Задняя Поляна
- 1 year ago
- 0
- 0
Гёки ( яп. 行基 Ге:ки , 668 , уезд Отори, провинция Кавати , Япония — 749 , , Нара , Япония ), также Гёги — буддийский монах и проповедник из Японии , живший в эпохи Асука и Нара . Активно занимался проповедью в провинции и имел напряженные отношения со столичными религиозными институциями. Прославился своей просветительской и благотворительной деятельностью, обрёл огромную популярность в народе. Был объявлен реинкарнацией бодхисаттвы Манджушри . По поручению Императора Сёму ( яп. 聖武天皇 Сё:му тэнно: , 701 — 756 ) собирал средства на изваяние статуи Большого Будды в храме Тодайдзи . Стал первым в Японии монахом, которому было присвоено наивысшее звание в монашеской иерархии — дайсодзё ( яп. 大僧正 дайсо:дзё: , «архиепископ») .
Среди всех фигур раннего японского буддизма Гёки выступает одним из наиболее популярных персонажей буддийской житийной литературы .
Древнейшим из дошедшим до наших дней источником по биографии Гёки является краткая (309 иероглифов) эпитафия Дайсодзё сярибёки ( яп. 大僧正舎利瓶記 Дайсо:дзё: сярибё:ки , «Эпитафия на мощах архиепископа») за авторством его ученика Синсэя . Эпитафия перечисляет корейских предков Гёки, приводит дату принятия монашеского обета, сообщает о его огромной популярности и о присвоении звания дайсодзё .
Впервые об обнаружении могилы и эпитафии проповедника сообщалось в сочинении Икомаяма Тикурин-дзи энги ( яп. 生駒山竹林寺縁起 , «История храма Тикурин-дзи на горе Икома») , которое написал местный монах Дзякумэцу . Согласно хронике храма, в 24-й день 6-го месяца 1234 года дух Гёки сообщил монаху Кэйону место погребения урны с останками. Остальные подвижники не поверили товарищу. На следующий год монаха продолжили посещать видения с участием духов Гёки и его матери. Дух древнего проповедника говорил, что, раскопав урну, Кэйон выпустит в мир дхарму Гёки и спасёт местных жителей от надвигающихся бедствий. Наконец, до монаха дошла новость о белой дымке в главном зале . Именно на этот храм указывал дух, говоря о месте захоронения праха Гёки. Кэйон выкопал урну, несмотря на протесты местных жителей, и первым обнаружил на сосуде эпитафию. Монахи Тикурин-дзи перезахоронили урну в родном для Гёки уезде Отори в провинции Кавати . Позднее вокруг новой могилы сформировался ставший особенно популярным в XIV веке культ. По другим источникам, в честь обнаружения эпитафии была возведена пагода со статуей Гёки внутри. Перед статуей стоял посвящённый монаху алтарь с эпитафией, а стены были расписаны портретами 12 учеников Гёки и основателей крупных буддийских школ .
Среди учёных долгое время существовало мнение о сфабрикованности дошедшего до наших дней текста Дайсодзё сярибёки . Однако в 1915 году археолог Умэхара Суэсада узнал о жителе деревни Арисато рядом с горой Коти в префектуре Нара . Селянин обнаружил треугольный камень с надписью из 18 иероглифов. Текст повторял фрагмент старейшей сохранившейся рукописной копии эпитафии Гёки. Лакировка на камне, в свою очередь, соответствовала технике, использовавшейся в сохранившихся погребальных урнах эпохи Нара . Обнаруженный фрагмент оказался куском погребальной урны Гёки. Ныне сохранившийся в рукописных копиях текст Дайсодзё сярибёки считается подлинным .
Деяния монаха зафиксированы в официальной хронике Сёку нихонги ( яп. 続日本紀 , «Продолжение анналов Японии») , которая считается наиболее важным источником, освещающим сложные отношения Гёки с императорским двором .
