Interested Article - Духовные академии Русской православной церкви

Духо́вные акаде́мии Ру́сской правосла́вной це́ркви — учебные заведения в Российской империи , СССР , а затем ряда стран, входящих в каноническую территорию Русской православной церкви , дающие высшее духовное образование , для служения Церкви в виде пастырской , преподавательской и научно-богословской деятельности.

Старейшая из всех духовных академий Русской православной церкви — Киевская , за ней следуют (по времени основания) — Московская , Санкт-Петербургская и Казанская (ныне не действует). В 1990-е годы были основаны Минская и Кишинёвская духовные академии . В 2021 году решением Священного синода Сретенская духовная семинария преобразована в академию .

История

Первой в России академией, выполнявшей функцию подготовки духовных лиц, в том числе архиереев , а также функции трибунала и цензуры по делам веры, стала Славяно-греко-латинская академия , основанная в 1687 году . Академия финансировалась Казённым и Патриаршим приказами . Вместе с тем Славяно-греко-латинская академия не являлась исключительно духовным высшим образовательным учреждением, так как готовила своих выпускников не только к церковному служению, но и к государственной службе, и была всесословным учебным заведением в соответствии с Академической привилегией . Обучение было разделено на восемь классов («школ»), которые включали в себя четыре низших класса, два средних и два высших.

Духовные академии Российской империи XVII—XVIII веков готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для «образования благочестивых и просвещённых служителей Слова Божия» .

Академии состояли в главном заведовании Святейшего синода и находились под начальственным попечением местных епархиальных архиереев и управлялись при ближайшем наблюдении и руководстве ректора — лица духовного сана , преимущественно монашествующего , — советом и правлением из профессоров : ведению совета подлежали дела, касающиеся учебной и учёной части, правление заведовало также и хозяйственными делами.

Главное наблюдение за ходом академических дел принадлежало ректору, которому предоставлялось право в случае необходимости делать внушения и замечания всем вообще должностным лицам Академии. Во всех Академиях были организованы обширные научные библиотеки, состав которых приспособлен к потребностям высшего духовного образования . В Академии принимали окончивших курс наук в духовных семинариях и классических гимназиях после успешного прохождения вступительных экзаменов .

Во времена Российской империи студенты помещались в академических зданиях на казённом содержании, своекоштные студенты допускались только в качестве пансионеров и жили вместе с казеннокоштными студентами. Наблюдение за поведением студентов принадлежало — лицу, предпочтительно имеющему духовный сан , и его помощникам.

Со времени преобразования духовных училищ в 1808 году устав духовных академий был неоднократно изменяем: по уставу 1814 года в круг академического преподавания входили, между прочим, физика и математика ; академиями управляли — ректор, конференция и правление; высшее управление принадлежало сначала комиссии духовных училищ, а с 1839 года , после упразднения последней, сосредоточено было в Синоде. Профессора и бакалавры преподавали науки применительно к рекомендованным учебным пособиям и программам. Обучение продолжалось четыре года; первоначально было два курса, старший и младший — по два года каждый; затем были организованы четыре одногодичных курса.

Со второй половины XIX века стало негласным правило, что ректорами Академий должны быть лица в епископском сане. Эта норма не была чётко зафиксирована, и ректорами в то время становились лица, не являющиеся епископами. Но со временем тенденция назначения викарных епископов на ректорские должности в Академиях продолжала только усиливаться . Уставом 1869 года расширены были права академических советов, возвышены требования по отношению к условиям избрания профессоров, предметы преподавания разделены на три группы: богословскую, церковно-историческую и церковно-практическую, выбор которых предоставлен был студентам; допущены были наряду с казеннокоштными студентами своекоштные , жившие вне академий, и таким образом число студентов значительно возросло. Публичные диспуты — докторские и магистерские — оживляли академическую деятельность, и учёная производительность академий сильно поднялась. Устав этот был в силе до 1884 года .

