Свита Его Императорского Величества
- 1 year ago
- 0
- 0
Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ) — подразделение Министерства императорского двора и уделов , официально созданное 18 февраля (3 марта) 1907 года для автомобильного обслуживания императора Николая II , его семьи и свиты. После отречения последнего российского монарха от власти 2 (15) марта 1917 года СЕИВГ перешел в ведение Временного правительства .
Собственный Его Императорского Величества гараж был создан 18 февраля (3 марта) 1907 года соответствующим распоряжением Николая II в ответ на записку министра императорского двора В. Б. Фредерикса «О временной организации автомобильной части». Именно этот документ, получивший высочайшее одобрение государя, стал точкой отсчета официального существования Императорского гаража. Заведовать Гаражом был назначен князь В. Н. Орлов .
Русского самодержца к автомобильным прогулкам пристрастил его флигель-адъютант — князь Владимир Николаевич Орлов , который часто возил Николая II в своем автомобиле «Делоне-Бельвиль» (Delaunay-Belleville). Император был весьма впечатлен, отмечая эти поездки в дневнике, где в конце концов появилась запись о том, что пора бы и перестать пользоваться любезностью В. Н. Орлова и начать ездить на собственном автотранспорте.
Автомобилями императорской семьи в 1906 году стали «Делоне-Бельвиль» и два «Мерседеса». Два других автомобиля «Мерседес» обслуживали свиту. Еще одна машина этой марки (темно-зеленый лимузин) принадлежала дворцовому коменданту. Кроме того, для решения служебных задач тогда же, в 1906 году, приобрели омнибус фирмы «Бенц». Гараж стал обзаводиться помещениями. В 1906 году началось строительство первого здания в Царском Селе, возле Александровского дворца. Затем к ним добавились еще два — в Петергофе и Царском Селе .
Помещения Гаража функционировали и как ремонтные мастерские. Парк автомобилей неуклонно рос, Императорский двор становился одним из наиболее крупных заказчиков ведущих мировых автопроизводителей и каретных мастерских (в то время производство автомобилей было разделено, кузова изготовляли каретники). Любимой фирмой императорской фамилии было кузовное ателье «Кёльнер и сыновья». Николаю II особенно нравились ее кузова с открытым верхом, хотя охрана возражала: небезопасно.
При Гараже была основана Императорская школа шоферов, уникальное учебное заведение. Школа готовила специалистов широкого профиля, обладающих навыками телохранителей .
Парк Императорского гаража включал в себя также и российские автомобили. В частности, на службе состоял лимузин завода «Г. А. Лесснер», владелец которого еще в 1901 году подписал договор об эксклюзивном праве торговать в России продукцией «Даймлера» (Daimler) и «Луцк-Даймлера» (Loutzk-Daimler) и производить двигатели внутреннего сгорания и сами автомобили по лицензии. Помимо «Лесснера» в гараже числился автомобиль «Руссо-Балт». Но использовались эти машины только для свиты. Семью государя обслуживали лишь лучшие мировые образцы, дабы не отставать от ее родственников — европейских монархов.
Автомобильная иерархия в Гараже была строгой и выглядела следующим образом: 1) императорский разряд, обслуживавший семью Николая II и состоявший из «Мерседесов» и «Делоне-Бельвилей», был впоследствии пополнен «Рено» (Renault) и «Пежо» (Peugeot) (нужно отметить, что цесаревич Алексей ездил на специально заказанном для него «Бебе Пежо» (Bebe Peugeot)); 2) свитские автомобили, представленные той же маркой «Делоне-Бельвиль», а также «Панар-Левассор» (Panhard-Levassor) и «Серекс» (Serex), к которым добавили отечественные «Лесснер» и «Руссо-Балт»; 3) автомобили дворцовой комендатуры, отвечавшей за охрану государя, — «Мерседес», «Даррак» (Darracq), «Форд» (Ford); 4) хозяйственные автомобили — в основном грузовики, прицепные платформы и фургоны.
