Шестаков, Евгений Викторович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́ктор Алексе́евич Шестако́в ( 2 [14] марта 1898 , Орёл — 21 декабря 1957 , Москва ) — советский график, живописец, сценограф, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1948).
Родился 2 ( 14 ) марта 1898 года в Орле . Отец Алексей Алексеевич, был карачевским мещанином , мать — Александра Николаевна, учительница.
Во время обучения в Первой Орловской мужской гимназии занимался также в художественной студии Орловского общества любителей изящных искусств и даже участвовал в выставках общества 1914—1915-х годов.
По окончании Орловской мужской гимназии в 1917 году устроился художником в театр «Комедия в Орле», а позднее в
Орловский драматический театр
.
Был заведующим художественной секцией «
Культпросвет
» отдела политического просвещения Орловского окружного комиссариата, где познакомился с
Зинаидой Райх
— тогда заведующей театрально-кинематографической секцией Орловского окружного военного комиссариата
.
В 1917 году поступил на юридический факультет Московского университета . С марта 1918 года посещал П ервые Государственные свободные художественные мастерские , а в 1921 году стал студентом живописного отделения ВХУТЕМАСа , где учился до 1924 года, так и не окончив .
В 1922 году Всеволод Мейерхольд пригласил орловского знакомого своей супруги (З. Райх) художником в только что созданный Театр Революции .
С 1927 по 1929 год Шестаков являлся главным художником Театра им. Мейерхольда .
Шестаков известен как конструктивист в театре, автор урбанистических спектаклей: «Человек-масса» (1922), «Озеро Люль» (1923) , «Эхо» (1924). В 1923 году был избран председателем группы конструктивистов , был членом « Левого фронта искусств » .
В конце 1930-х Виктор Шестаков работал в нескольких московских театрах, в том числе и II- МХАТе. Его декорации отличаются монументальной простотой, отсутствием сложных конструкций, активным введением пейзажа в театральную декорацию, (спектакли «Начало жизни» Л. Первомайского 1936 г., « Васса Железнова » Максима Горького 1937).
С 1946 по 1957 гг. — главный художник Театра им. Ленинского комсомола .
Утверждая вслед за Мейерхольдом принципы конструктивизма, Шестаков строил единые установки, трансформирующиеся с помощью смены деталей, состоящие из станков, площадок, лестниц. Художник стремился найти новое архитектурное решение сценического пространства, освободить сцену от украшательства и иллюстративности. В целом ряде постановок Шестаков вырабатывал новые формы сценического оформления спектакля, которые, несмотря на некоторую рациональность, сухость, открывали перспективы для дальнейшего развития декорационного искусства.
Пройдя через увлечение конструктивизмом Шестаков обращается к многообразию живописных и графических форм. Однако суровая, лаконичная простота остаётся основой стиля художника. «Мишура на сцене — бедность мысли» — таково его кредо.
— М. А. Ocтpoвский
Макеты В. Шестакова принимали участие в Парижской выставке (1925), в разделе «театральное искусство» художнику присудили золотую медаль .
В 1927 году на фабрике Совкино выступил художником игрового кинофильма « » (не сохранился) . А в начале 1930-х уже в качестве режиссёра причастен к созданию « » (совместно с Арташесом Ай-Артяном ), « » (сохранился не полностью) и « » .
Главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1937 году, где оформил главный павильон .
Многие годы занимался живописью, главным образом писал пейзажи(«Сосны», 1926; «В поле», 1925; «Апрель», 1938; «Дождь», 1946 и др.), но при жизни никогда не выставлялся .
С 1924 года занимался педагогической работой (руководил студией юниоров в Театре Революции). В 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе , в 1940—50-е гг. руководил театрально-декорационным отделением Училища памяти 1905 года . С начала Великой Отечественной войны под его руководством была организована мастерская из студентов Московского государственного художественного института им. Сурикова , в которой участвовали и многие педагоги. Мастерская выпускала плакаты, листовки, карикатуры, агитационные лозунги.
Умер 21 декабря 1957 года . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (5 уч.) .
Егоработы находятся в театральном музее имени А. А. Бахрушина в Москве, Картинной галерее в Орле, Центральным Государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) .
Семья: жена — Мария Исааковна Бахрак .