По уставу 1884 года, разработанному для духовных академий в Российской империи, в них должны преподаваться следующие науки: богословские , исторические , церковно-практические (например: церковное право ), философские и словесные , а также древние языки ( древнегреческий , латинский , древнееврейский и арамейские ) и новые языки ( английский , немецкий , французский , итальянский , испанский ). Большая часть этих предметов была обязательна для всех студентов. Духовные академии имели право предоставлять учёные степени доктора , магистра и кандидата богословских наук . Преподавание вели профессора ординарные и экстраординарные , доценты и лекторы новых языков. По мнению многих современников, устав 1884 года явился шагом назад. Ряд других факторов социального и культурного характера обусловили в конечном счёте снижение к концу XIX века уровня образовательной и воспитательной жизни в духовных школах вообще и в МДА, в частности .

Академический устав 1910 года ещё предполагал возможность того, что ректором академии может стать даже представитель белого духовенства — исключение Московская и Киевская духовные академии: там ректор должен быть в обязательном порядке из монашествующих, но согласно изменениям, внесённым в Устав в 1911 году, ректором духовной академии мог быть только епископ с учёной степенью не ниже магистра богословия

Вскоре после Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви всякое религиозное образование фактически оказалось под запретом. В этих условиях профессора духовных академий и духовенство и представители церковной интеллигенции попытались организовать светские богословские институты: в 1918 году была образована Православная народная академия в Москве, в 1920 году Петроградский богословский институт в Петрограде, в 1921 году — Казанский богословский институт . Все они вскоре были закрыты властями.

6 июня 1946 года председатель Совета по делам Русской православной церкви Г. Г. Карпов дал разрешение на открытие трёх духовных академий и преобразовании Богословско-пастырских курсов в семинарии. Митрополит Григорий (Чуков) составил положения о духовных академиях и семинариях, которые 19 июня были приняты Учебным комитетом , а 20 июня утверждены Священным синодом РПЦ .

8 декабря 2016 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ( Рособрнадзор ) Сергей Кравцов подписал приказы № 2071 и № 2072 о государственной аккредитации образовательной деятельности религиозных организаций — духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви» и духовной образовательной организации высшего образования «Московская духовная академия Русской православной церкви». Наличие свидетельства о государственной аккредитации позволяет предоставлять абитуриентам при поступлении в духовные академии льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения — отсрочку от призыва на срочную военную службу. Академии будут выдавать своим выпускникам диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который даёт право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признаётся работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений .

Духовные академии и иные вузы РПЦ

действующие
упразднённые

Болонский процесс и богословское образование

По инициативе Патриарха Кирилла в РПЦ началось реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня и качества духовного образования России .

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым :

Примечания

  1. . Московская патриархия (13 апреля 2021). — «Журнал № 16». Дата обращения: 20 апреля 2021. 14 апреля 2021 года.
  2. . sedmitza.ru . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . 2007-11-06. из оригинала 21 сентября 2019 . Дата обращения: 5 декабря 2017 .
  3. Ефрем (Пашков), иером. . bogoslov.ru . Интернет-портал Русской православной церкви « Богослов.ру » (19 ноября 2012). Дата обращения: 5 декабря 2017. 23 сентября 2015 года.
  4. Осипов А. И. от 20 апреля 2016 на Wayback Machine // Богословский вестник. 1996. — № 2. — С. 4-18.
  5. . sedmitza.ru . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . 2007-11-06. из оригинала 21 сентября 2019 . Дата обращения: 5 декабря 2017 .
  6. Шкаровский М. В. Возрождение духовных школ северной столицы в середине 1940-х гг // Актуальные вопросы церковной науки. — 2020. — № 2. — С. 213—220.
  7. . Официальный сайт Русской православной церкви « Патриархия.ru » (10 декабря 2016). Дата обращения: 5 декабря 2017. 5 декабря 2017 года.
  8. . Учебный комитет Русской православной церкви (21 мая 2010). Дата обращения: 5 декабря 2017. 9 ноября 2013 года.
  9. . Официальный сайт Русской православной церкви « Патриархия.ru » (21 ноября 2010). Дата обращения: 5 декабря 2017. 27 июня 2010 года.

Литература

Ссылки

  • Официальный сайт Учебного комитета РПЦ: от 25 сентября 2020 на Wayback Machine — 21.05.2010.
Источник —

Same as Духовные академии Русской православной церкви