Легенды о Гёки, похоже, имели активное хождение в японском обществе в первые столетия после его смерти. Монах Кёкай в начале IX века включает некоторые из них в Нихон рёики ( яп. 日本霊異記 , «Японские легенды о чудесах») , наиболее ранний сборник традиции сэцува (буддийских поучительных рассказов). Гёки появляется в 7 историях Нихон рёики , выступая в качестве мистической фигуры, указывающей мирянам на их духовные проступки. Кёкай становится первым автором, прямо заявляющим, что Гёки получил статус бодхисаттвы именно в народе и не был признан в этом качестве двором — автор Нихон рёики описывает святого как простого монаха ( сями) . Нарратив Нихон рёики о Гёки позднее был воспроизведён в других источниках — сборнике сэцува 2-й половины X века ( яп. 三宝絵詞 Самбо: экотоба , «Рассказы с картинками о Трёх Сокровищах») за авторством (ум. 1011 г. ) и историческом сочинении ( яп. 扶桑略記 Фусо: рякки , «Краткие записки о Японии») конца XII века .
Пристальное внимание на деятельность проповедника обратил монах в своём сборнике рассказов одзёдэн (о праведниках, возродившихся в Чистой земле) ( яп. 日本往生極楽記 , «Японские записки о возрождении в краю Высшей Радости») . Гёки предстаёт в этом собрании выдающимся придворным монахом, который удостоился возрождения в Чистой земле за свою праведность . В нарративе Ясутанэ Гёки изначально был рождён спасителем-бодхисаттвой, в то время как в источниках эпохи Нара и традиции Нихон рёики проповедник является бодхисаттвой, скорее, в глазах простого народа .
Началом XI века датируется один из наиболее полных источников о биографии Гёки — анонимное житие Гёки босацудэн ( яп. 行基菩薩伝 , «Житие бодхисаттвы Гёки») , которое принято считать более историчным, чем иные поздние источники о жизни монаха . Житие повествует в основном о строительной деятельности Гёки и его отношениях со двором, опуская при этом информацию о его конфликтах с властью в 710-х годах в попытке выстроить нарратив о гармоничных отношениях между бодхисаттвой и государством .
Среди основных источников о жизни Гёки выступает также Гёки нэмпу ( яп. 行基年譜 , «Летопись дел Гёки») , составленная хэйанским придворным Идзуми Коти в 1175 году. Идзуми был обеспокоен состоянием храмов и придорожных алтарей, установленных в своё время Гёки. Посетив многие из них и поработав в архивах, аристократ составил хронологизированную опись всех мест Японии, связанных с проповедником. Указанные Идзуми места и датировка связанных с ними построек и артефактов стали предметом археологических изысканий: на 2005 год археологическое подтверждение нашла одна седьмая часть из указанных в Гёки нэмпу датировок .
Генеалогии Гёки отведена часть Дайсодзё сярибёки . Гёки происходил из семьи корейских эмигрантов Коси. Его отец, Коси Сайити, служил мелким чиновником при дворе. Согласно Дайсодзё сярибёки, по отцу Гёки считался потомком корейского учёного , который принёс в Японию иероглифы и конфуцианскую философию . Кроме того, предки Гёки по отцовской линии были тесно связаны с родом Сога , представители которого сыграли важнейшую роль в развитии буддизма в Японии. Дальними родственниками Гёки приходились представители рода Фуми, связанного с его будущим учителем . Род Фуми сыграл активную роль в смуте года Дзинсин (672 год) — благодаря участию в смуте на стороне победившего принца Оамы , Фуми смогли обеспечить себе крепкое положение при дворе .
В Дайсодзё сярибёки сообщается, что Гёки родился и вырос в уезде Отори провинции Кавати в семье Хатида, к которой принадлежала его мать, известная как Конихимэ — воспитание ребёнка в доме матери было обычной практикой в Древней Японии . Хатида, как и Коси, были корейскими иммигрантами . Дед Гёки, Хатида-но Торами, работал лекарем .
Более поздние источники о биографии проповедника приводят в том числе фантастические версии его рождения. Наибольшую популярность среди них обрела история из сборника Нихон одзё гокураку-ки . Согласно приведённому в сборнике рассказу, Гёки появился на свет, не избавившись от плаценты матери. Родители сочли это зловещим знаком и оставили мальчика под деревом на развилке дороги. Однако, вернувшись утром на то же место, супруги обнаружили сына освободившимся от плаценты и умеющим разговаривать . Похожий нарратив чудесного рождения в различных вариациях встречается и в средневековых биографиях проповедника .