Вскоре князь В. Н. Орлов отошел от управления технической частью Гаража, сосредоточившись на административных обязанностях. Место главы технической части занял обрусевший французский инженер, механик и изобретатель Адольф Кегресс , ранее работавший на заводе «Г. А. Лесснер». Спустя некоторое время А. Кегресс стал также личным шофером императора.
Многогранный талант французского инженера всемерно проявился в Гараже. А. Кегресс поставил себе задачу улучшить устойчивость и проходимость автомобилей в зимнее время. В Гараже шла постройка экспериментальных полугусеничных автомобилей «Мерседес», «Паккард» (Packard) и «Руссо-Балт». Именно А. Кегресс придумал установить лыжи в комплект к передним колесам, а задние заменить гусеницами. Так возникли знаменитые «гусеничные движители Кегресса» . А техническая часть Гаража разместилась в отдельном здании в Царском Селе. Центральный фасад по задумке архитекторов был украшен барельефом, изображающим автогонки.
К тому времени император пересел на «Делоне-Бельвиль» 70 CV (SMT ). Машина обладала более мощным мотором, а аббревиатура SMT никак не относилась к заводской серийной маркировке: ее следовало расшифровывать как Sa Majeste La Tsar — «Его Величество Царь».
Единожды за свою историю Собственный Его Императорского Величества гараж поучаствовал в масштабной заграничной экспедиции: в 1910 году семья государя в полном составе отбыла в Германию с визитами к родственникам императрицы Александры Федоровны. Для транспортного обслуживания были отобраны двенадцать сотрудников Гаража, а также четыре автомобиля: два для императорской четы — «Делоне-Бельвиль» и «Мерседес» (оба с кузовом ландоле), два автомобиля — для свиты.
В 1913 году Императорский гараж получил еще одно большое здание, так называемый Белый гараж. Он был выстроен там же, в Царском Селе, поблизости от Александровского дворца, и вмещал до 40 машин.
В результате к началу Первой мировой войны Императорский гараж был одним из лучших автопарков в мире, оснащенным самыми современными, дорогими и технически совершенными автомобилями разнообразных марок. В нем служили лучшие шоферы, механики и техники. Отдельный филиал был построен в 1912—1913 годах в Крыму, в Ливадии . Это был уже второй крымский филиал; первый, всего на два автомобиля, располагался в Ореанде с 1909 года. Николай II любил путешествовать по Крыму на «Делоне-Бельвиле» с открытым кузовом и тентом.
Война внесла свои коррективы в жизнь Гаража. Сообразно запросам военного времени был обновлен и парк. Гараж пополнился автомашинами марок «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce), «Тюрка-Мери» (Turcat-Mery), «Воксхолл» (Vauxhall). А морально устаревшие, но вполне еще пригодные для использования автомобили передавались для нужд армии, ими пополнялись санитарные колонны и т. п .
С 1914 по 1917 год Николай II совершил пять так называемых «высочайших путешествий» на фронт. Для поездок государя в прифронтовую зону использовались специальные железнодорожные вагоны и платформы, на которых везли императорский автотранспорт. Императорский и свитский поезда прибывали на станцию назначения, Николай II пересаживался в только что доставленный, но уже подготовленный для него автомобиль и отбывал дальше в войска. Кроме того, в Ставке верховного главнокомандующего был организован филиал Гаража, в котором находились одновременно от пяти до восьми автомобилей. Несмотря на то что война существенно затруднила поставку необходимых запчастей, серьезных сбоев в работе Гаража не случалось.
Тем временем за неприязнь к Григорию Распутину князь В. Н. Орлов был удален от императорской семьи и руководства Гаражом. Место его занял В. Шоффер, руководивший Собственным Его Императорского Величества гаражом вплоть до самого отречения Николая II в марте 1917 года. На этом закончилась и история Собственного Его Императорского Величества гаража. Вслед за этим все 56 автомобилей СЕИВГ вместе с водителями, техническим персоналом и помещениями перешли в распоряжение Временного правительства.