P. S. Я люблю тебя (фильм, 2007)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Я люблю» — советский чёрно-белый художественный фильм 1936 года, снятый режиссёром Леонидом Луковым по сценарию Александра Авдеенко . В основу положена первая часть одноимённого романа Авдеенко о шахтёрах Донбасса в дореволюционное время .
Считается первым в мире игровым фильмом о Донбассе . Фильм входит в число 100 лучших фильмов в истории украинского кино .
Начало XX века. Много лет назад крестьянин Никанор оставил нищую деревню и пришел на заработки в Донбасс, став шахтёром. По его стопам пошёл и сын Остап, рабочий металлургического завода. Но теперь в деревне сдохла последняя корова, и жена Никанона и жена Остапа с детьми Варькой и Санькой переселяются к ним. Остап пытается улестить мастера Бутылочкина, угощая его обедом и водкой, чтобы тот посодействовал переводу Остапа в мастера из простых рабочих. Никанору это не нравится, и он устраивает взбучку Остапу. Сам же Никанор, видя, что для семьи нужно строить отдельную хату, просит у хозяина рудника тёс . Поняв, что хозяин забудет о его просьбе, Никанор бежит за двуколкой хозяина до самого склада. Увидев рвение и силу Никанона, хозяин приказывает выдать ему тёсу, сколько тот сможет унести. Никанор строит хату-землянку, которая даёт начало шахтёрскому посёлку Собачеевка. Тем временем Бутылочкин, заметив четырнадцатилетнюю Варьку, начинает проявлять к ней интерес.
Никанор идёт работать в 15-ю шахту, которую избегают остальные шахтёры, поскольку там может произойти обвал. Однако за работу в этой шахте платят больше, а Никанору надо содержать семью. Происходит обвал, и Никанора заваливает. Он остаётся живым, но его здоровье пошатнулось. Ему не разрешают работать по причине несоответствия медицинским требованиям. Чтобы доказать, что он ещё силён, Никанор сбрасывает с коляски хозяина кучера и Бутылочкина и сам правит лошадьми, разгоняя их и пугая хозяина. За это его избивают полицейские и привозят бездыханное тело к дому. Бутылочкин же от злости увольняет с завода Остапа.
Обезумевший Никанор начинает кайлом рушить стену своего дома. Он отталкивает жену, старуха падает и умирает. Никанора связывают. Остап в отчаянии делится своим горем с соседом Гарбузом, и тот говорит ему, что существует «организация», которая отстаивает права рабочих и борется за лучшую жизнь для них. Никанор близок к смерти и просит дать ему лимон. Варька идёт в трактир к Бутылочкину, который достаёт для неё лимон, но пытается обнять её. Варька с помощью подоспевшей Насти, любовницы Бутылочкина, дают ему отпор. Варька и её брат Санька радуются, но, вернувшись домой, узнают, что дедушка умер.
Когда по дороге несут гроб дедушки, навстречу едет коляска хозяина. Его кучер просит посторониться, но Остап требует самого хозяина уступить дорогу. Он хватает лошадей под уздцы и отводит их в сторону, коляска переворачивается и хозяин падает на землю. Поднявшись, он говорит, что хотя Никанор умер, теперь ему придётся ещё разбираться с Остапом. На это Санька отвечает, что он обязательно убьёт хозяина, когда вырастет.
Луков приступил к съёмкам фильма, когда у него уже был опыт работы над документальными лентами о горняках Донбасса — фильмом «Итальянка» и серии киноочерков «Родина моя, комсомол» .
Судя по сохранившемуся монтажному листу, в первоначальных титрах картины должен был быть подзаголовок «Первый фильм из кинотрилогии о Донбассе» .
Слободу Собачеевку для фильма построили во дворе Киевской киностудии , как и шахту; автором декораций был Мориц Уманский .
По словам Александра Брагинского , «Я люблю» — фильм «о мрачном прошлом дореволюционного Донбасса, где основной линией была борьба старика Никанора и его сыновей за право на человеческое счастье». Киновед отмечает, что «основная, стержневая линия» творчества Лукова была связана «с Донбассом, его прошлым и настоящим, а главное — с его людьми». «Я люблю» стал тем фильмом, который принёс Лукову известность .
По мнению Станислава Мензелевского, картина «по выходу не вызвала резонанса в кинематографических кругах», при этом это было «кино столь яркой, темпераментной формы», что оно «могло даже отпугнуть массового зрителя»; это «кино невероятной для 1936 года мощи выразительности, невынужденной, абсолютно органической метафизичности». Критик резюмирует содержание фильма как «историю трёх поколений одной семьи, работающей на донбасской шахте» :
…каждое поколение — своя суверенная структура. Эпический сказочный богатырь, родоначальник семейства Никанор Голота, его сын Остап — романный персонаж, и его внук Сашко, глазами которого это все увидено, — уже обещание некого нового жанра, структуры.