Рот, Лиллиан
- 1 year ago
- 0
- 0
Лиллиан Дайана Гиш ( англ. Lillian Diana Gish , 14 октября 1893 , Спрингфилд , Огайо , США — 27 февраля 1993 , Нью-Йорк , США ) — американская актриса , кинорежиссёр и сценарист с 75-летней кинокарьерой (1912—1987). Была популярной кинозвездой с 1912 года до конца 1920-х, особенно в связи с ролями в фильмах Дэвида У. Гриффита , в том числе сыграла главную роль в самом кассовом фильме эпохи немого кино — « Рождение нации » (1915). Сестра актрисы Дороти Гиш . В раннем возрасте дебютировала в театре, где, как и её сестра, играла детские роли в пьесах мелодраматического содержания. По рекомендации Мэри Пикфорд , их театральной подруги, с которой они гастролировали по США, в 1912-м году сестёр снял в своём фильме «Невидимый враг» Дэвид Уорк Гриффит . После своего первого фильма они стали сниматься в кино и, в частности, принимали участие во многих постановках Гриффита. С наступлением эры звукового кино Лиллиан вернулась в театр, где играла роли в пьесах классического репертуара. В кино с тех пор она снималась нечасто, в том числе в известных ролях в вестерне « Дуэль под солнцем » (1946, номинация на « Оскар » за лучшую женскую роль второго плана) и триллере « Ночь охотника » (1955). С начала 1950-х по 1980-е годы она также много работала на телевидении и завершила свою кинокарьеру в возрасте 93 лет, сыграв вместе с Бетт Дейвис в фильме « Августовские киты » (1987).
В 1970 году удостоилась специального приза Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство. Американский институт киноискусства поставил Гиш на семнадцатое место в списке « 100 величайших звёзд кино за 100 лет по версии AFI ». В последние годы своей жизни Гиш стала убеждённым сторонником признания и сохранения немого кино. Её называют «первой леди американского кино» и приписывают ей новаторство в фундаментальной технике киноактёрского мастерства . Несмотря на то, что она более известна своими ролями в кино, Гиш также преуспела и на сцене и в 1972 году была введена в .
В своих мемуарах «Кино, Гриффит и я» Гиш указывала, что среди её предков были англичане , прибывшие в Америку ещё в 1632 году, французы , шотландцы , ирландцы . Первые несколько поколений Гишей были данкерскими священниками (течение « »). К числу её предков относился Закари Тейлор , 12-й американский президент .
Матерью Лиллиан была Дейтон (штат Огайо ) — 17 сентября 1948 , Нью-Йорк ) — епископалка шотландского происхождения, отцом — Джеймс Ли Гиш (? — 9 января 1912 , Норман (штат Оклахома )), ведший свою родословную от немецких лютеран .
(урождённая Мэри Робинсон МакКоннелл) (16 сентября 1876 ,Джеймс Ли Гиш работал в Спрингфилде (штат Огайо) в фирме, занимавшейся продажей бакалейных товаров. С Мэри МакКоннелл он познакомился, находясь в деловой поездке . Они поженились 8 января 1893 года , а 14 октября у них родилась дочь, которую они назвали Лиллиан.
Когда Лиллиан было около года, её отец открыл кондитерскую в Дейтоне — на родине её матери, где 11 марта 1898 года у них родилась ещё одна дочь — Дороти . Вскоре после этого Джеймс уехал жить в Нью-Йорк. Мэри продолжала работать в кондитерской, но денег не хватало, поэтому она решила тоже переехать в Нью-Йорк вместе с дочерьми. В Нью-Йорке она сняла квартиру на 39-й улице Манхэттена , сдала в ней комнату двум молодым актрисам и стала работать продавщицей в Бруклинском универмаге. Отец вскоре оставил семью. Однажды их жилица, актриса Долорес Лорн, посоветовала Мэри оставить работу в универмаге и, с учётом её внешности, начать выступать в театре. Мэри согласилась, начав играть в театральной труппе Проктора, где исполняла роли в амплуа инженю .
Вскоре подруга Мэри актриса Алиса Найлс попросила у неё разрешения взять Лиллиан с собой на гастроли, так как Алисе была нужна девочка, которая смогла бы играть с ней на сцене , а Лиллиан была подходящего возраста (тогда ей было пять лет) . Мэри согласилась, и Алиса с Лиллиан отправились в турне (одновременно в турне отправилась и её сестра Дороти вместе с Долорес Лорн). Дебют Гиш на театральной сцене состоялся в здании «The Little Red Schoolhouse» в небольшом селении Вуд (штат Огайо), в тот вечер она сыграла в пьесе «В полосатой куртке каторжника». В афишах её назвали «Бэби Лилиан» .