Происхождение Гёки и связи его рода с буддийским духовенством позволили юноше с лёгкостью получить разрешение на принятие монашеских обетов (в Японии того времени для этого требовалось одобрение духовенства). Согласно Дайсодзё сярибёки , Гёки принял ученические монашеские обеты ( токудо ) в возрасте 15 лет, в 682 году . В эпоху Асука в Японии ещё не оформилась система квалификации монашеских клятв, делившая обеты на начальные ( сями ) и финальные ( гусокукай ). Однако поздние биографии Гёки сообщают, что монах принял гусокукай через 10 или 20 лет после поступления на обучение .
В Сёку нихонги записано, что Гёки активно осваивал доктринальные положения Йогачары (направление буддийской философии), как и все монахи школы Хоссо . По этой же причине Гёки часто причисляется к ученикам своего дальнего родственника Досё, который возглавлял школу Хоссо в период обучения монаха. Однако фактически остаётся неясным, насколько тесно взаимодействовали учитель и ученик .
Согласно императорскому указу 679 года, монахи не имели права самостоятельно заниматься практикой в горах за пределами своих храмов. Однако Гёки босацудэн и Гёки нэмпу повествуют об аскезе , которой Гёки предавался в горах. Дайсодзё сярибёки упоминает лишь воздержание от пищи . Гёки босацудэн сообщает, что монах провёл десять лет в (которые ассоциируются с легендарным аскетом Эн-но Гёдзей ), приняв свои последние обеты в храме Такаяма от мастера Токуко. В то же время Гёки нэмпу отсылает к , где Гёки прожил вплоть до сорокалетия. Таким образом, оба источника, так или иначе, утверждают о принятии финальных обетов в горных обителях . Кроме того, в обоих случаях имеет место указание на связь горной аскезы Гёки с болезнью его матери. Монах в конце концов перевёз Конихимэ в хижину в горах Икома, где мать Гёки и скончалась . Гёки нэмпу повествует, что, одновременно с заботой о матери, Гёки занимался реставрацией фамильного храма Эбара и путешествовал между провинциями .
В любом случае Гёки, похоже, не получил формального признания в качестве монаха — для этого требовалось принять обеты в одном из крупных столичных храмов .
Согласно Гёки нэмпу , в 705 году Гёки построил первый из 49 основанных им залов для буддийской практики ( ин ( яп. 院 ) ) в уезде Отори провинции Идзуми — современный Дайсуэ-ин ( яп. 大修恵院 ) на территории района Такакура города Сакаи в префектуре Осака . По мнению археологов, скорее всего, этим залом пользовались местные гончары — корейские иммигранты основали в этих местах гончарное производство ещё в V веке . Ин , которые строил Гёки, вероятно, были не храмами, а точками сбора местных жителей, где те слушали проповеди и занимались медитацией — Сёку нихонги описывает постройки Гёки термином додзё ( яп. 道場 до:дзё: , «зал для практики») .
Дискуссионным остаётся вопрос о том, обладал ли сам проповедник строительными навыками. Досё, который традиционно считается учителем Гёки, был известен своими ремесленными способностями, которые он вполне мог передать ученику. Кроме того, опыт и репутация в строительном деле могли играть не последнюю роль в налаживании сотрудничества между Гёки и местными сообществами. В любом случае Сёку нихонги упоминает о личном участии монаха в своих проектах вместе с учениками .
На 710-е годы пришлось масштабное строительство новой столицы государства — Хэйдзё-кё ( яп. 平城京 Хэйдзё:кё: ) . На строительство в рамках 60-дневной трудовой повинности были привлечены мужчины со всей страны. Однако затянувшиеся на долгие годы работы вынуждали крестьян оставаться сверх положенной повинности .
