Interested Article - Фитрат, Абдурауф
- 2020-08-11
- 2
Абдурауф Фитрат ( узб. Abdurauf Fitrat ; 1886 , Бухара — 5 октября 1938 , Ташкент) — узбекский советский историк , филолог , переводчик , писатель , драматург и поэт , один из основоположников современной узбекской литературы , один из известных представителей среднеазиатского джадидизма , первый узбек, получивший учёное звание профессор (1926).
Сторонник национально-просветительского движения джадидов . Образование получил в Турции. До революции принимал участие в движении за независимость от России, находился под наблюдением полиции.
Биография
Абдурауф Абдурахман угли (оглы) Фитрат родился в 1886 году (по другим сведениям в 1885 году) в городе Бухаре , в Бухарском эмирате . Его отец, Абдурахим и мать Мустафо-биби (Бибиджон) были образованными людьми.
Сначала учился в мактабе — традиционной мусульманской школе, где учат не только религиозным, но и светским наукам, а затем в медресе Мири Араб в Бухаре. После окончания медресе, отправился в хадж . Путешествовал по Османской империи , Индии , России . После совершения паломничества, до 1903 года путешествовал, побывал в Аравии , Анатолии (современная Турция ), Закавказье , Персии , Афганистане , Индии . После этого вернулся в Бухару, а в 1906 году уехал в путешествие по центральной России, которое длилось до 1908 года. За время этого путешествия, Фитрат побывал в Казани , Нижнем Новгороде , Ярославле , Москве , Петрограде . После возвращения из путешествия, в 1909 году он уехал в Турцию для учёбы в Стамбульском университете , учился и жил в Стамбуле до 1913 года. Во время учёбы в Стамбуле, он познакомится с младотурками и их идеологией, и вместе с другими бухарскими студентами университета, организует «Общество образования Бухары». Данная организация участвует в продвижении светского образования в Бухарском эмирате и других регионах Туркестана . Во время его пребывания в Стамбуле, он пишет стихи. В первый год своего пребывания в Турции, он публикует на таджикском языке сборник своих стихов «Мунозара» о новых (джадидских) и старых школах (её переводы на русский (1911) и узбекский (1913) языки были опубликованы в Ташкенте) и «Сайха», а в 1912 году роман «Сайёхи хинди» (также называется «Баёноти сайёхи хинди») также на таджикском языке. В 1920-е годы, эти три его произведения объявляются советской властью националистическими , пантюркистскими и исламистскими , но именно эти произведения становятся основной литературой туркестанского движения национального возрождения. Именно через эти публикации джадидисты привлекают молодёжь к своей идеологии.
После учёбы в Стамбуле, Фитрат возвращается на родину, и начинает работать преподавателем в школах Бухарского эмирата и распространяет идеи джадидизма , которые дают свои плоды и его сторонников становится больше. В 1913 - 14 году, вернувшись из Турции в Бухару , Фитрат возглавил левое, более прогрессивное, крыло джадидского движения . В 1915 году в Петрограде вышел его философский трактат «Рахбар-и-Наджот» («Путеводитель освобождения»). Также в 1915 году он становится главой левого крыла младобухарцев , и станет одним из главных идеологов и лидеров данного движения. После Февральской революции в 1917 году, в Бухарском эмирате ухудшается обстановка для него и его единомышленников, и он переезжает в Самарканд . В Самарканде до марта 1918 года работает редактором в газете «Хуррият» ( узб. Hurriyat ). В 1917 году Фитрат став главным редактором самаркандской газеты «Хуррият» приглашает сотрудничать в эту газету просветителя, муфтия Махмудходжу Бехбуди , оставившего значительный след в развитии литературы и просвещения в регионе . После этого уезжает в Ташкент , и в течение двух лет работает переводчиком в представительстве Эмирата Афганистан , одновременно в это время основывает литературно-образовательное общество «Чигатой гурунги» ( узб. Chigʻatoy gurungi ), начинает издавать журнал «Тонг» ( узб. Tong , слоганом которого становится его любимая и известная фраза «Если в мозгу ничего не изменится, то не стоит ожидать других изменений!» ( узб. Miya oʻzgarmaguncha boshqa oʻzgarishlar negiz tutmas! ).
