Interested Article - Тринадцать атрибутов милости

Тринáдцать атрибу́тов ми́лости (13 мидóт; 13 атрибутов (качеств) милосердия; 13 путей проявления милосердия Всевышнего; ивр. שלש עשרה מדות ‎, шлош э́сре мидóт ; англ. Thirteen Attributes of Mercy ) в талмудическом иудаизме — представление о 13 различных формах милости, посредством которых Бог управляет миром и которые перечислены в ветхозаветном тексте ( Исх. ) .

По объяснению Маймонида , находящему своё подтверждение в Сифре (Сифре Втор. ), эти 13 атрибутов не следует рассматривать как существенные свойства Божества, а только как атрибуты Его деятельности, благодаря которым Его действия становятся доступными пониманию человека. В Сифре эти атрибуты названы не мидóт (слово, имеющее также значения: «качество; правило; мера»), а драхи́м («пути»), то есть те пути Господа, с которыми Моисей знакомил народ ( Исх. ). Согласно традиционному толкованию строк Исх. , сам Господь объявил их пророку Моисею .

Перечень атрибутов

Число 13 принято только талмудистами ; караимами признаются лишь 9, порой 10 или даже 11. Но остановившись на числе 13 и на том, что они заключены в стихах Исх. , раввины расходятся в своих взглядах относительно того, с какого слова начинается их перечисление. По мнению Тобии бен-Элиезера , Якова Тама и Авраама ибн-Эзры считают их со слова «Господь» ( Адонай ), упомянутого в первый раз в стихе Исх. , и заканчивая словом «и Прощающий» ( ве-Наке ) в стихе Исх. . Того же мнения и Ашер бен-Иехиель и Калонимос .

Отдельные атрибуты даны в следующих библейских стихах : ( синодальный перевод ) « И прошёл Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода » ( Исх. ).

  1. «Господь» (евр. Адонай ) — в значении снисхождения к человеческим грехам .
  2. «Господь» ( Адонáй ) — снисхождение к человеческим грехам post factum .
  3. «Бог» ( Эль ) — всемогущий в своем сострадании ко всему живущему, доставляющий ему необходимое.
  4. «Человеколюбивый» ( Рáхум ) — милостивый, чтобы человечество не страдало.
  5. «Милосердый» ( Хáнун ) — милосердный, когда человечество уже страдает.
  6. «Долготерпеливый» ( Э́рех апáим ) — долготерпеливый.
  7. «Многомилостивый» ( Рав хéсед ) — полон милости.
  8. «Истинный» ( Эмéт ) — истина.
  9. «Сохраняющий милость в тысячи» ( Нóцер хéсед ла-алафи́м ) — милостивый по отношению к тысячам.
  10. «Прощающий вину» ( Нóсе áвон ) — прощающий беззакония.
  11. «Прощающий преступление» ( Фéша ) — прощающий вольные прегрешения.
  12. «Прощающий грех» ( Хáтаа ) — прощающий невольные прегрешения.
  13. «Не Оставляющий без наказания» ( Нáке ло йенакé ) — очищающий кающихся .

Рабби Ниссим , Исаак Альфаси и другие ведут счёт со второго «Господь» ( Адонай ), так как это слово, упоминаемое в первый раз, относится к «возгласил» ( вайикра ). Но чтобы сохранить число 13, они разбивают выражение «Сохраняющий милость в тысячи» на две части ; другие поступают так с выражением «Долготерпеливый», так как это снисхождение одинаково по отношению к добрым и злым. Но некоторые заканчивают весь список словами «но не Оставляющий без наказания» , принимая последнее качество как доброе, ввиду того что благодаря ему человек побуждается к раскаянию и получает затем прощение. Но тем, которые читают «но не Оставляющий без наказания» как одну фразу, приходится заканчивать перечисление словами «Наказывающий вину отцов в детях»; ввиду того что сам грешник не несёт при этом тотчас же наказания за содеянное, и это свойство рассматривается как милость .

Литургическое использование

Тринадцать атрибутов милости ( 13 мидот ) вошли во всеобщее употребление в качестве молитвы. Читаются они только при молитве целой общиной, при наличии миньяна — не менее десяти правоспособных в религиозном отношении лиц. Они читаются по праздничным дням, не включая сюда субботы , вслед за тем, когда свиток Торы вынимают из ковчега . Обыкновенно в пост, когда читаются Исх. и Исх. , хаззан останавливается на слове «возгласил» ( вайикрá ), а молящиеся произносят в это время 13 мидот , после чего хаззан продолжает молитву .

13 мидот очень часто вносятся в покаянные молитвы, где они порой даже олицетворены, и к ним взывают как к небесным посредникам для передачи молитвы Господу. Это особенно ярко выразилось в слихе « » ( , то есть гимн, о 13 атрибутах Бога) , которую читают накануне Рош ха-Шана и в утреннюю службу Йом-кипура .

См. также

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. « Путеводитель растерянных » ( Морей нвухим ), I, 52
  3. «Мидраш Леках-Тов», а. l., изд. Buber’а, Вильна, 1884
  4. Тосафот к Рош ха-Шана, 17б
  5. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  6. «Mescharet Moscheh», изд. Гольденталя, р. 14, Лейпциг, 1845
  7. цитир. в Тосафот, l. с.
  8. Нисим в Тосафот, l. с.
  9. Маймонид, «Peer ha-Dor», p. 196, Львов, 1859
  10. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.

Литература

  • // JewishEncyclopedia.com
Источник —

Same as Тринадцать атрибутов милости