Interested Article - Еврейский камень

Евре́йский ка́мень (или еври́т, пи́сьменный грани́т, евре́йский шпат, руни́ческий грани́т, руни́т, графи́ческий пегмати́т, норве́жский тинт, тамга́-ка́мень, грани́т апо́стола Матфе́я и пр. ) — одна из наиболее декоративных разновидностей гранита - пегматита , в которой полевой шпат (как основная порода) и кварц (как включение), упорядоченным образом прорастая один в другой, образуют видимый на сколе или полированной поверхности прерывистый рисунок, напоминающий клинопись или другие письмена.

Этимология и история

Своё « еврейское название» письменный гранит получил вследствие естественной психологической причины: среди всех древних памятников внешне непонятной «клиновидной» письменности на Руси [ источник не указан 324 дня ] более других было известно именно еврейское письмо . Асимметричные кристаллы кварца, располагаясь внутри гранита, выглядят как древнебиблейские скрижали , отчего и произошло имя этого минерала .

Иногда этот рисунок больше напоминает арабские письмена , германские руны , персидскую клинопись , родовую тамгу́ , математические формулы или даже « азбуку Морзе ». В конечном счёте, всё связано с характером фантазии и зрительным опытом наблюдателя [ источник не указан 1061 день ] .

Согласно общепринятым ассоциациативным связям, более привычным для других народов, в разных странах Европы этот камень носит другие названия: учительский камень, рунит, рунический гранит (рунический пегматит), еврейский шпат, жидовский гранит, графический пегматит, норвежский тинт, тамга-камень, рябчик или гранит апостола Матфея. Обычно еврейский камень встречается как включение в жилах или породах небольших гранитных массивов .

Свойства и строение

Письменный гранит ( пегматит )

Письменный гранит представляет собой одну из самых известных декоративных разновидностей гранитного пегматита и встречается в качестве включений или жил в обширных пегматитовых полях, разбросанных по всему миру. Особенности строения этого минерала связаны с его магматическим происхождением (из гранитной пегматитовой магмы ). В остывающем раскалённом расплаве тонкие струйки расплавленного кварца проникали в полевой шпат, образуя причудливый клиновидный узор.

Причём, в минералогии выделяется два понятия о «пегматитах». Первое из них, где пегматит рассматривается в качестве геологического тела магматического происхождения — напрямую не связано с письменными гранитами. Напротив того, чисто структурный минералогический термин «пегматит», обозначающий вполне конкретный минерал, расплавную смесь кварца и полевого шпата, упорядоченно проросших друг в друга и, притом, в определённых количественных соотношениях — собственно, это и есть «письменный гранит» или «еврейский камень». Образования подобного рода встречаются главным образом в гранитных пегматитах .

Местоположение письменных гранитов в пегматитовых жилах в целом определяется процессом зонального остывания магмы. Во многих пегматитовых телах до сих пор можно наблюдать ясно выраженное зональное строение и довольно чёткое распределение минералов по группам. К примеру, в пегматитах Мурзинского района ( Урал ) внешние зоны контакта жилы с вмещающими их гранитами сложены из светлой тонкозернистой породы ( аплита ). Затем, ближе к центральной части жилы они постепенно сменяются полосами «письменного гранита». А дальше, сдвигаясь к срединной части, следуют зоны всё более крупнокристаллических масс полевого шпата и кварца .

Месторождения

Рунический гранит (как одна из разновидностей полевого шпата ) — совсем не редкий камень. Пожалуй, наибольшую трудность составляет распилить камень в точном направлении и выбрать из многих образцов наиболее эффектные и декоративные.

Достаточно часто разновидности еврейского камня встречаются в пегматитовых полях многих стран мира, в том числе, и России. Есть он, в частности, в Иркутской области , в Карелии и на Урале (в Ильменских горах ). За крапчатую поверхность уральские горняки прозвали эту породу «рябчиком» . Особую черту месторождения еврейского шпата в Ильменских горах составляет его чередование с другим аналогичным минералом — амазонитом, который ценится значительно выше, прежде всего, по причине своей яркой расцветки.

