Суэйру, Мануэл
- 1 year ago
- 0
- 0
Брат (монах) Мануэ́л Корре́я ( порт. Fr. Manuel Correia , также до реформы 1911 года порт. Fr. Manuel Correa ); также Мануэ́ль Корре́йя ( исп. Manuel Correia ); около 1600 , Лиссабон — 1 августа 1653 , Сарагоса ) — португальский композитор, работавший в Испании эпохи раннего барокко , автор многих барочных религиозных вильянсико и религиозных сочинений иных жанров. Был капельмейстером в кафедральном соборе Сарагосы.
Этого композитора не следует путать с его тёзкой Мануэ́лом Корре́ей ( 1593 — 6 января 1645 ), который также родился в Лиссабоне и жил в Испании, но занимал должность капельмейстера в Севильском кафедральном соборе . Творческая деятельность этих музыкантов пришлась на время правления Габсбургов , так называемый «золотой век» испанской культуры , когда королевство Португалия утратило независимость, попав под власть испанской короны.
Диогу Барбоза Машаду в « Лузитанской библиотеке » приводил данные о двух композиторах современниках с одинаковыми именами Мануэл Коррея — оба родились в Лиссабоне, затем оба жили и работали в Испании . Барбоза Машаду различал их по занимаемым должностям и названиям сочинений, упоминавшихся в «Каталоге Королевской музыкальной библиотеки Жуана IV » («Каталог» или «Индекс» Крэсбека, 1649; Primeira parte do index da livraria de mvsica do mvyto alto, e poderoso Rey Dom Ioão o IV, Nosso Senhor . Lisboa: Paulo Craesbeck, 1649).
Брат Мануэл Коррея ( Fr. Manuel Correa ) состоял в монашеском ордене босых кармелитов и был учеником Филиппа де Магальяйнша ( Filippe de Magalhaens ) . Достиг столь больших успехов, что с должности музыкального наставника монастыря кармелитов в Мадриде был возвышен до капельмейстера кафедрального собора в Сарагосе, где и скончался . Из его сочинений Барбоза Машаду особой похвалой удостоил утраченный ныне мотет для пяти голосов Adjuva nos Deus . В 1900 году эти данные дополнил Эрнешту Виейра ( Ernesto Vieira ) в статье о брате (монахе) Мануэле Коррее ( Fr. Manuel Correia ), воспроизведённой биографическим справочником Portugal (1906): выехав в Испанию, занял пост капельмейстера в кафедральном соборе Сигуэнсы , затем с 13 сентября 1650 года и до своей смерти 1 августа 1653 года был капельмейстером в кафедральном соборе Сарагосы . Сочинил изрядное количество произведений религиозного характера . В Испании завоевал славу одного из лучших композиторов своего времени, «первого по изяществу сочинённых вилянсико» . В «Индексе» Крэсбека (1649) фигурируют различные вильянсико брата Мануэла Корреи, а также мотет Ad juva nos Deua для пяти голосов, о котором Барбоза Машаду писал, что тот «заслуживает особого уважения» . В июле 1899 года по случаю празднования 300-летия художника Веласкеса в Академии изящных искусств Мадрида состоялся исторический концерт, на котором был исполнен мимический танец ( Bailete ) брата Мануэла Корреи .
Другой композитор с именем Мануэл Коррея ( Manoel Correa , 1593 — 6 января 1645) также родился в Лиссабоне, но был капельмейстером Севильского кафедрального собора . В «Индексе» Крэсбека обозначался как Racioneiro . В справочнике Portugal фигурирует как падре Мануэл Коррея ( Padre Manuel Correia ) . Барбоза Машаду выделил следующие его сочинения из «Индекса» Крэсбека 1649 года:
Согласно данным Роберта Стивенсона ( Robert Stevenson ), этот Мануэл Коррея помимо Педру де Эшкобара и Франсишку де Сантьягу был одним из трёх португальских композиторов, занимавших должность капельмейстера в Севильском кафедральном соборе . Готовя двухтомный «Биографический словарь португальских музыкантов» Эрнешту Виейра обнаружил письмо из Севильи от 2 августа 1633 года, подписанное неким Мануэлом Коррейей ду Кампу ( El Racionero — Manuel Correia do Campo ) . Виейра отождествил автора того письма с капельмейстером севильского собора и певчим капелланом ( порт. capellão cantor — исп. racionero ), отличив от монаха-кармелита ( frade carmelita ) , капельмейстера сарагосского собора. Два сочинения этого композитора ( Missa votiva и O Jesu mi dulcissime ) были опубликованы в 1982 году в «Антологии португальской полифонии (1490—1680)» ( Antologia de Polifonia Portuguesa (1490—1680)) .