округаПо окончании театрального сезона Лиллиан и Дороти вернулись в Нью-Йорк к матери. Накопленных за сезон денег оказалось недостаточно, чтобы прожить в городе всё лето до следующего сезона, поэтому до осени семья отправилась жить в город англ. Her First False Step ), в которой главную роль исполняла актриса Хелен Рэй. Лиллиан и Дороти играли её детей, Мэри тоже исполняла небольшую роль .
(штат Огайо) к тёте и дяде Лиллиан — Эмили и Фрэнку Кливерам. В конце августа Мэри с дочерьми вернулась в Нью-Йорк, и они начали искать работу в новом сезоне. В итоге их пригласили поехать в турне с труппой, игравшей пьесу «Её первый неверный шаг» (В последующие годы Мэри, Лиллиан и Дороти продолжали играть на сцене, гастролируя вместе с труппами передвижных театров по всей стране . Позже Гиш вспоминала про эти годы: «Когда я начала петь и танцевать на сцене, мне было пять или шесть лет; в раннем детстве я потеряла отца, и с сестрой Дороти мы помогали семье, выступая в театре» . На протяжении театрального сезона мать и её дочери могли находиться в разных труппах и городах, что привело к раннему взрослению Лиллиан, приучило её к самостоятельности и умению адаптироваться к различным обстоятельствам .
Однажды во время поисков работы в театрах Нью-Йорка Мэри познакомилась с Глэдис , и Джона . Семья Смит, как и семья Гиш, зарабатывала на жизнь игрой на сцене, и ради экономии денег они решили снимать одну квартиру на обе семьи . Впоследствии члены семьи Смит станут киноактёрами под псевдонимом «Пикфорд», а старшая дочь Шарлотты Глэдис (будущая кинозвезда Мэри Пикфорд) сыграет в судьбе сестёр Гиш важную роль.
— матерью трёх детей:Мэри удалось накопить денег, и летом она решила открыть кондитерский ларёк в нью-йоркском парке развлечений « Мод Фили , но к середине сезона спектакль провалился. После этого Лиллиан в течение двух сезонов танцевала в Нью-Йорке в труппе Сары Бернар . Далее последовали гастроли Гишей со спектаклем «Зов долга» . Позднее Мэри и Дороти в течение трёх лет выступали в труппе актёра , Лиллиан в это время гастролировала отдельно от них .
» . Пока она занималась этим делом, Лиллиан и Дороти зарабатывали деньги, позируя художникам и фотографам. Семье пришлось снять комнату в отдалённом районе, и Смиты уже не жили с ними, но часто навещали их в парке . В следующем театральном сезоне Мэри и её дочери отправились на гастроли с пьесой «Человек, говоривший правду», где главную роль исполняла актрисаСёстры Гиш становились старше, и найти работу в театре для них было всё труднее. Поэтому Мэри, накопив денег, приняла решение переехать в город Ист-Сент-Луис (штат Иллинойс ), где жили её родственники — Генри и Роуз МакКоннелл, и открыла там по соседству с кинотеатром- « » кондитерскую под названием «Majestic Candy Kitchen», в которой Лиллиан и Дороти помогали ей продавать попкорн и конфеты посетителям «Маджестика». Впоследствии на его экране сёстры увидят свою подругу Глэдис, играющую в фильме «Лена и гуси» ( англ. Lena and the Geese , 1912), что произведёт на Лиллиан и Дороти большое впечатление. Мэри отправила Лиллиан учиться в школу местного монастыря урсулинок , где Гиш получила начальное образование, изучала французский язык .
Вскоре кондитерская семьи Гиш погибла при пожаре, а так как она была не застрахована, это ещё больше усугубило их бедственное положение. Мэри с дочерьми вновь отправилась в Массиллон к своим родственникам. Там она получила письмо от своего деверя Альфреда Гранта Гиша, в котором он сообщал, что её муж Джеймс тяжело болен и находится в лечебнице в городе Норман (штат Оклахома ). Мэри послала Лиллиан навестить его. Гиш отправилась в город Шони (штат Оклахома), где жили Альфред и его жена Мод, но когда она приехала, её дядя сообщил ей, что отцу слишком плохо и он не выдержит свидания, поэтому Лиллиан пришлось вернуться обратно к матери и сестре . Джеймс Ли Гиш скончался в Нормане спустя год, 9 января 1912 года . К тому времени Мэри с дочерьми снова переехала в Нью-Йорк в поисках работы на сцене .