Гёки фигурирует в Сёку нихонги в контексте указа, изданного правившей в то время единолично Императрицей Гэнсё ( яп. 元正天皇 Гэнсё: тэнно: , 680 — 748 ) в 717 году: его обвинили в организации вокруг себя уличной группировки и вовлечении мирян в незаконные ритуалы . Согласно классической интерпретации исследователя биографии Гёки , внимание властей привлекли проповеди Гёки среди роптавших и покидавших строительство рабочих. Считается, что проповедник нарушил ( яп. 僧尼令 Со:нирё: ) — свод правил, впервые установленных правительством для монахов в 701 году. В частности, согласно Сонирё, монахи не имели права вмешиваться в мирские дела под угрозой лишения сана .
Какое-либо наказание для Гёки упомянуто лишь в одном источнике — гораздо более поздней хронике Гэнко сякусё ( яп. 元亨釈書 Гэнко: сякусё , «Буддийские записи годов Гэнко») XIV века. В хронике сказано, что Гёки оказался в тюрьме за незаконное принятие монашеских обетов, но был выпущен по амнистии, о которой действительно упоминает Сёку нихонги в записи за 717 год . По одной из версий, избежание наказания было связано с преобладанием среди высших духовных лиц государства монахов, обучавшихся в Корее. Они должны были хорошо знать о легендарных корейских проповедниках из школы Попсан (корейский доктринальный аналог японской школы Хоссо) , чья деятельность напоминала те благотворительные мероприятия, которыми занимался Гёки. Соответственно, именно высшие духовные лица убедили светских чиновников ограничиться предупреждением проповеднику . Среди других причин упоминается общая популярность Гёки в народе и протекция со стороны локальных влиятельных кланов Хата из провинции Ямасиро и Хадзи из провинции Кавати — на территориях обоих кланов Гёки занимался строительной деятельностью .
Остаётся неясной и собственная реакция проповедника на государственное обвинение. Существует мнение, что преследование со стороны властей стало причиной, по которой Гёки сменил сферу деятельности: он перешёл от проповеди к благотворительности и строительству . При этом, по одной из версий, целью указа было повлиять на сам институт негосударственных проповедников в целом — Гёки был избран мишенью как самый популярный из них .
Исследование наиболее ранних мест, упомянутых в Гёки нэмпу , позволяет предположить, что монах действительно мог оказывать влияние на рабочих, передвигавшихся между старой и новой столицами. Так, в 718 году им был основан зал для практик Рюфуку-ин ( яп. 隆福院 Рю:фуку-ин ) , расположенный рядом с проходящим через горы Икома трактом ( яп. 暗越 ) , соединявшим город с Хэйдзё-кё .
Императорский указ 717 года вынудил Гёки покинуть столичную провинцию Ямато . В течение следующих 30 лет он активно занимался различными строительными проектами, в том числе строительством мостов, портов, каналов, приютов и т. д. Официальные хроники отмечают совпадение благотворительных активностей Гёки с ростом налогов и трудовой повинности в стране .
Строительная деятельность Гёки, занимавшегося улучшением инфраструктуры государства, заставила правительство изменить своё отношение к странствующему монаху. Согласно Сёку нихонги , в 731 году был издан указ, по которому мужчины от 61 года ( убасоку ( яп. 優婆塞 ) (буддийский термин для мирян-мужчин, которые помогают монахам и ведут буддийский образ жизни) и женщины от 55 лет ( уба ( яп. 優婆 ) (аналог убасоку для женщин-мирянок), работавшие вместе с Гёки, получали духовный сан. Кроме того, в этом указе Гёки впервые был уважительно назван хоси ( яп. 法師 хо:си , «учитель Закона ») — в указе 717 года его называли дерогативом косо ( яп. 小僧 косо: , «монашек») . Указ 731 года способствовал легитимизации общественной деятельности Гёки и обозначал признание монаха в столице .
Некоторые историки связывают внезапную перемену в отношении двора к деятельности Гёки с интригами в столице. ( яп. 長屋王 , 684 — 729 ) бросил вызов семье Фудзивара , но проиграл политическую борьбу и в 729 году совершил самоубийство. Родившаяся в доме Фудзивара ( яп. 光明皇后 Ко:мё: ко:го: , 701 — 760 ) стала первой в истории супругой императора ( кого ( яп. 皇后 ко:го: ) ), происходившей не из императорского рода. Она активно занималась благотворительной деятельностью, что и способствовало смягчению политики двора в отношении Гёки. Иноуэ Каору считал благотворительность императрицы формой легитимизации установившегося господства Фудзивара в придворной жизни. Другие исследователи называют религиозное рвение жены Императора Сёму искренним и считают, что она нашла в деятельности проповедника пример для подражания .
