Interested Article - Маркелл (Попель)

Епископ Маркелл (в миру Маркелл Онуфриевич Попель ; 31 декабря 1825 , Галич , Австрийская империя 29 сентября 1903 , Санкт-Петербург ) — епископ Русской православной церкви , епископ Полоцкий и Витебский .

Семья и образование

Родился в дворянской семье, принадлежавшей к грекокатолическому вероисповедованию. Жена — Климента Фёдоровна, урождённая Еловецкая, умерла в 1864 . В семье было двое сыновей.

Окончил четырёхклассную немецкую школу в Галиче, получил среднее образование в классических гимназиях в Станиславове и Бучаче . После окончания гимназического курса поступил в университет. Окончил философский факультет в Черновицах , получил богословское образование во Львове и Вене .

Греко-католический священник

С 1849 года — учитель педагогических курсов во Львове.

С 20 декабря 1850 года — священник приходской грекокатолической церкви Львовской архиепископии в Бучаче .

С 1851 года — законоучитель гимназии в Тернополе .

С 1859 года — учитель русского языка в академической гимназии во Львове.

С 1862 года — законоучитель немецкой гимназии в том же городе.

В молодости занимался литературой, автор трагедии «Немира», опубликованной в первой русской газете в Австрии « Зоря галицкая », и исследования о певце Бояне (персонаже «Слова о полку Игореве»), напечатанного в венской газете «Вестник». Также написал ряд богословских работ, получивших широкую известность — в них содержалась защита восточного богослужебного обряда. Среди его трудов: «Нравственное богословие» ( 1857 ), «Литургика» ( 1862 и 1863 ), «Сто образков» (сто примеров из природы для чтения юношества) ( 1865 ). В 1865—1866 издавал во Львове народную религиозно-нравственную газету «Неделя».

Деятельность в России

В конце 1866 по приглашению Правительственной комиссии народного просвещения в Польше переселился в Россию, где его хорошо знали как священника, симпатизировавшего православию. В том же году был уволен холмский униатский епископ Калинский, и духовная консистория взяла курс на изъятие из богослужения латинских элементов и переход в проповедях с польского на русский язык. Активным проводником этой политики, означавшей постепенную подготовку к отказу от унии, и стал о. Маркелл Попель.

С января 1867 — законоучитель Холмской гимназии и преподаватель литургики и нравственного богословия в Холмской грекокатолической духовной семинарии. Осенью того же года посетил приходы на Подляшье, отказавшиеся выполнять распоряжения консистории, и убеждал их в том, что речь идёт не о нововведениях, а о восстановлении старых обрядов и обычаев.

С 1868 — старший протоиерей при Холмском кафедральном соборе и референт Холмской униатской духовной консистории. Принял российское подданство. После назначения новым холмским епископом нерешительного Михаила Куземского оказывал значительное влияние на управление епархией, стал епархиальным экзаменатором по церковной истории и церковному праву для священников, подвергавшихся испытанию по богословским предметам для получения места настоятеля прихода, а также председателем комитета по возобновлению Холмских епархиальных учреждений.

Администратор грекокатолической Холмской епархии

С 16 марта 1871 , после увольнения Куземского, о. Маркелл был назначен администратором Холмской епархии. 2 октября 1873 издал распоряжение о повсеместном восстановлении православного обряда, который был принят 240 приходами на Подляшье из 266. Остальные приходы отказались подчиниться администратору и были поддержаны Папой Пием IX , издавшим 23 мая 1874 буллу, в которой назвал протоиерея Попеля «ложным церковным правителем, не достойным церковного сана» и обвинил его во введении в епархии схизматической (православной) литургии и в том, чтобы он побуждал грекокатоликов не подчиняться папской власти. Однако о. Маркелл продолжил свой курс на включение униатов в состав православной церкви.

