Патерсон-Бонапарт, Элизабет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Патерсон» ( англ. Paterson ) — американский драматический фильм, снятый Джимом Джармушем по собственному сценарию . В фильме показана неделя из жизни Патерсона — поэта, работающего водителем автобуса в городе Патерсон . Каждый день Патерсона похож на предыдущий, но ему удаётся создавать поэзию из повседневности. Одним из источников вдохновения для Джармуша послужило творчество Уильяма Карлоса Уильямса , одного из крупнейших американских поэтов первой половины XX века, автора эпической пятитомной .
В главных ролях снимались Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани . Премьера состоялась на Каннском кинофестивале , где «Патерсон» номинировался на « Золотую пальмовую ветвь » .
Фильм показывает неделю жизни Патерсона ( Адам Драйвер ), водителя автобуса в городе Патерсон , штат Нью-Джерси. Каждый день Патерсона — такой же, как предыдущий: он рано встаёт, завтракает, идёт в автопарк, где садится в автобус и целый день ездит по улицам города, а в перерывах пишет стихи в тетрадку. Вечером он возвращается домой, ужинает со своей женой Лаурой ( Гольшифте Фарахани ), а потом идет гулять с бульдогом Марвином. По пути он заходит в бар выпить пива.
Лора уже давно просит Патерсона опубликовать его стихи или хотя бы сделать копию рукописи, существующей в единственном экземпляре. Наконец Патерсон обещает, что на выходных сделает копию тетрадки в копировальном центре. Но в субботу вечером Патерсон с Лаурой уходят в кино, а в это время Марвин разрывает в клочья оставленную на диване тетрадку.
Утром воскресенья опустошённый Патерсон выходит на прогулку, и приходит в своё любимое место — Масатоси Нагасэ ), который начинает разговор об Уильяме Карлосе Уильямсе , любимом поэте Патерсона, авторе поэмы « ». Уходя, японец дарит Патерсону чистую тетрадь.
, где он часто сидит в обеденный перерыв. Там к нему подсаживается загадочный японец (Фильм заканчивается кадрами, в которых Патерсон пишет новые стихи в тетрадь, подаренную японцем.
Актёр | Роль |
---|---|
Адам Драйвер | Патерсон |
Гольшифте Фарахани | Лаура (Лора) |
Эверетт | |
Частен Хармон | Мэри |
Масатоси Нагасэ | поэт из Японии |
Кара Хэйуорд | студентка |
Джаред Гилман | студент |
Барри Шабака Хенли | Док (бармен) |
Донни | |
Method Man (Клиффорд Смит) | Method Man |
Стерлинг Джеринс | юная поэтесса |
В апреле 2014 года Джим Джармуш упомянул в интервью, что в списке его проектов числится фильм о поэте, работающем водителем автобуса в городе Патерсон . Джим Джармуш вынашивал идею фильма более двадцати лет. За это время накопилось большое количество заметок, и черновой вариант сценария был написан в течение нескольких недель .
В январе 2016 года стало известно, что Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани прошли кастинг на главные роли в фильме, получившем название «Патерсон». Производством картины занялись студии K5 International и
.Перед началом съёмок Адам Драйвер прошёл курс по вождению автобуса и получил водительские права соответствующей категории. Фильм был снят за 30 дней летом 2015 года в Патерсоне и Нью-Йорке .
В «Патерсоне» использованы стихи современного американского поэта
, часть из них была написана специально для фильма . Стихотворение Water Falls («Вода падает» ), которое по сюжету фильма написала девочка, сочинил сам Джармуш .Мировая премьера состоялась 16 мая 2016 года на Каннском кинофестивале , где фильм номинировался на « Золотую пальмовая ветвь » . В России премьера состоялась 16 февраля 2017 года .
Патерсон на протяжении всего фильма встречает других вымышленных поэтов: десятилетнюю девочку, читающую ему верлибр Water Falls , рэппера в прачечной, и, в финале — поэта-паломника из Японии. При этом фильм наполнен отсылками к реальным поэтам, прежде всего — к Уильяму Карлосу Уильямсу , одному из крупнейших американских поэтов первой половины XX века, автору эпической пятитомной .
Поэма Уильямса «Патерсон» послужила источником вдохновения для Джима Джармуша. В интервью для Time он упоминает, что поэма ему не близка, большую её часть он не понял, но благодаря этой поэме и в особенности — метафоре «человек-город» — появилась идея сценария о повседневной жизни неизвестного поэта . Главный герой называет Уильямса одним из своих любимых поэтов и читает своей жене Лауре известное стихотворение (« англ. Только чтобы сказать »). Японский поэт, подаривший Патерсону чистую тетрадь, говорит ему, что приехал в Патерсон из интереса к творчеству Уильямса .
В «Патерсоне» упоминается нью-йоркская поэтическая школа . На творчество поэтов этой школы и, в частности, на Рона Паджетта , автора большей части стихотворений из «Патерсона» , и Фрэнка О’Хара , большое влияние оказал Уильям Карлос Уильямс . Уильямс был также наставником Аллена Гинзберга , известного поэта-битника — тот провёл детство в Патерсоне.
Ещё один представитель нью-йоркской школы, упоминаемый в фильме — Кеннет Кох , поэт и драматург, более сорока лет преподававший литературоведение в Колумбийском университете , в котором учился Джим Джармуш . Уильям Карлос Уильямс оказал значительное влияние на раннего Коха. Впоследствии, когда Кох занялся преподавательской деятельностью, стихи Уильмса занимали верхнюю строчку его рекомендаций своим студентам-поэтам .
