Севан
- 1 year ago
- 0
- 0
Кози Исохон Ширинхужаев ( узб. Qozi Isoxon Shirinxo'jayev / Қози Исохон Ширинхўжаев , 1840(46)—1934) — узбекский Кази -калян, сеййид , садр-ул-судур , законодатель факих , судья мударрис , общественный и политический деятель, идеолог борьбы за свободу и независимость Туркестана . Активный участник национально-просветительского движения джадидов .
Кази -Калян Самаркандской области ( Мухаммад Исохон Ширинхужаев ) Мавлана Кази -Калян Мир Саййид Мухаммад Исахон ходжа Садр (1840(46)-1934) ибн Кази Мулла Мир Ширинходжа — Отец «джадидов» Самарканда пользовался большим авторитетом среди интеллигенции. Его отец Мулла Мир Ширинхужа был кади и факихом , был главным учителем мударрисом в известной тогда медресе Медресе Мири Араб в Бухаре , обучал своего сына исламу. Кази Исохон с детства был религиозным, способным мальчиком, и поэтому его ещё в детстве прозвали Кази (судья), а в последующем он стал известен как Исохон- кази .
В детские годы он обучался в домашних условиях. Окончил среднее духовное учебное заведение медресе. Знал в совершенстве три языка — тюркский, арабский и персидский. Кази Исохон, как и его отец, тоже стал мударрисом фикха в Медресе Мири Араб , после являлся главным учителем мударрисом в медресе Медресе Шердор Самарканда . В 1908 году он откорректировывает книгу ученого, великого представителя учения Матуридия Абу Шакур Ас-Салими Аль-Кеши Аль-Ханафи (Абу Шакур ас-Солимий) (XI век) “Ат-Тамхид фи баён ат-тавхид” , и вместе со своим племянником Муфтием Самарканда Мулла Авлия ибн Муфти Мусо ходжа Мусави Ризави, за счет своих средств издает литографическое издание под именем “Ат-Тамҳид фи баёнит-Тавхид” (с комментариями и объяснениями Кази мударриса Исахон ходжа) который напечатается в типографии “Демурф” города Самарканд .
В 1896 году вместе с эмиром Бухары Саид Абдул Ахадханом и его сыном наследником престола Саид Амир Алимханом принял участие в церемонии по случаю коронации Николая-2 в Москве и был награжден памятными медалями. .
Фотография Государственного Исторического Музея 1896 года, слева направо сидят: Кази-калян Самарканда Саййид Мухаммад Исахон ходжа, Астанкул-бий Кушбеги (казначей, главный закятчи эмирата), Бухарский эмир Сеид Абдулахад-хан , его сын и наследник престола Сеид Алим-хан , полковник Кузнецов, государственный коллежский советник Шихалибеков, Заман бек . Слева стоят полковник Галкин и помощник эмира Мир Салибай.
С 1910-по 1918 годах Саййид Исахон ходжа занимал должность Садра и возглавлял верховное духовное присутствие «Диван-ал-Садорат» и присутствовал на заседаниях гражданского суда, возглавляемого Диванбеки. Во всех вилайетах он имел право назначать шейх-ул-исламов , кази , мударрисов духовных школ, мутавалли и мустовфи мечетей, распоряжался всеми делами, связанными с духовными служителями. Весной 1917 года Кози Исохон основывал и руководил Самаркандское отделение организации « Шура-и-Ислам » (Исламский совет) идеологически выросшее из либерального движения джадидов . Был основателем первой джадидской школы в городе Самарканд. В годы революции и гражданской войны Кази Исохон все свои силы направил на решение проблем и спорных вопросов в Самарканде мирным путём, всеми силами предотвращая кровопролитие. Не раз в этом ему сопутствовал успех. В то время видные политические и религиозные деятели при решении сложных, серьёзных вопросов, как правило, обращались к Исохон-кази, считались с его мнением и советовались с ним. Кази Исохон имел огромное влияние на духовенство и народ не только в Самарканде, но и за его пределами. Он пользовался большим авторитетом и уважением. Революцию в России Кази Исохон принял настороженно, но будучи сторонником джадидизма , он разделял взгляды тех богословов, которые призывали свои уммы воздерживаться от не шариатских дел и приспосабливаться к новым условиям .
Именем Кази-калян Исохон ходжа названа махалля Кази -Калян («Қози-Калон» гузари) в Самарканде .