«...Красоту этих копей составляет не только самый амазонит прекрасного сине-зелёного тона, но его сочетание со светлым серовато-дымчатым кварцем, который прорастает его в определённых направлениях, образуя правильный красивый рисунок. Это — то мелкий узор древнееврейских письмён, то крупные серые иероглифы на зеленовато-голубом фоне. Разнообразны и своеобразны эти рисунки письменного гранита, и невольно стараешься в них прочесть какие-то неведомые нам письмена природы. Восторгались ими путешественники, исследователи конца XVIII века. Из них готовили красивые столешницы, которые и теперь украшают залы Эрмитажа . Эти камни привлекают и современных учёных, ищущих объяснения всех явлений природы...»

Александр Ферсман , «Занимательная минералогия»

В своё время пейзажное изобилие еврейского камня на Восточном Саяне наблюдал князь Кропоткин , побывавший в середине XIX века в Бурятии и затем подробно описавший свои путевые впечатления в заметках «Поездка в Окинский караул» (1867 год). В частности, он обратил внимание на большое количество этих крапчатых камней, там и тут разбросанных прямо на поверхности почвы в Тункинской котловине , именно в том месте, где когда-то ранее по его наблюдениям было большое озеро. Вода этого естественного водоёма когда-то стояла на четыре метра выше теперешнего уровня пади Жемчуга , но затем отступила, обнажив размытые горные породы. По подробному описанию князя Кропоткина, горный ручей (местные жители называют его Жемчугом за изобилие известковых отложений на дне и берегах) , текущий среди изобилия обломков гнейсов и гранитов, пролегал как раз по дну бывшего озера. ― Донный гнейс весь пронизан частыми жилами кварца и перемежается с гранитом и сиенитом , имеющим слоистое строение. А выше, непосредственно над гнейсом лежит зернистый известняк с прожилками розового кварца: пласты его, изрезанные жилами гранита и еврейского камня, падают вниз к юго-юго-западу .

«...Так как уже было поздно, а впереди предстояло ещё два трудных переезда через Жемчуг, то я перешёл на правый его берег и еле выбрался среди густого леса, грязи и мшистых кочек к горам правого берега, где встретил обнажения только еврейского камня, простирающиеся на полверсты. В сиените попадается вениса . Жемчуг катит свои быстрые волны, извиваясь по пади и нанося громадные валуны гранитов, еврейского камня с кристаллами жёлтого шерла , зернистого кварца, облечённого чёрною слюдою гнейсов и других кристаллических сланцев ...»

Пётр Кропоткин «Поездка в Окинский караул» ( »)

Одни из самых красивых и загадочных российских письменных гранитов происходят — из Карелии, из копей Ковдорского района :104 . Письмена на этих пегматитах иногда отличаются особенной «развитостью» и в лучших образцах напоминают настоящие тексты на каком-то древнем языке.

Интересные образцы рунического пегматита встречаются и во Франции (северо-восточный массив). Почти белоснежная основная порода пронизана тёмно-серыми угловатыми «иероглифами», которые выглядят контрастно даже на необработанных образцах минерала.

История и легенды

«Рунический» пегматит
(центральный массив, Франция)

Поскольку науке известны тысячи камней с высеченными на них (или нарисованными несмываемой краской) древними пиктограммами , в средние века и позднее графический гранит нередко принимали за продукт культурный , а не тектонический. Как следствие, не раз предпринимались серьёзные попытки «расшифровать» тайные письмена еврейского камня. Тем более что среди камней иногда встречались экземпляры, узор которых совпадал с известными в том или ином алфавите буквами.