Помимо отсылок к творчеству американских поэтов атмосферу «города поэтов» формируют второстепенные детали фильма. Применяемая Джармушем эпифора создаёт ритм и формирует многочисленные рифмы, помогающие перевести поэзию на язык кино : «форматирующая» окружающий мир своими чёрно-белыми узорами Лора, повторяющийся несколько раз мотив близнецов, толкающая каждый день столбик с почтовым ящиком собака.
Рейтинг фильма на агрегаторе Rotten Tomatoes составляет 95 % со средней оценкой 8,6 из 10 .
Колин Коверт в рецензии для Star Tribune поставил фильму высшую оценку, отметив свойственное Джармушу внимание к деталям — безупречность постановки любой, даже на первый взгляд второстепенной сцены .
Оуэну Глейберману, ведущему кинокритику журнала Variety , художественный язык Джармуша показался устаревшим. Он обратил внимание на то, что эстетика его фильмов практически не менялась со времён снятого в 1987 году « Таинственного поезда », и к 2016 году очарование медитативного ритма поблекло — «Патерсон» выглядит искусственной попыткой остаться в XX веке, веке чёрно-белого кино и поэтов-битников .
Энн Хорнэдэй в рецензии для The Washington Post отмечает, что возврат Джармуша к провозглашённому тридцать лет назад принципу отказа от серьёзных конфликтов в повествовании украшает фильм, добавляя ему искренности и теплоты, «благодаря которым у зрителя может возникнуть желание обнять сначала героев фильма, а затем его автора» .
Критик Иван Чувиляев назвал «Патерсон» «самой лиричной и трогательной» картиной 2016 года. Он не рассматривает монотонность насыщенного повторяющимися структурами повествования как недостаток — в спокойном рассказе «о маленьких вещах, из которых соткан мир» чувствуется узнаваемый, годами отточенный стиль давно знакомого режиссёра. Особенно отметил кинокритик работу оператора, Фредерика Элмса , работавшего с Линчем над « Головой-ластиком » и « Синим бархатом », и с Джармушем (« Ночь на Земле », « Кофе и сигареты », « Сломанные цветы »):
В «Патерсоне» Элмс создает едва ли не половину всей магии фильма: филигранно работает с цветом, решая ленту в черно-белой (в эти цвета все на свете красит Лаура) и синей (как форма водителя автобуса, небо на Патерсоном, стены в доме, водопад в местном парке) гаммах.
— Рецензия для « Фонтанка.ру » .
Наталья Серебрякова видит за сценами семейной жизни Патерсона повествование о «грызущем душу одиночестве, невозможности коммуницировать с близким человеком», бергмановскую трагедию отношений. Не повседневность служит источником вдохновения для Патерсона, но наоборот — он прячется от повседневности в мире поэзии. При этом недостатком картины называется не сам трагизм, а попытка смягчить и замаскировать его приторным искусственным оптимизмом:
…раньше Джармуш не боялся рассказывать горькие, саркастические истории, а сейчас приправляет неуютную правду о жизни ванилью, условно гладит зрителя и своего героя по голове.
— Рецензия для Colta.ru .
Станислав Зельвенский критикует «Патерсона» и другие последние картины Джармуша (« Пределы контроля », « Выживут только любовники ») за утрату естественной «поэзии повседневности» и замену её на искусственную «проповедь культурного эскапизма», появление сосредоточенности на собственном раннем творчестве и собственной личности:
Превращение с возрастом из голоса поколения в надутого, витающего в облаках позера — очень распространенная история, но в случае Джармуша это выглядит как-то особенно обидно. Обладатель острого слуха и уникального голоса, однажды он перестал снимать фильмы о людях и стал снимать о творчестве.…Иначе говоря, вместо того чтобы смотреть в окно, Джармуш начал неотрывно смотреть в зеркало — где с каждым годом, как все мы знаем, интересного все меньше.
— Рецензия для журнала «Афиша» .
Год | Фестиваль | Категория / Награда | Номинанты | Результат |
---|---|---|---|---|
2016 | «Патерсон» | Номинация | ||
2016 | Общество кинокритиков Бостона | Джим Джармуш | 2 место | |
2016 | Каннский кинофестиваль | « | »Нелли | Победа |
« Золотая пальмовая ветвь » за лучший фильм | «Патерсон» | Номинация | ||
2016 | Ассоциация кинокритиков Чикаго | Лучший актёр | Адам Драйвер | Номинация |
2016 | Лучший фильм | «Патерсон» | Номинация | |
Лучший актёр | Адам Драйвер | Номинация | ||
Лучший сценарий | Джим Джармуш | Номинация | ||
Приз зрительских симпатий | «Патерсон» | Номинация | ||
2016 | Рейтинг критиков IndieWire | Лучший фильм | «Патерсон» | 6 место |
Лучший актёр | Адам Драйвер | 2 место | ||
Лучший сценарий | «Патерсон» | 9 место | ||
2017 | Премия Лондонского кружка кинокритиков | Актёр года | Адам Драйвер | Номинация| |
2016 | Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | Лучший актёр | Адам Драйвер | Победа |
2017 | Национальное общество кинокритиков США | Лучший актёр | Адам Драйвер | 3 место |
2017 | Лучший фильм | «Патерсон» | Номинация | |
Лучший актёр | Адам Драйвер | Номинация | ||
2016 | Лучший актёр | Адам Драйвер | Номинация | |
2016 | Ассоциация кинокритиков Торонто | Лучший актёр | Адам Драйвер | Победа |
2017 | Лучший мужской образ в кино | «Патерсон» | Номинация | |
Лучшая пара в кино | «Патерсон» | Номинация | ||
Приз за лучшее отражение гендерного равенства | «Патерсон» | Номинация |