Interested Article - Фредерик Утрехтский

Фредери́к I ( нидерл. Frederik I ) (около 780 18 июля 835 или 838 ) — епископ Утрехта (около 820—835/838). Святой , почитаемый Римско-католической церковью как мученик (день памяти — 18 июля) .

Биография

Исторические источники

Бо́льшая часть сведений о святом Фредерике находится в сочинении о его смерти (« Passio »), написанном в XII веке Отбертом Льежским , однако этот труд основан, в основном, на народных преданиях об этом утрехтском епископе и, по мнению многих историков, носит малодостоверный характер. Также Фредерик упоминается в нескольких современных ему документах, но подобных исторических источников очень немного .

Ранние годы

Согласно данным, сообщаемым Отбертом Льежским, святой Фредерик родился в селении Сексбирум во Фризии . Его отцом был некий Абельрик, матерью Адель, происходившая из королевской семьи, а братом — Альберик . По фризским преданиям, мать Фредерика Конивелла, в крещении получившая имя Адель, была дочерью фризского короля Альдгисла II и сестрой короля Радбода II .

С детства предназначенный родителями для церковной жизни, Фредерик ещё ребёнком был отдан на попечение епископу Утрехта Рикфриду , который определил своего воспитанника в школу при утрехтском кафедральном соборе . Получив здесь образование, Фредерик стал священником и был отправлен в родную Фризию, где всё ещё проживало большое число язычников. В это время он получил известность как добродетельный, знающий человек и страстный проповедник .

Епископ Утрехта

Возвратившись в Утрехт, Фредерик был назван епископом Рикфридом своим возможным преемником. После смерти около 820 года своего опекуна, по настоянию императора Людовика I Благочестивого , Фредерик встал во главе Утрехтской епархии . Он получил посвящение в епископский сан или в Майнце , или в Неймегене , однако точная дата этого события не известна. Фредерик впервые назван епископом в современных ему документах в хартии, датированной 7 февраля 828 года . В июне 829 года епископ Утрехта участвовал в в Майнце, на котором, в том числе, было рассмотрено и дело монаха Готшалька из Орбе . Последний современный Фредерику документ, в котором он упоминается — дарственная хартия Утрехтской епархии, данная 26 декабря 834 года .

Современники высоко ценили святого Фредерика как образованного прелата. Он вёл переписку с Рабаном Мавром , который посвятил епископу Утрехта своё сочинение «Комментарии на „ Книгу Иисуса Навина “», написал в его честь стихотворение и послал в подарок « Евангелие от Матфея » .

Понтификат Фредерика пришёлся на трудный для Утрехтской епархии период, связанный с началом набегов викингов на территорию Франкской империи : первая из этих атак на земли Фризии была совершена в 820 году, а в результате совершённых в 834—837 годах нападений на принадлежавший епископам Утрехта Дорестад , этот богатый порт пришёл в полное запустение. К тому же, в это время империя была охвачена междоусобной войной , во время которой, как предполагается, святой Фредерик поддерживал старшего сына императора Людовика Благочестивого, Лотаря I .

Отберт Льежский рассказывает, что всё то время, которое святой Фредерик находился во главе Утрехтской епархии, он вёл активную миссионерскую деятельность среди язычников-фризов. Несмотря на набеги норманнов , он лично несколько раз ездил в те районы своей епархии, где были сильны языческие традиции, проповедовал там христианство, убедил местных жителей отказаться от практики близкородственных браков и сумел в понятных для них словах изложить им учение о Троице . Среди мест, связанных с проповедью Фредерика, называют остров Вальхерен , а также район современного города Ставерен , где святой боролся с ересями, подобными арианству и . Одним из ближайших помощников епископа Утрехта в распространении христианства среди язычников Фризии был , также причисленный Римско-католической церковью к лику святых .

Смерть

Убийство святого Фредерика. Гравюра XVII века.

Церковное предание сообщает, что епископ Фредерик был убит своими врагами. Согласно рассказу Отберта Льежского, святой поссорился с императором Людовиком Благочестивым, когда стал прилюдно критиковать его второй брак, заключённый с Юдифью , называя этот союз кровосмесительным, а супругу императора обвиняя в прелюбодеянии . Императрица Юдифь решила отомстить своему обидчику и подослала к нему двух наёмных убийц. Те 18 июля напали на Фредерика в кафедральном соборе Утрехта сразу после того, как тот отслужил воскресную мессу . В поднявшейся суматохе нападавшим удалось скрыться, а епископ через несколько часов скончался от полученных ран. В обстановке всеобщей печали тело епископа было торжественно похоронено в церкви в Утрехте, усыпальнице местных епископов .

Отберт Льежский, а вслед за ним и Римско-католическая церковь, датируют смерть святого Фредерика 838 годом, однако в этом году 18 июля не было воскресеньем. Поэтому большинство современных историков считает, что епископ Утрехта был убит в 835 году, в ближайший год, когда 18 июля совпадало с воскресным днём. Однако существуют и другие датировки этого события . Также у историков вызывает сомнение и сообщение Отберта о том, что организатором убийства святого была императрица Юдифь, так как ни в одном документе IX века нет данных о её разногласиях со святым Фредериком. Среди возможных инициаторов убийства историки называют язычников с острова Вальхерен, недовольных активной миссионерской политикой епископа Утрехта .

Посмертное почитание

Уже вскоре после смерти Фредерика, по словам Отберта Льежского, на могиле епископа начали происходить многочисленные чудеса, доказывавшие святость убитого епископа, и к XII веку Фредерик уже почитался как святой, культ которого был широко распространён на территории современных Нидерландов , а также в Фульдском монастыре . В настоящее время имя Фредерика Утрехтского внесено в « Римский мартиролог », в соответствии с которым католики празднуют день его памяти 18 июля, в годовщину его гибели . В иконографии атрибутами Фредерика являются престол и пронзающие тело святого два меча . Ему посвящены несколько церквей в Нидерландах и Бельгии .

Реликварий святого Фредерика из церкви Сен-Мартен (Бельгия)

Бо́льшая часть мощей Фредерика была утеряна во время Реформации . Наиболее известная реликвия , сохранившаяся до нашего времени — святая глава, спасённая утрехтскими прихожанами во время Нидерландской революции и до конца XIX века хранившаяся у частных лиц, а затем переданная епархии Утрехта .

Примечания

  1. (нем.) . Ökumenisches Heiligenlexikon. Дата обращения: 28 марта 2011. 26 июля 2012 года.
  2. (нидерл.) . Molhuysen P. C., Blok P. J . Nieuw Nederlandsch biografisch woordenboek. Дата обращения: 28 марта 2011. 26 июля 2012 года.
  3. (итал.) . Santi Beati. Дата обращения: 28 марта 2011. 26 июля 2012 года.
  4. (нидерл.) . Molhuysen P. C., Blok P. J . Nieuw Nederlandsch biografisch woordenboek. Дата обращения: 7 января 2012. 27 июля 2012 года.
  5. Aa van der A. J. // Biographisch woordenboek der Nederlanden. — Haarlem: J. J. van Brederode, 1852. — Т. 1 . — P. 68—69. 19 июня 2022 года.
  6. Aa van der A. J. // Biographisch woordenboek der Nederlanden. — Haarlem: J. J. van Brederode, 1874. — Т. 16 . — P. 28—29.
  7. van Slee. // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). — Bd. 8. — Leipzig: Duncker & Humblot, 1878. (нем.)
  8. (нем.) . Ökumenisches Heiligenlexikon. Дата обращения: 28 марта 2011. 26 июля 2012 года.
Источник —

Same as Фредерик Утрехтский