Interested Article - Гондофар
- 2020-05-28
- 1
Гондофар I — основатель и первый царь Индо-парфянского царства на территории современных Афганистана и Пакистана около 20 — 46 годов . Первоначально был, вероятно, родственником или вассалом династии Апраков, правящей в Апракапуре ( Баджаур , Хайбер-Пахтунхва - Пакистан ) и Систане ( Иранский Белуджистан ).
Правление
Традиционно, Гондофару I приписывали более поздний срок правления; правления одного царя, называвшего себя Гондофаром было установлено в 20 г. н. э. надписью на скале, сделанную им в Тахти-Бахи в Мардане , западном Пакистане , в 46 н. э. . Он также был связан с «Деяниями Фомы» III века. Недавние исследования, однако, показали однозначно, что «Гондофар» был титулом многих царей; ни одна из древних надписей или источников не могут быть связаны конкретно с первым Гондофаром и нумизматические данные прочно доказывают, что Гондофар I правил раньше этих событий.
Гондофар I захватил Кабульскую долину и области Пенджаба и Синда у скифского царя . В реальности, ряд вассальных правителей, похоже, перешли под власть Гондофара I от индо-скифов. Его империя была огромной, но слабо организованной, поэтому она распалась вскоре после его смерти. Столицей государства был гандхарский город Таксила , расположенный в штате Пенджаб западнее нынешнего Исламабада . Герцфельд Эрнст утверждает, что его имя увековечено в названии афганского города Кандагар , который он основал под названием Гундофаррон .
Его имя также встречается в авестийском языке как Vinda farna «пусть он найдет славу» . В древнеармянском, это 'Gastaphar'. «Gundaparnah» по-видимому, восточно-иранская форма имени. В пушту , восточно-иранском языке, господствовавшем в регионе, Gandapur является фамилией, а также племенное имя, обозначающее определённую родословную у пуштунов Пакистана .
Хронология
На монетах Гондофара королевские имена иранские, но остальные надписи на монетах — на греческом и кхароштхи .
Эрнст Херцфельд считал, что династия Гондофара представляла Дом Суренов .
Библейский Маг «Гаспар»
Имя Гондафара перешло в армянский как «Гастафар», а затем в западные языки как «Гаспар». Он может быть «Гаспаром, царём Персии», который, согласно апокрифическим текстам и Восточной христианской традиции, был одним из трёх библейских волхвов , присутствовавших при рождении Христа . Через это взаимодействие и ассоциацию, мужское имя «Гаспар» было принято европейцами и западной традицией.
Связь со Святым Фомой и Аполлонием Тианским
В апокрифических Деяниях Фомы упоминается король Гуднафар . Этот царь многими учеными был связан с Гондофаром I, так как ещё не было установлено, что существовало несколько царей с таким именем. Ричард Н. Фрай, Заслуженный профессор иранистики в Гарвардском университете , отметил, что этот правитель был идентифицирован с царём по имени Каспар в христианской традиции визита Апостола св. Фомы в Индию . Недавние исследования Р. Ч. Старшего показывают, что царём, лучше всего подходящем на эту роль был Гондофар-Сасес, четвёртый царь, использовавший титул Гондофар .
А. Д. Х. Бивар, один из авторов Кембриджской истории Ирана , говорит, что даты правления Гондофара, увековеченные в надписи на Тахт-и Бахи (20-46 или позже н. э.) согласуются с датами апостольского путешествия Св. Фомы в Индию после распятия Христа, приведенными в Апокрифических деяниях Фомы . Б. Н. Пури с кафедры Древнеиндийской истории и археологии Университета г. Лакнау в Индии также идентифицировал Гондофара с правителем, обращённым в христианство Святым Апостолом Фомой.