Однажды семья Гиш решила навестить Глэдис Смит, которая к тому времени уже взяла псевдоним «Мэри Пикфорд» и работала с режиссёром Дэвидом Гриффитом в кинокомпании « Мутоскоп и Байограф » , чья на тот момент располагалась в 11-м доме на Восточной 14-й улице Манхэттена, неподалёку от площади Юнион-сквер . Пикфорд рассказала им, что снимается в кино уже три года и зарабатывает на съёмках намного больше, чем в театре. В тот же день она познакомила семью Гиш с Гриффитом, который как раз искал двух молодых актрис для съёмок в своём новом фильме « Невидимый враг » и сразу же устроил Лиллиан и Дороти кинопробы. Он остался доволен результатом и предложил сёстрам продолжить работу над фильмом, на что они ответили согласием. В этот же день Гриффит снял Мэри, Лиллиан и Дороти в качестве статисток в ролях театральных зрительниц в другом своём фильме — « » . На следующий день начались репетиции и съёмки «Невидимого врага». Съёмочный процесс занял три дня, а гонорар каждой из сестёр составил по пять долларов за каждый съёмочный день, что было больше, чем они когда-либо могли заработать в театре. После окончания съёмок Лиллиан и Дороти оставили на студии свой адрес и попросили вызывать их, если найдутся подходящие роли .
Первоначально сёстры и их мать не рассматривали кинематограф как постоянное место работы и пытались найти работу на сцене. Однако, так как найти подходящие театральные роли было трудно, а заработки в кино были выше, они связали свою жизнь со съёмками фильмов. Лиллиан позже писала: «Кино было странным, смущающим миром, совсем не похожим на тот, что мы знали. Но всё вокруг было до того увлекательно, что десяти- или даже двенадцатичасовой рабочий день пролетал раньше, чем мы успевали заметить» . В этот период роли, сыгранные Лиллиан, были весьма различны. В основном она принимала участие в небольших одночастных фильмах, которые снимались за несколько дней. Первый её большой фильм назывался «Материнское сердце» (1913), и за исполнение роли в нём она получила ряд положительных оценок. «Секрет её успеха в отсутствии так называемой игры!», — несколько парадоксально писали в прессе. Другой её известной ролью стало участие в фильме Гриффита « Юдифь из Бетулии » (1913), одной из первых крупных по размеру (в четырёх частях) постановок режиссёра .
Позже она снималась во многих других фильмах Гриффита: « Рождение нации », «Сиротки бури» (1921), « Нетерпимость », « Сломанные побеги » (1919), « Путь на Восток » (1920). По-настоящему знаменитой актрису сделала роль в масштабной постановке «Рождение нации». Позже Гриффит вспоминал, что когда он решил доверить Гиш роль в этом фильме, он просто посчитал, что она способна с ней справиться и не предполагал, насколько удачным окажется созданный образ. Режиссёр говорил, что в любом случае был уверен, что эта работа будет оригинальной, а полученный результат в исполнении актрисы назвал выдающимся. Сама же Гиш говорила, что этот громкий успех оказался для неё полной неожиданностью, так как она с самого начала не особенно была расположена к своей роли, а кроме того, первоначально посчитала её неоправданно растянутой. Однако после выхода фильма на экраны, когда в газетах стали появляться многочисленные положительные статьи и публиковаться фотографии Лиллиан, возникло ощущение, что кроме актрисы и её партнёра, в картине больше никто не принимал участие, настолько единодушна была пресса в оценке её успеха . В «Сломанных побегах» актриса создала один из наиболее известных своих образов, в котором сумела достичь вершин драматизма. Историк кино Жорж Садуль писал, что несмотря на недостатки фильма роль, созданная Гиш, безупречна, и она превосходит в трагедийном плане образы, сыгранные Пикфорд:
Поношенное платьице, косы, вязаная шаль, худые башмаки, усталая походка, узкая грудь, маленькая круглая шляпка; нет ничего шаловливого у этой девочки — „лилии предместий“. Она исполнена чаплиновской грусти, и её символизирует особенный жест — двумя пальчиками, сложенными буквой V, девочка приподнимает уголки своего рта и так пытается выразить невозможную для неё улыбку. Такая героиня явно обречена на смерть до того, как она перестанет играть в куклы .