К примеру, «надпись» (вернее было бы сказать «узор») на одном из камней, обнаруженных учёными на Урале, в отдельных элементах в точности совпадала с древнееврейским письмом. Можно было без труда прочитать отдельные буквы и даже сложить в слоги. Поневоле напрашивался вывод: неужели древнееврейские племена в незапамятном прошлом населяли Урал? — Ответ на исторический вопрос был получен при помощи минералогии. В 1930-е годы еврейский камень изучал академик А. Е. Ферсман . И прежде всего, он обратил внимание, что надписи нанесены удивительно технологичным образом, навряд ли доступным древнему человеку: они «читаются» не только на поверхности камня, но и в глубину, во всём массиве породы. Если письменный гранит разрезать, то узоры окажутся примерно одинаковыми и на верхней, и на нижней стороне. Отсюда и стало понятно, что еврейский камень представляет собой магматический продукт: когда в массу светлого полевого шпата проливались тонкие тёмно-серые струйки кварца и затем застывали, образуя причудливый графический рисунок. Вот как описывал этот процесс сам академик Ферсман:

«...Эти <пегматитовые> жилы, как ветви дерева, расходились в стороны от гранитного очага, прореза́ли в разных направлениях поверхностные части гранитного массива, врывались в сковывавшую оболочку других пород. Кристаллизация таких жил шла приблизительно при 700–500°. Здесь уже не было больше сплава в полном смысле этого слова, не было и чистого водного раствора: это было особое состояние взаимного растворения и насыщения огромными количествами паров и газов. Но затвердевание этих жил шло далеко не просто и не так скоро. Оно начиналось по стенкам с окружающими породами и медленно шло к середине, всё более суживая свободное пространство жилы. В одних случаях получались крупнозернистые массы, в которых отдельные кристаллы кварца и полевого шпата достигали величины трёх четвертей метра, а пластинки чёрной или белой слюды — размеров большой тарелки. В других отдельные минералы сменялись в строгой последовательности, но чаще всего получались те удивительные структуры, которые принято называть письменным гранитом или еврейским камнем. Но образованием красивых письменных гранитов ещё не оканчивается заполнение жилы...»

Александр Ферсман , «Занимательная минералогия»

Особенно наглядным будет выглядеть строение письменного гранита, если распилить этот минерал не поперёк, а строго вдоль жилок серого кварца . В таком случае они будут напоминать уже не письмена, а длинные палочки (струйки) толщиной со спичку или графитный карандаш. И только при поперечном разломе струйки кварца становятся похожи на буквы какого-то неизвестного алфавита. Равным образом, и при изменении угла распила породы будет меняться и «стиль», и чёткость, и форма письменных знаков.

Народы, населявшие российские побережья северных морей ( Баренцева или Белого ) с древности почитали письменный гранит священным камнем, поклонялись ему как божественному посланию и называли тамга-камнем . По местным верованиям, духи земли поставили на эти камни свою тайную отметину: тамгу .

Применение

Графический пегматит (глыба)

Еврейский камень (или письменный гранит) — одна из самых декоративных и эффектных разновидностей пегматита . По классификации А. Е. Ферсмана и М. Бауэра этот минерал отнесён к поделочным (полудрагоценным) камням первого порядка . К тому же (первому) порядку поделочных камней относятся такие материалы как: нефрит , лазурит , глауконит , содалит , амазонит , лабрадор , орлец , малахит , авантюрин , кварцит , дымчатый кварц , горный хрусталь , агат (с его разновидностями), яшма , везувиан и розовый кварц .

Не сам гранит-пегматит (как материал) представляет основную ценность в этой породе, но её внешние декоративные свойства, резко отличающие еврейский камень от прочих минералов. Полевой шпат и кварц в этой породе, прорастая друг в друга, образуют узор, в лучших образцах напоминающий какие-то древние письмена или древнеассирийскую клинопись , на него хочется смотреть, разглядывать и разгадывать . У своего обладателя он зачастую вызывает ощущение многозначительности или даже какой-то сопричастности «тайному знанию». Это делает еврейский камень популярным в производстве декоративных изделий. Кроме того, письменный гранит достаточно прочен и устойчив в пользовании. Это позволяет употреблять его не только в качестве вставок и камей , но и в качестве поделочного камня — для шкатулок (с «тайными» письменами) или сувениров, изображающих «древние папирусы» или священные скрижали.