Святой Фома предстал перед королём Гундафаром (Гондофаром) в его столице, Таксиле . «Таксила» — греческая форма современного названия города на пали — «Таккасила» (от санскритского «Такша-сила»). Название города трансформировалось в последующих легендах о Святом Фоме, которые были объединены в «Historia Trium Regum» (История трёх царей) Иоанном из Хильдесхайма (1364—1375), в «Силла», «Эгрисилла», «Грискулла», и так далее , претерпев процесс изменения, аналогичный тому, который произошел с именем «Виндафарна» (Гондофар, Каспар). Historia Trium Regum Хильдесхайма говорит: «В третьей Индии — царство Тарзиса, которое в то время управлялось царём Каспаром, который воскурял фимиам нашему Господу. Знаменитый остров Эйрисулла [или Эгроцилла] находится в этой земле: именно здесь святой апостол святой Фома похоронен» . «Эгрисилла» появляется на глобусе, сделанном в 1492 году в Нюрнберге Мартином Бехаймом , где он находится на самой южной части полуострова Hoch India («Высокая Индия »), на восточной стороне Sinus Magnus («Великий залив», Сиамский залив ): там Эргисилла отождествляется с надписью, das lant wird genant egtisilla, («земля, называющаяся Эгрисилла»). В своём исследовании глобуса Бехайма, Эрнст-Георг Равенштейн отметил: «Эгтисилла, или Эйрискулла [или Эгрисилла: буквы „r“ и „t“ на глобусе похожи друг на друга], как говорится в „Трёх королях“ Иоанна из Хильдесхайма — остров, где похоронен Св. Фома» .
Типы монет
-
Монета Гондофаров
-
Монета Гондофаров
-
Деталь
-
Монета Гондофаров ( Британский музей )
См. также
Примечания
- ↑ Bivar, A. D. H. (2003), , Encyclopaedia Iranica , vol. 11.2, Costa Mesa: Mazda . Дата обращения: 3 декабря 2015. Архивировано 3 мая 2014 года.
- , с. 218.
- A. D. H. Bivar, «The History of Eastern Iran», in Ehsan Yarshater (ed.)
- B. N. Puri, «The Sakas and Indo-Parthians», in A. H. Dani, V. M. Masson, Janos Harmatta, C. E. Boaworth, History of Civilizations of Central Asia, Motilal Banarsidass Publ., 2003, Chapter 8, p. 196
- Ernst Herzfeld, Archaeological History of Iran , London, Oxford University Press for the British Academy, 1935, p. 63.
- Mary Boyce and Frantz Genet, A History of Zoroastrianism , Leiden, Brill, 1991, pp. 447-456, n. 431.
- Ernst Herzfeld. . — London: Oxford University Press for the British Academy, 1935. — P. .
- Bivar, A. D. H. (1983), "The Political History of Iran under the Arsacids", in Yarshater, Ehsan (ed.), Cambridge History of Iran , vol. 3.1, London: Cambridge UP, p. 51
- Alfred von Gutschmid, Die Königsnamen in den apokryphen Apostelgeschichten, in the Rheinisches Museum für Philologie (1864), XIX, 161—183, nb p.162; Mario Bussagli, «L’art du Gandhara», p. 207
- Richard N. Frye, «The Fall of the Graeco-Bactrians: Sakas and Indo-Parthians», in Sigfried J. de Laet, History of Humanity, London, New York and Paris, Routledge and Unesco, Volume III, 1996, Joachim Herrmann and Erik Zürcher (eds.)
- Robert C. Senior, Indo-Scythian Coins and History, Volume 4: Supplement, London, Chameleon Press, (2006).
- W. Wright (transl.)
- India and the Apostle Thomas, A. E. Medlycott, fully reproduced with illustrations (including the coins of Gondaphares) in the Indian Church History Classics ed.
- B. N. Puri, «The Sakas and Indo-Parthians», in János Harmatta, B. N. Puri and G. F. Etemadi (editors), History of civilizations of Central Asia , Paris, UNESCO, Vol.
- Puri, «The Sakas and Indo-Parthians», p. 197.
- A. E. Medlycott, India and the Apostle Thomas, London, David Nutt, 1905, Chapter 1, «The Apostle Thomas and Gondophares the Indian King»
- Frank Schaer, The Three Kings of Cologne, Heidelberg, Winter, 2000, Middle English Texts no. 31, p. 196.
- Joannes of Hildesheim, The Three Kings of Cologne: An Early English Translation of the «Historia Trium Regum» together with the Latin Text, London, Trubner, 1886; repr.
- E. G. Ravenstein, Martin Behaim: His Life and His Globe, London, George Philip, 1908, p. 95.
Литература
- Кошеленко Г. А. // Российская археология . — 1998. — № 3 . — С. 214—220 . — ISSN .
- : Chapter i: «The Apostle Thomas and Gondophares the Indian king»
- 2020-05-28
- 1