Беркшир
- 1 year ago
- 0
- 0
Любовь Степановна Бороздна-Стромилова (4 февраля 1813 года, Москва — 11 сентября 1894 года , село Субботино ) — одна из первых художниц в Российской Империи, ученица Василия Тропинина и Карла Брюллова , жена поэта и переводчика Ивана Петровича Бороздны .
Корни художницы уходят в XV—XVI века. Ее прадедами и прабабушками с разных сторон были потомственные дворяне Степан Данилович Стромилов (?—1785) и Евдокия Васильевна (Непеина), Петр Александрович Смирнов (?—1783) и Анна Петровна (Черторыжская) (?1—798), Дмитрий Онисимович Березников (?—1782) и Фиона Дмитриевна (Трескина) (?—1815). Дочь Смирновых Елизавета Петровна (?—1796) вышла замуж за полковника Алексея Дмитриевича Березникова. При родах она скончалась. Воспитанием девочки занимались бабушки Анна Петровна и Фиона Дмитриевна.
Алексей Березников рано выдал дочь, которую назвали Александрой, замуж за подпоручика Степана Александровича Стромилова (1786-1838), состоятельного дворянина Владимирской губернии . Первые роды в 1812 году закончились для Александры Алексеевны (1796—1859) трагически: немного прожив, малышка умерла. Вторую дочь Стромиловы назвали в честь первой — Любой.
По свидетельству младшей сестры художницы Марии, Любонька «с самого детства выказывала врожденную склонность к живописи; вместо того, чтобы играть в куколки, она чертила карандашом маленькие фигурки». Заботливая мама наняла дочери домашнего учителя рисования некоего «Цвиленева». Люба также брала частные уроки у хорошего знакомого семьи художника Филиппа Берже (1783—1867) и Василия Тропинина (1776-1857), который «закончил труды Цвиленева». Известен рисунок Любы «Мальчик с топориком», сделанный с картины мастера того же названия 1810 года. В 1831 году Тропинин написал портрет своей талантливой ученицы, который ныне находится в Национальном музее русского искусства в Киеве. Художница держит в руках кисть и палитру, как бы отстаивая своё женское право на сопричастность к художественному творчеству .
В январе 1832 года мать увезла дочек в Санкт-Петербург , где Люба работала в залах Эрмитажа, копируя картины известных европейских художников, в частности «Семейный портрет» Ван Дейка. Известен также ее рисунок с картины Рембрандта «Портрет польского шляхтича», который ныне находится в Вашингтонской Национальной галерее.
В 1835 году, после долгого путешествия по городам Европы (Кенигсберг, Варшава, Берлин, Париж, в последнем Люба брала уроки у немецко-французского живописца, работавшего и учившегося в России, Шарля (Карла) Штейбена (1788-1856), Стромиловы оказались в Риме. Здесь Александра Алексеевна, через Ф. Берже, передала Карлу Брюллову просьбу давать уроки её дочери. Художник отказал. На следующий день А.А. Стромилова сама пришла в мастерскую художника и показала ему альбом с рисунками дочери. Брюллову понравилось увиденное и он согласился преподавать Любе художественное мастерство .
К.П. Брюллов посещал Стромиловых «без назначения дня и часа, как свой. Бывало, сидит и чертит карандашом эскизы, и все толкует и поясняет… Иногда, сидя возле своей ученицы во время её работы масляными красками, он брал кисть и тут же на практике показывал, что и как надо было исполнить», — писал мемуарист .
Итогом учебы Любы у великого мастера стал великолепный портрет сестры Марии, которая в это время училась музыке в Европе. Долгое время портрет считался работой кисти Карла Брюллова , изобразившего свою ученицу-художницу — Л. С. Стромилову. На самом же деле, художник только поправил работу своей ученицы (написал ветку дерева и коричневую перчатку на руке девушки) и поставил рядом с ее подписью свою. В середине XX века после проведенной сравнительной экспертизы выяснилось, что на нем изображена сестра художницы — Мария Степановна Стромилова (Воейкова). Немаловажную роль в установлении авторства сыграл сборник «Из воспоминаний» М.С. Воейковой, составленный в 1931 году ее внуком, художником П.Ф.Вимпфеном. В настоящее время портрет хранится в собрании Самарского областного художественного музея .
Основным жанром в творчестве художника Л. С. Стромиловой—Бороздны был акварельный портрет, реже — рисунки в смешанной технике. Известные её работы: «Девушка у окна», «Крестьянин в меховой шапке», «Доктор Г. Я. Высоцкий», «А. Ф. Гамсон», «Портрет К. П. Брюллова», «Художник К. И. Рабус», «П. А. Смирнов», «И. П. Бороздна», «Н. А. Васильева», «М. Н. Загоскин» .
2 апреля 1837 года Любовь Стромилова вышла замуж за малороссиянина вдовца, поэта Ивана Петровича Бороздну . Приданым за ней было «родовых Тульской и Владимирской губерний 387 душ и около 400 десятин земли» . Иван Петрович купил собственный дом в Москве, но не забывал и про усадьбу Медвёдово — хозяйство и служба по выборам требовали его наездов в Черниговщину. Любовь Степановна бывала в родовом имении супруга, известны ее карандашные зарисовки усадьбы: экстерьер и интерьеры отдельных помещений . Семейная жизнь не сложилась и в 1843 году супруги, не разводясь, разъехались «вследствие адюльтера с его прислугой» . Детей у них не было . Своей второй жене Бороздна посвятил стихотворение «К Любови Бороздне», написанное 27 марта 1838 года: «Когда в последний раз Вы пели Романсы томные мои…».
Любовь Степановна вела активную светскую и творческую жизнь, путешествовала по Европе, являлась членом Московского общества любителей художеств . «Второе пришествие» Любы в Петербург состоялось в январе 1845 года. Здесь она окунулась в художественно-театральную жизнь, продолжила знакомство с художником Марковым.
В конце жизни Л. С. Бороздна-Стромилова жила в имении родной сестры, усадьбе Субботино Московской губернии . Скончалась 11 сентября 1894 года , была похоронена в Даниловом монастыре рядом с матерью, Александрой Алексеевной Стромиловой .
Работы художницы представлены в музеях, в том числе Третьяковской галерее , Музее истории русской литературы имени В. И. Даля , Музее-заповеднике «Абрамцево» , Самарском областном художественном музее , Бурятском художественном музее , Киевской картинной галерее , а также в собраниях частных лиц .
Архив художницы хранится в РГАЛИ и состоит из её воспоминаний («Рассказ из моей семейной хроники», «Исчезнувшие типы», «Из парижской жизни»), документов, писем и рисунков .