрам» Дж. Р. Р. Толкина .
  • Роман австралийского писателя Патрика Холланда Navigatio рассматривается как иммрам XXI века, который переосмысливает путешествие Брендана [ источник не указан 1130 дней ] .
  • Анатоль Франс высмеивал жанр имрама в своем «Острове пингвинов» 1908 года ( фр. L'Île des Pingouins ) [ источник не указан 1130 дней ] .

Другое

Популярность «Путешествия Св. Брендана» вдохновила Тима Северина на путешествие с использованием технологий V века, предпринятого, чтобы продемонстрировать способность древних ирландцев добраться до Северной Америки .

Примечания

  1. , Раннее Средневековье. На краю бездны.
  2. .
  3. .
  4. (англ.) . britannica.com . Дата обращения: 27 февраля 2021. 23 июля 2021 года.
  5. Maria Tymoczko. . — Berkeley: University of California Press, 1994. — P. 193-202. — 370 p. 11 февраля 2021 года.
  6. , Introduction.
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. Bedeviled: Lewis, Tolkien and the Shadow of Evil. — 2015. — С. 181.
  12. DocSpot (19 октября 2018). Дата обращения: 11 марта 2019. 5 мая 2020 года.

Литература

  • Плавание Святого Брендана. Средневековые предания о путешествиях, вечных странниках и появлении обитателей иных миров / Пер. с лат. и старофранц. Н. С. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с. — ISBN 5-352-00238-1 .
  • Чудесное плавание Брана . По мотивам кельтских преданий / Пер. с англ. Е. В. Перехвальской. — М.: Терра, 1996. — 480 с.: ил. — (UNICORNIS). — ISBN 5-300-00359-X .
  • Скотт Брюс . Ад. История идеи и ее земные воплощения = Scott G. Bruce. The Penguin Book of Hell. — М. : Альпина нон-фикшн , 2021. — 296 с. — ISBN 978-5-91671-966-6 .
  • O'Curry, Eugene (1861), , Dublin : William A. Hinch
  • Thrall, William Flint (Dec 1917), "Vergil's "Aeneid" and the Irish "Imrama:" Zimmer's Theory", Modern Philology , 15 (8): 449—474, doi : , JSTOR , S2CID
  • Byrne, Mary E.. (1932), "On the Punishment of Sending Adrift", Ériu , 11 : 97—102, JSTOR
  • Dumville, David N. (1976), "Echtrae and Immram: Some Problems of Definition", Ériu , 27 : 73—94, JSTOR
  • MacKillop, James (1998), Dictionary of Celtic Mythology , Oxford, ISBN 978-0-19-860967-4
  • Wooding, Jonathan, ed. (2000b), The Otherworld Voyage in Early Irish Literature: An Anthology of Criticism , Four Courts Press, ISBN 978-1-85182-246-1
    • O'Meara, J. J., In the Wake of the Saint: The Brendan Voyage, an Epic Crossing of Atlantic by Leather Boat , pp. 109—112
    • Mac Cana, Proinsia, The Sinless Otherworld of Immram Brain , pp. 52—72
    • Wooding, M. Jonathan., Monastic Voyaging and the Nauigatio , pp. 226—245
  • Moylan, Tom (2007), "Irish voyages and visions: pre-figuring, re-configuring Utopia", Utopian Studies , Irish Utopian, 18 (3): 299—323, JSTOR
Источник —

Same as Имрам