По другой версии, Гёки получил покровительство ( яп. 藤原 宇合 , 694 — 737 ), назначенного в 726 году смотрителем дворца в Наниве в провинции Сэццу . Он мог лично наблюдать за строительной деятельностью Гёки в районе Нанивы и убедить своих братьев в столице в том, что монах действительно приносил пользу государству .
В 735 году Японию охватила страшная эпидемия оспы , распространившаяся с Кюсю в Хэйдзё-кё и выкосившая значительную часть населения столицы и верховных сановников (в том числе четвёрку братьев Фудзивара) . Переживший эпидемию Император Сёму освободил крестьян от налоговых и трудовых повинностей и велел монахам по всей стране переписывать сутры и молиться .
В 740 году сосланный на Кюсю Фудзивара-но Хироцугу ( яп. 藤原広嗣 , ум. 740 ) поднял невиданное со времён смуты года Дзинсин против действующего императора, обвиняя в бедах государства новых приближенных Сёму и пытаясь вернуть своему роду прежнее положение при дворе. Восстание было подавлено, но для Сёму и его окружения этот мятеж стал сигналом о ненадёжности местных элит в пострадавших от эпидемии районах. Подобные выступления могли начаться в других провинциях и вдобавок усугубить борьбу вокруг потенциального наследника Сёму (на престол претендовали его от наложницы, которого поддерживали влиятельные царедворцы, и дочь от Императрицы Комё из рода Фудзивара) . В 740 году император покинул столицу и начал путешествие на восток по тракту Токайдо . Он решил основать новую столицу Куни ( яп. 恭仁宮 Куни-мия ) к северо-востоку от Хэйдзё-кё . Учёные отмечают, что новая столица должна была стать временной ставкой императора, созданной с целью ослабить влияние элит старой столицы .
Как отмечает со ссылкой на Гёки нэмпу Иноуэ Каору, на 740—749 годы приходится одна пятая всех залов для буддийской практики, приписываемых Гёки . Гёки нэмпу свидетельствует, что в 740—745 годы строительные проекты проповедника были сконцентрированы вокруг новых столиц Сёму — в провинциях Ямасиро и Сэццу. Сёку нихонги и Гёки босацудэн повествуют о работе Гёки и его последователей над мостом Идзуми ( яп. 泉橋 Идзуми-баси ) через реку Кидзу ( яп. 木津川 Кидзу-гава ) , отделявшую Хэйдзё-кё от Куни. Рядом с мостом должен был располагаться предназначенный для строителей временной столицы зал для практики Идзумибаси-ин ( яп. 泉橋院 ) . В 741 году император издал указ, согласно которому 750 мирянам предписывалось заняться строительством моста и зала. По завершении строительства в том же году вышел указ о посвящении 750 мирян в духовный сан. Возможно, эти миряне были последователями Гёки. Кроме того, согласно Гёки нэмпу и Гёки босацудэн , в 3-м месяце того же года Сёму лично посетил проповедника в Идзумибаси-ин и провёл там целый день, общаясь с Гёки. Упоминается, что он пожертвовал проповеднику землю под строительство приюта для сирот . Полгода спустя землю для проектов Гёки пожертвовал и ( яп. 橘諸兄 , 684 — 757 ), наиболее влиятельный сановник при дворе императора. Хроника Сёку нихонги вообще не упоминает о взаимодействии Гёки с высшими лицами государства . Историк Ёсида Ясуо ( яп. 吉田靖雄 ), однако, отмечает, что Сёму просто не мог обойти вниманием проповедника и большие группы его последователей во время своих путешествий по провинциям вокруг столицы Куни. При этом остаётся неясным, насколько самому Гёки была необходима государственная поддержка: вероятно, государство нуждалось в его известности и авторитете больше, чем он в государственных средствах .