Знаменитый жест своей героини в виде приподнимания пальцами уголков рта придумала сама актриса. Он возник на репетиции случайно, практически бессознательно и был подхвачен режиссёром. На его вопрос, как ей посчастливилось сделать такую находку, Гиш сказала: «Я не придумывала, мистер Гриффит. Это пришло само собой, — ответила я, не подозревая, что этот жест станет чем-то вроде моей фабричной марки во всём мире» . Важнейшую сцену фильма, в которой пьяный отец-боксёр избивает свою дочь, актриса почти трое суток репетировала без остановок, почти без сна. Историк кино Ежи Тёплиц по этому поводу заметил: «Несколько десятков часов репетиций для того, чтобы сыграть сцену, длящуюся на экране несколько минут! — так работал Гриффит и его группа» .
У Гиш непревзойдённая техника рук. Она заставляет зрителя понимать всю суть переживаемого ритмическими колебаниями своих рук. Она может на протяжении длиннейшей сцены стоять неподвижно, и зритель будет прикован к её недвигающемуся застывшему лицу, на котором живут, вернее «работают» одни глаза. Она создаёт разнообразные образы — различными системами походки и движениями рук. В отличие от Пикфорд — Лилиан Гиш в форму умеет вкладывать чувство. И эти чувства её губят. Как истинная американка, Гиш излишне сентиментальна. Она заливает экран слезами .
В 1920 году актриса сняла фильм «Моделируя собственного мужа». После «Biograph» Лиллиан Гиш подписала контракт со студией « MGM », где её первой картиной стала « Богема » (1926). Советский критик Стефан Мокульский , ещё в 1920-е годы отметил, что наиболее характерные для актрисы роли — это сентиментальные героини: «обольщённые, покинутые и брошенные девушки». Эти образы критики связывают с её французским происхождением: «Созданные ею на экране образы продолжают Манон Леско или Маргариту Готье — всю длинную вереницу „погибших, но милых созданий“, которых так любят французская литература и театр. Среди её героинь Генриэтта в „Двух сиротках“ — французская девушка-простушка, бессознательно кокетливая и жеманная. В „Богеме“ она создаёт один из своих самых совершенных образов — Мими, дитя Парижа, дочь Латинского квартала . В её игре — чисто французские жеманство и грациозность» . Жорж Садуль писал, что Гиш была самой крупной американской актрисой эпохи немого кино, в её работах обнаруживается «самобытный талант выдающейся актрисы, которая никогда не впадала в жеманство, хотя и была близка к нему…»
В 1928 году Гиш ушла из «MGM» и вернулась в театр. С появлением звукового кино стала реже сниматься, начала вновь выступать в театре, гастролируя не только в США, но и за рубежом. Позже она говорила в интервью про своё отношение к современному кинематографу: «Я продолжала сниматься в кино, но реже. Слово убивает действие. Фильмы перестали держать зрителей в напряжении. А в скучных фильмах скучно сниматься» . В 1943—1945 году в составе театральной труппы совершила турне по Америке, играя в спектаклях « Трёхгрошовая опера », « Песня лютни », « Преступление и наказание » по роману Фёдора Достоевского , где также были задействованы Долли Хаас и Джон Гилгуд .
Лиллиан Гиш оставалась с Гриффитом до конца его жизни, заботясь о нём и его жене, пока Гриффит не умер в 1948 году. В 1946 году получила номинацию на « Оскар » за работу в фильме « Дуэль под солнцем ». В 1960-х годах актриса появилась в некоторых фильмах (« Комедианты » (1967), « Свадьба » (1978).
В 1970 году она получила специальный приз Американской киноакадемии за вклад в развитие кинематографа и актёрское мастерство и премии Американского киноинститута за совокупный творческий вклад (1984). В 1973 году Франсуа Трюффо предпослал своему фильму о мире кино « Американская ночь » посвящение сёстрам Гиш. По наблюдению советского и российского киноведа Валентины Колодяжной , такое признание со стороны французского режиссёра не случайно, а очень символично и имеет особый смысл, так как героини Лиллиан Гиш «были олицетворением моральной чистоты, благородства, лиризма, романтической любви», а сопоставление актрисы с последующими кинозвёздами «наводит на грустные размышления о моральном упадке искусства и общества» .