В годы революции и гражданской войны был активным участником младобухарской партии , дружил с Ф. Ходжаевым . В январе 1918 года составил программу младобухарской партии, названную «Проект реформы в Бухаре». В ней отстаивался принцип реорганизации государственного строя эмирата по « младотурецкому » образцу путём превращения абсолютной монархии в конституционную , она предусматривала также осуществление в Бухаре ряд мер в сфере правосудия.
В период эмиграции в Ташкенте Фитрат вступил в ряды Бухарской коммунистической партии и входил в состав ЦК БКП, избранного на 1 съезде в июне 1919 года . После победы Бухарской революции Фитрат занимал различные должности: заведовал вакуфным управлением, назира (министра) иностранных дел ( 1922 ), просвещения ( 1923 ) и заместителя председателя Совета Труда БНСР ( 1923 ) .
В июне 1923 года , снят с поста председателя СТО БНСР , официальная формулировка гласила: «За злоупотребление властью и присвоение народного добра» .
После снятия со всех постов Фитрат уезжает в Москву преподавать в Институте восточных языков , где он активно занимается литературной деятельностью. Через год в 1924 году Фитрат получает звание профессора . В этот период он много пишет и публикует. Его труды приобретают известность в Европе .
В дальнейшем неоднократно подвергался репрессиям как « пантюркист ».
Творчество
Перу Фитрата принадлежат драмы «Гробница Тимура», «Огузхан», научные произведения: «Тилимиз», «Узбек тили сарф китоби», «Узбек тили нахв китоби», «Шеър ва шоирлик», «Адабиёт коидалари», «Аруз хакида», научные трактаты посвящённые «Девону луготит турк», «Мукаддимат ул-адаб», «Кутадгу билиг», «Хибат ул-хакоик». Фитрат — автор статей о жизни и творчестве Ахмеда Яссави , Алишера Навои , Бабура , Мухаммеда Салиха , Машраба , Умар хана , Турды , Фирдоуси , Омара Хайяма , Бедила , книги об истории ислама «Мухтасар ислом тарихи», трудов по истории узбекской литературы. В его рассказах и стихах, таких как «Мунозара» (Спор), «Рахбари нажат» (Путеводитель спасения), «Ойла» (Семья), «Баёнати саёхи хинди» (Рассказы индийского путешественника) и др. уничтожающей критике подвергалось невежество мулл, с фанатизмом выступающих против новометодных школ. В них пропагандировалось преимущество европейской системы образования, светской культуры для прогресса страны.
Последние годы жизни Фитрат занимался научной деятельностью. Он обнаружил в библиотеке бухарского эмира четырёхъязычный арабско-персидско-тюркско-монгольский словарь Мукаддимат ал-Адаб, составленный в Средней Азии, как определил Н. Н. Поппе , в XIV веке. Собрал ценнейшую коллекцию старинных восточных рукописей, которая в 1934 году поступила в Государственную публичную библиотеку в г. Ташкенте .
Гибель
В 1937 году был арестован органами НКВД .
Включен в «Сталинские списки» от 28 марта 1938 года. Выездной сессией Военной коллеги Верховного суда СССР 5 октября 1938 года в Ташкенте приговорен к расстрелу, расстрелян в тот же день. По мнению Фиермана Абдурауф Фитрат был казнен с обвинением в национализме.
В 1962 году был посмертно реабилитирован.
Память
- В 1996 году в Бухаре был открыт мемориальный музей Абдурауфа Фитрата.
- В 1996 году была выпущена почтовая марка Узбекистана, посвящённая Фитрату. Также был выпущен почтовый сувенирный комплект (открытка с конвертом) художника О. Арутюнова.
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 17 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- Fierman, William. "Uzbek Feelings of Ethnicity. A Study of Attitudes Expressed in Recent Uzbek Literature." Cahiers du Monde russe et soviétique (1981): 192.
- . Дата обращения: 8 февраля 2012. Архивировано из 26 февраля 2014 года.
Ссылки
- alexarapov.narod.ru
- biografguru.ru
- (недоступная ссылка) poeti.biz
- ca-c.org
- 2020-08-11
- 2