Разлука (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Разлука» — третий студийный альбом рок-группы Nautilus Pompilius , признаётся одной из лучших работ этой группы. Запись произведена в августе 1986 года. Альбом принёс всесоюзную славу коллективу, а песни «Шар цвета хаки», « Скованные одной цепью », « Ален Делон », «Казанова» и «Эта музыка будет вечной» стали всенародными хитами. Информация об этом альбоме включена в книгу Александра Кушнира « 100 магнитоальбомов советского рока ».
После записи и распространения « Невидимки » «Наутилус» начал работать над новой программой, названной «360 градусов обстрела». Для этой сессии были отрепетированы часть будущих композиций «Разлуки» и несколько других песен. Альбом «360 градусов обстрела» хоть и был записан, но распространения не получил, так как участникам не понравилась работа над альбомом. В результате чего часть песен была перезаписана для альбома «Разлука». Представление о забракованном альбоме «Наутилуса» дают только три песни — «Взгляд с экрана», включённая в саундтрек к фильму « Раньше было другое время », «360 градусов обстрела» и «Я горю как порох», которые так и остались внеальбомными композициями.
Запись альбома производилась в подвале архитектурного института, в котором на тот момент обучались участники группы.
Альбом Разлука делался совершенно разгильдяйским образом, в достойной и лёгкой форме. Было весело, потому что отсутствовал какой-либо намёк на рок-индустрию. Со стороны это напоминало кружок по интересам, как нечто, сопутствующее общению. Как товарищеский чай в секции «Умелые руки».
Тексты почти всех песен были написаны Ильёй Кормильцевым :
Илья писал нам по три тома материала и бился насмерть за каждую страницу. Из этого богатства можно было выбрать три-четыре текста, и то с последующими доработками. После того как закончилась рефлексия у Бутусова, началась рефлексия у Кормильцева, который считал, что мы всё делаем не так. Он приходил в подвал и начинал разбивать ногами стулья… Успокоить его было очень сложно. Звукорежиссёр Андрей Макаров бледнел прямо на глазах, поскольку нёс за стулья материальную ответственность.
Помимо написания стихов Кормильцев принимал участие непосредственно в процессе записи, причём между ним и Бутусовым часто возникали конфликты из-за того, что вокалист отказывался петь некоторые из сочинённых поэтом строк. Например, в « Скованных одной цепью » первоначальная строка «за красным восходом коричневый закат» была заменена музыкантами на «за красным восходом розовый закат». Во « Взгляде с экрана » Бутусов не хотел петь словосочетание «тройной одеколон», в «Рвать ткань» — «дети приводят б…й». На этой почве Кормильцев часто устраивал скандалы, упрямо отстаивал каждое слово своих текстов. «Илья в тот момент вообще в таком состоянии находился, так сказать, в очень взбудораженном, — вспоминал Бутусов. — Всё, что происходило в студии, его либо устраивало, либо не устраивало. То есть вот так — очень категорично» . В августе 1986 года запись была завершена:
То, что в подвале архитектурного института получается нечто эпохальное, мы поняли лишь в конце записи, когда сели прослушивать альбом. Откровенно говоря, до Разлуки никто к «Наутилусу» серьёзно не относился и почти никто в них не верил. Многие мыслили тогда более глобальными категориями, включая меня самого.
— Илья Кормильцев
В течение года альбом «Разлука» распространялся в двух вариантах — в Москве, Ленинграде и других крупных городах он распространялся в полном объёме, в Свердловске и области широкое хождение имел урезанный вариант — без песен «Хлоп-хлоп» и «Скованные одной цепью». Причина распространения альбома была простой — эти две композиции некоторое время не были «залитованы» .
По воспоминанием Бутусова о «Казанове»: «песня написана в студии непосредственно перед записью. Из готового материала у него был только проигрыш и мотив припева. В ходе репетиций музыка была доработана, а Кормильцев написал подходящий текст» .
Именно этот альбом принёс группе «Наутилус Помпилиус» всесоюзную известность. Изданные на нём песни были «на слуху» даже у многих людей, довольно индифферентно относящихся к рок-музыке.
Наряду с песнями о любви и «городском одиночестве» («Разлука», «Эта музыка будет вечной», «Казанова»), на альбоме есть песни, затрагивающие социальные проблемы жизни советских людей времён перестройки (« Взгляд с экрана », « », «Наша семья»), антивоенный, антимилитаристский памфлет «Шар цвета хаки» и, наконец, сильный, всеобъемлющий политический памфлет « Скованные одной цепью », который журналом Time Out помещён в список «100 песен, изменивших нашу жизнь» . Последняя песня содержит жёсткую критику многих реалий советского строя, всей жизни в СССР.