Цвет основного фона, на котором видимым образом располагаются полупрозрачные кварцевые «письмена», чаще всего — светлый, от белого до салатно-зеленоватого, благодаря чему «иероглифы» выглядят тёмными (с тенью), словно бы выбитыми зубилом или написанными слегка выцветшими от времени чернилами. Но даже и необработанные (нешлифованные) куски или обломки еврейских камней, будь то просто раскиданные вдоль тропы или употреблённые в качестве строительного материала — непроизвольно приковывают к себе внимание стороннего наблюдателя.

«...Я не ошибся. Уже входя в деревню, приветливо улыбавшуюся мне среди виноградников, я увидел, что здесь ценят и умеют любить камень: в каменных заборах осторожно и любовно вставлены были глыбы пегматитов со «щётками» полевого шпата и кварца, а в одном доме, у входа, в оштукатуренную стену был замурован обломок жилы с красивым розовым турмалином . Я постучался, кое-как на своём ломаном итальянском языке сговорился со стариком, хозяином дома, и мы пошли. Скоро по камням, обрамлявшим узкую тропу, я смог догадаться, что мы приближаемся к Гротта-Доджи: глаза уже разбегались при виде кусков письменного гранита с большими длинными копьями чёрной слюды...»

Александр Ферсман , «Воспоминания о камне»

Внимательно отобранные и удачно распиленные образцы рунита очень красивы в полировках, и прежде всего, этот камень привлекает и держит внимание своим загадочным эффектом «тайнописи». А некоторые обломки или небольшие окатанные водой камни столь хороши, что могут стать украшением интерьера и безо всякой обработки, как справедливо заметил в своём романе « Лезвие бритвы » Иван Ефремов . Буквально в нескольких словах описывая интерьер с расставленными на столиках классическими образцами уральских самоцветов, он перечислил всё то, что составляло, по его мнению, нетронутую природную красоту: «...сростки хрусталя , друзы аметиста , щётки и солнца турмалина, натёки малахита и пёстрые отломы еврейского камня...»

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 декабря 2019. 8 декабря 2019 года.
  2. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — СПб.: 1910 год.
  3. Большая советская энциклопедия. — М.: 1969—1978 годы.
  4. А. Г. Бетехтин . «Курс минералогии». — М.: Государственное издательство геологической литературы, 1951 год.
  5. С.М.Николаев , «Камни и легенды» в книге: «Мистические свойства камней». — СПб.: Библиополис, 1993 год — стр.334-335
  6. А.Е.Ферсман . «Занимательная минералогия»: — Свердловск. Свердловское книжное издательство, 1954 год.
  7. Пётр Кропоткин . «Поездка в Окинский караул». — Записки Сибирского отделения Императорского Русского географического об-ва. — 1867 год. — Кн. 9/10
  8. С.Ф.Ахметов . «Беседы о геммологии». — М. : «Молодая гвардия», 1989. — 237 с. — ISBN 5-235-00499-X .
  9. В. Петров . «Драгоценные камни». — М.: журнал «Химия и жизнь», № 10 за 1965 год.
  10. А. Е. Ферсман . «Воспоминания о камне». — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1958 год.
  11. Иван Ефремов , « Лезвие бритвы ». — М.: Молодая гвардия, 1964 год.

Литература

  • Ферсман А. Е. . — М.: Изд-во АН СССР, 1940. — 712 с.
  • Еврейский камень (письменный гранит) // Докеры — Железняков. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — С. 381. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 15).
  • Таланцев А. С. «Камерные пегматиты Урала». — М.: Наука, 1988 г. — 143 стр.
  • Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. — Свердловск. Свердловское книжное издательство, 1954.
  • Под ред. Б. Я. Алексеева Пегматиты Карелии и Кольского полуострова. — Петрозаводск, Изд-во карельского филиала АН СССР, 1977 г. — 167 с.
  • Энциклопедический словарь терминов по физической географии (на четырёх языках). — М: Советская энциклопедия, 1980.
  • Гродницкий Л. Л. Гранитные пегматиты Балтийского щита. — Л.: Наука, 1982. — 295 с.
  • Шуман В. Мир камня. Горные породы и минералы. — М.: Мир, 1986.
  • Таланцев А. С. Камерные пегматиты Урала. — М.: Наука, 1988. — 143 с.
Источник —

Same as Еврейский камень