Список картин Яна Вермеера
- 1 year ago
- 0
- 0
« Кружевница » ( нидерл. De kantwerkster ) — картина, написанная голландским художником Яном Вермеером (1632—1675), которая была завершена между 1669—1670 годами, а в настоящее время находится в парижском музее Лувр .
На картине изображена девушка, одетая в жёлтый наряд. В левой руке она держит пару коклюшек и аккуратно втыкает булавку в подушечку, на которой делает кружево. «Кружевница» — самая маленькая и самая необычная картина из всех работ Яна Вермеера (24.5 см x 21 см) .
Художник изобразил девушку сидящей напротив белой стены. По всей видимости, Вермеер это сделал, чтобы зритель не мог отвлечься от центральной фигуры девушки на другие предметы, изображённые на заднем фоне. Как и с картинами « Астроном » и « Географ », Вермеер тщательно продумал композицию «Кружевницы» перед тем, как он её создал . При создании картины художник, возможно, использовал камеру-обскуру , так как можно увидеть много оптических эффектов, применяемых в фотографии , например: размытый передний план . Вермеер предложил необычный для голландской живописи эпохи барокко способ глубины резкости , достигаемой благодаря визуализации участков холста, находящихся вне фокуса .
В «Кружевнице» художник изобразил разные элементы, которые составляют образ девушки, а также предметы и материалы, с которыми она работает, в абстрактной манере. Кроме того, красные и белые кружева показаны на картине, как будто слитые от шитья на подушечке . Эти «размытые» нитки резко контрастируют с точностью кружева, с которым работает девушка .
Картина Вермеера часто сравнивается с одноимённой картиной голландского портретиста Каспара Нечера , хотя картина Яна Вермеера сильно отличается от неё своим настроением. В картине Каспара Нечера обувь девушки и раковины мидий на её коленях имеют сексуальную коннотацию. Кроме того, обувь, изображённая на картине Нечера, возможно, не принадлежит самой девушке, что ещё раз намекает на сексуальный подтекст .
По словам историка искусств Лоренса Гоуинга , «Вермеер достиг вершины зрелости. Нет возможности для расширения, так как не был открыт универсальный стиль. Мы никогда не имеем чувство изобилия, которое дают нам характерные творения того века, в том смысле, что они открыты, готовы работать. Есть только „Кружевница“, и мы не можем её представить себе иначе. Это полное и единственное определение» .