В 740-е годы, согласно Ёсиде Ясуо, государство превратилось из пассивного наблюдателя в активного спонсора Гёки .
Во 2-м месяце 740 года Сёму посетил небольшой ( яп. 智識寺 Тисики-дзи ) в провинции Кавати. Вероятно, храм возвели миряне под руководством монахов. Императора, видимо, впечатлила местная статуя Будды Вайрочаны , возведенная паствой на добровольной основе .
В 10-м месяце 743 года в небольшом поселении ( яп. 紫香楽宮 ) недалеко от Куни Сёму объявил о принятии обетов бодхисаттвы и строительстве золотой статуи Вайрочаны , а также подходящего вместилища для неё. Он отказался финансировать проект из казны и призвал к коллективному сбору средств и материалов, а также повсеместному восхвалению Вайрочаны . Два месяца спустя резиденция императора была перенесена из Куни в Сирагаки .
Степень участия Гёки и его последователей в кампании по сбору средств и строительству будущих статуи и храма остаётся предметом дискуссий. Единственным источником, упоминающим Гёки в контексте этого проекта, остаётся Сёку нихонги , где сказано, что проповедник «вёл своих учеников и воодушевлял народ участвовать [в сборе средств]» . Было ли участие Гёки в кампании его собственной инициативой остаётся предметом споров. Основным аргументом сторонников версии о личной инициативе проповедника является отсутствие соответствующего императорского указа в хронике . Неясна и функция Гёки в рамках кампании: Сёку нихонги не указывает, обладал ли монах полномочиями лично заниматься сбором средств . Однозначным остаётся один факт: Гёки был крайне удобной фигурой для организации сбора средств в условиях недостатка трудовых и финансовых ресурсов императорского двора. С одной стороны, в юности он прошёл официальное монашеское обучение в столице, с другой — обладал влиянием на умы мирян, особенно среди провинциальных клановых элит .
В 745 году, согласно Сёку нихонги , Император Сёму присвоил Гёки наивысшее монашеское звание дайсодзё — первому в истории Японии. Неизвестно, связано ли это назначение с изваянием Большого Будды. Похоже, сам Гёки не придавал значения своему чину: ни один источник не упоминает об использовании им своих формальных привилегий как наивысшего духовного лица в рамках ( яп. 僧綱 Со:го: ) (система монашеских чинов в Древней Японии). Дайсодзё сярибёки утверждает, что крупное земельное пожалование в связи с чином не вызвало у монаха никакого интереса . В том же 745 году Император Сёму вернулся из Сирагаки в Нару, забрав с собой уже готовую часть статуи Варойчаны. Целиком статуя была установлена в храме Тодай-дзи уже после смерти Гёки .
Согласно Гёки нэмпу, Гёки скончался в 749 году в ( яп. 菅原寺 ) перед тысячами своих учеников. Одного из них он лично назначил следить за 49 возведёнными залами для практики . В Дайсодзё сярибёки повествуется об ученике Кэйсэе, горько оплакивавшем смерть мастера — три года спустя именно его пригласили занять место Гёки на церемонии открытия статуи Вайрочаны в Тодайдзи . В эпитафии также указано, что от мастера остались только «кости и прах», захороненные учениками в урне, которую затем закопали на вершине горы Икома .
В наши дни статуи Гёки установлены по всему региону Кансай . Наиболее известная из них была открыта в в 1970 году в Наре рядом со станцией Нара-Кинтэцу .
Кроме того, каждый год 6 октября в районе Кисивада в Осаке в честь Гёки проводится праздник Гёки мацури ( яп. 行基祭り Ге:ки мацури ) . Местные жители ярким шествием проходят по главной улице района и выходят к храму Кумэта, расположенному на берегу одноимённого озера. Паломники молятся статуе Гёки в храме и раскуривают благовония. Согласно Гёки нэмпу , монах и его последователи выкопали озеро Кумэта в 734 году для орошения близлежащих земель. В наши дни большая часть местных фермерских хозяйств до сих пор использует искусственное озеро для снабжения водой своих рисовых террас .