Музыканты не рассчитывали на популярность «Казановы». В то время ставка делалась на остросоциальные песни. Однако, композиция выстрелила и стала одной из визитных карточек коллектива . В-последствии кавер-версии на песню записали группа « СерьГа » для концертного альбома « 10-Питер » второй группы Бутусова « Ю-Питер » , а также Земфира . По мнению ряда исследователей творчества группы, автор текста Кормильцев использовал женские образы для харакетиристики личности самого героя. Так, например, в песне появляется образ «города женщин, ищущих старость». Монолог героя, современного Казановы , обращён к одной женщине, на взаимность которой он рассчитывает. Однако она предстаёт равнодушной и холодной .
Смысл песни «Шар цвета хаки» заключается в критике армии и любого проявления насилия (пацифизм). Бутусов не раз говорил, что ему не по душе военная служба , а свои военные сборы он не считает самым лучшим времяпрепровождением в жизни. И прежде всего — потому что пришлось стричься наголо . Группа « Чёрный Обелиск » в альбоме 2015 года « Революция » записали кавер-версию данной песни.
Как сказал в интервью Дмитрий Умецкий,
Мы «застраивали» альбом «Разлука», руководствуясь примерно одними и теми же принципами: чтобы было удобно всем. Каждый человек, вне зависимости от его социального положения и степени развития интеллекта, должен был найти в «Разлуке» песни для себя и про себя.
—
На открытии очередного сезона свердловского рок-клуба… «Наутилус» впервые выступил в жёстком имидже — врангелевская унтер-офицерская форма, ордена, боевой макияж и галифе. После того, как весёлая в недалёком прошлом студенческая команда агрессивно исполнила акапелла песню «Разлука», над залом зависла жуть и наступило неподдающееся описанию оцепенение. Возможно, именно с этой минуты и началось всесоюзное восхождение группы «Наутилус Помпилиус».
—
Песня «Эта музыка будет вечной» стала одним из наиболее популярных хитов группы . Песня вошла в концертные записи Ни Кому Ни Кабельность и Титаник Live , на втором издана под названием «Радиола».
Некролог на смерть Ильи Кормильцева , автора текста песни, в интернет-издании Газета.ru был озаглавлен «Эта музыка стала вечной» . Эпитафия на могиле Ильи Кормильцева на Троекуровском кладбище состоит из слов песни : «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».
В 2017 году песня была перезаписана на сольном сборнике Бутусова из песен Наутилуса «Гудбай, Америка!» .
Вячеслав Бутусов вспоминал:
У нас она называлась «Батарейки»… Не помню, она себя никак не проявила, до того момента, пока не начали играть её на концертах. Она такая утяжеленная получилась, агрессивная. Мы на ней настраивались. А при записи я её вообще не воспринял.
Авторы всех песен — Вячеслав Бутусов (музыка) и Илья Кормильцев (тексты), кроме указанных особо
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Эпиграф» (русская народная песня « ») | 2:17 |
2. | «Эта музыка будет вечной» | 4:38 |
3. | «Казанова» (музыка — Бутусов, Могилевский) | 4:20 |
4. | «Праздник общей беды» (слова — Бутусов) | 2:46 |
5. | « Взгляд с экрана » | 4:31 |
6. | «Хлоп-хлоп» (слова — Бутусов) | 4:04 |
7. | «Шар цвета хаки» (слова — Бутусов) | 2:57 |
8. | «Наша семья» | 3:18 |
9. | «Рвать ткань» | 3:25 |
10. | «Всего лишь быть» | 4:41 |
11. | « Скованные одной цепью » (музыка — Бутусов, Могилевский) | 3:51 |
После выхода альбом был раскритикован свердловской рок-прессой, назван неудачной попыткой группы, также «Разлуку» сравнили с творчеством группы « ДДТ » . Александр Житинский , известный под псевдонимом «Рок-дилетант», положительно отнёсся к альбому: когда он впервые услышал песню « Взгляд с экрана », то завизжал от восторга и стал звонить своему другу Сергею Фирсову. Фирсов, отвечая на вопрос Житинского, сказал, что это играет группа Nautilus Pompilius. «Отлично аранжированное звучание группы от „бедных“, скупых звучаний ленинградской школы рок-музыки. Для адептов ленинградского рока не было более страшного обвинения, чем обвинение в „попсе“. Однако, вникнув в тексты, все в конце концов признали за „Наутилусом“ принадлежность к року» .
Людмила Ребрина в рецензии для журнала Fuzz (№ 11/2004) отметила: «в своё время каждый новый альбом Наутилуса равняли по "Разлуке"» .
31 декабря 1999 года « Наше радио » огласило список «100 лучших песен русского рока в XX веке» на основе выбора радиослушателей. Альбом «Разлука» представлен в нём тремя песнями: «Взгляд с экрана» (46-е место), «Шар цвета хаки» (73-е место) и « Скованные одной цепью » (94-е место) .
А в 2014 году был составлен список «500 лучших песен „Нашего радио“» также на основе выбора радиослушателей. Песня «Скованные одной цепью» (87-е место) вошла в список .