В 1984 году 90-летняя Гиш участвовала в балете « Видение Розы » (хореография Михаила Фокина ), который « Метрополитен-Опера » ставила к 100-летнему юбилею театра. Последний раз на киноэкранах актриса появилась в 1987 году в 93-летнем возрасте в драме «Августовские киты» с Винсентом Прайсом и Бетт Дейвис в главных ролях.
Кроме актёрской карьеры Лиллиан Гиш была сценаристом трёх работ: «Самое важное в жизни» (1918), «Переделывая её мужа» (1920), «Серебряное сияние» (1951).
Лиллиан Гиш скончалась во сне 27 февраля 1993 года в возрасте девяноста девяти лет. Актриса похоронена рядом с сестрой Дороти Гиш (ум. 1968) в епископальной церкви св. Бартоломью в Нью-Йорке . Она никогда не была замужем и не имела детей.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1912 | кор | Невидимый враг | An Unseen Enemy | старшая сестра |
1912 | кор | Любительница румян | The Painted Lady | красотка на фестивале мороженого |
1912 | кор | Мушкетёры аллеи Пиг | Musketeers of Pig Alley | маленькая леди |
1913 | кор | Барышня и мышка | The Lady and the Mouse | дочь торговца |
1914 | ф | Юдифь из Бетулии | Judith of Bethulia | молодая мать |
1914 | ф | Битва полов | The Battle of the Sexes | Джейн Эндрюс |
1915 | ф | Рождение нации | The Birth of a Nation | Элси Стоунмен |
1916 | ф | Нетерпимость | Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages | мать, качающая колыбель |
1919 | ф | Сломанные побеги | Broken Blossoms | Люси Берроуз |
1919 | ф | True Heart Susie | Сьюзи | |
1919 | ф | The Greatest Question | Нелли Джарвис | |
1920 | ф | Путь на Восток | Way Down East | Анна Мур |
1921 | ф | Orphans of the Storm | Генриетта Жирар | |
1923 | ф | Белая сестра | The White Sister | Анжела Кьяромонте |
1925 | ф | Бен-Гур: история Христа | Ben-Hur: A Tale of the Christ | статистка в толпе зрителей в эпизоде гонки на колесницах |
1926 | ф | Богема | La Boheme | Мими |
1926 | ф | Алая буква | The Scarlet Letter | Эстер Прин |
1928 | ф | Ветер | The Wind | Летти Мейсон |
1946 | ф | Дуэль под солнцем | Duel in the Sun | Лора Белль Макканлс |
1955 | ф | Ночь охотника | The Night of the Hunter | Рейчел Купер |
1960 | ф | Непрощённая | The Unforgiven | Матильда Закари |
1967 | ф | Комедианты | The Comedians | миссис Смит |
1978 | ф | Свадьба | A Wedding | Нетти Слоан |
1987 | ф | Августовские киты | The Whales Of August | Сара Уэббер |
Полный список наград и номинаций на сайте IMDB.com .
Награды и номинации | ||||
---|---|---|---|---|
Награда | Год | Категория | Работа | Результат |
Оскар | 1947 | Лучшая женская роль второго плана | Дуэль под солнцем | Номинация |
1971 | Почётная награда | н/д | Победа | |
Золотой глобус | 1968 | Лучшая актриса второго плана | Комедианты | Номинация |
Американский институт киноискусства | 1984 | Награда за достижения в жизни | н/д | Победа |
Независимый дух | 1988 | Лучшая женская роль | Августовские киты | Номинация |
Грэмми | 1989 | Плавучий театр | Номинация | |
Премия Лондонского кружка кинокритиков | 1987 | Специальная награда за достижения | н/д | Победа |
Национальный совет кинокритиков США | 1987 | Лучшая актриса | Августовские киты | Победа |
Награда за карьерные достижения | н/д | Победа | ||
Орден Искусств и литературы | 1983 | Командор ордена Искусств и литературы | н/д | Победа |
Премия Центра Кеннеди | 1982 | Премия Центра Кеннеди | н/д | Победа |
Голливудская «Аллея славы» | 1960 | Именная звезда за вклад в киноиндустрию | н/д | Победа |