18 февраля 1875 года по инициативе протоиерея Маркелла Попеля духовенство консистории и Холмского кафедрального собора постановило составить акт о воссоединении Холмской греко-униатской епархии с православной церковью. После того, как акт был передан в Святейший Синод, тот 23 апреля 1875 постановил присоединить Холмскую греко-униатскую епархию к Варшавской и, образовав из них одну православную епархию, назвать её Холмско-Варшавской (в память о православной Холмской епархии, основанной в начале XIII века). При этом управление бывшими грекокатолическими приходами было поручено викарному епископу Люблинскому, которым, после принятия православия, назначал о. Маркелл.

23 мая 1875, в день памяти святых Кирилла и Мефодия, ровно через год после издания папской буллы, униатские приходы Холмской епархии были присоединены к православию.

Православный архиерей

С 8 июля 1875 — епископ Люблинский, викарий Холмско-Варшавской епархии. Его главной задачей в это время было утверждение своей паствы в православии.

С 9 декабря 1878 — епископ Подольский и Брацлавский . Поощрял проповедническую деятельность подведомственных ему священников (сам много проповедовал и опубликовал около 60 своих слов, речей и бесед в «Подольских епархиальных ведомостях»), открытие церковно-приходских школ и создание из их учеников певческих хоров. Считал церковное пение хорошим способом воспитания у паствы религиозно-нравственного чувства.

С 6 марта 1882 — епископ Полоцкий и Витебский. За время управления этой епархией открыл 172 церковно-приходские школы, активно создавал хоры певчих, стимулировал введение общего хорового церковного пения. В каждой церкви епископом было предписано вести богослужебный журнал, в который записывать темы для проповедей, затем проверявшиеся епархиальным архиереем. В 1887 основал в Витебске братство во имя святого равноапостольного князя Владимира для религиозно-нравственного воспитания народа в духе православной церкви. В первый же год в состав братства вступили до пятисот человек.

25 февраля 1889 года был назначен присутствующим в Святейшем Синоде, с увольнением от управления Полоцкой епархией. Этот пост занимал в течение почти 12 лет.

Скончался в Санкт-Петербурге. Был погребён в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры , в 1932 его останки были перенесены на Никольское кладбище.

Литература

  • Самоквасов К. Очерки и воспоминания из недавней истории бывш. Холмской греко-униатской епархии // Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1879. — № 2. — С. 26-32; № 3. — С. 40-45; № 9. — С. 149—155
  • Викул П. Ф., свящ. Подольские архипастыри. — Каменец-Подольск, 1895
  • Преосвященный Маркелл Попель: К 25-летию воссоединения холмских униатов // Холмский народный календарь на 1901 г. — Холм, 1900. — С. 155—166;
  • Тихон (Беллавин), еп. Речь перед отпеванием преосв. еп. Маркелла. СПб., 1903;
  • Холмский народный календарь на 1905 г. — Холм, 1904
  • Ливчак Н. Н., прот. К истории воссоединения униатов Холмской епархии: Записки и воспоминания. — Вильна, 1910;
  • Левицький К. Iсторiя полiтичноï думки галицьких украïнцiв, 1848—1914. — Львiв, 1926;
  • Lewandowski J. Na pograniczu: Polityka władz państwowych wobec unitów Podlasia i Chełmszczyzny, 1772—1875. Lublin, 1996
  • Osadczy W. Święta Ruś: Rozwńj i oddziaływanie idei prawosławia w Galicji. Lublin, 2007;
  • Wojtowicz-Huber B. «Ojcowie narodu»: Duchowieństwo greckokatolickie w ruchu narodowym Rusinów galicyjskich (1867—1918). — Warsz., 2008;
  • Прийма О. Священики з роду Попель у Галичинi XIX—XX ст. // Лiтопис Бойкiвщини. — Дрогобич, 2013. — № 2. — С. 38-42.
  • Пидгайко В. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2016. — Т. XLIII : « Максим Маркелл I ». — С. 740-744. — 752 с. — 30 000 экз. ISBN 978-5-89572-049-3 .

Примечания

  1. В католической церкви, перешёл в православие 23 мая 1875 года
Источник —

Same as Маркелл (Попель)