Interested Article - Свасьян, Карен Араевич

Каре́н Ара́евич Свасья́н ( арм. Կարեն Սվասյան , 2 января 1948 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР ) — советский и армянский философ (специалист по истории философии , культурологии и теории познания ), историк культуры, литературовед , переводчик и антропософ .

Биографические сведения

В 1954—1965 учился в средней школе в г. Ереване.

С 1965 по 1970 изучал философию, а также английскую и французскую филологию на филологическом факультете Ереванского государственного университета .

С 1971 по 1993 являлся младшим, а затем старшим и ведущим научным сотрудником Института философии и права АН Армянской ССР.

В 1978 становится кандидатом философских наук («Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона »), в 1981 — доктором философских наук .

В 1985 становится профессором Ереванского университета .

В 1997 году приглашённый профессор Инсбрукского Университета (летний семестр) на факультетах философии и славистики (курсы по теории познания, теории символа и литературного перевода).

С 1993 по настоящее время живет в Базеле , Швейцария , в качестве свободного писателя и доцента. Выступает с лекциями в Швейцарии, Германии, Австрии, Франции и России. Пишет в основном на русском и немецком языках.

Впервые получил широкую известность в качестве составителя, редактора и одного из переводчиков двухтомного собрания сочинений Ф. Ницше , вышедшего в России впервые после революции (М., 1990). К. А. Свасьян автор вступительной статьи, примечаний и комментариев к этому изданию. Автор книги от 29 августа 2006 на Wayback Machine (Ереван, 1990). Переводчик и автор комментариев книги О. Шпенглера « Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории » (т. 1. М.,1993, т. 2. М., 1998). Переводчик « Сонетов к Орфею » Р. М. Рильке .

Награды

  • Лауреат премии имени Гумбольдта (1994).
  • Первое место в (2009).

Философия

Для философских воззрений К. А. Свасьяна характерна их соотнесенность с историей философии и культуры, с одной стороны, и с философско-антропологической проблематикой, с другой. Сама история философия рассматривается при этом как история судеб сознания, но не в гегелевско-феноменологическом аспекте сознания вообще, а скорее в смысле некоей последовательно и на более высоком, духовном, уровне продолженной естественной истории творения Геккеля . Понятая так, философия, от досократиков и Платона до Гартмана , Штирнера и Ницше , имеет целью не осмысление мира, а — через последнее — самооткровение и саморазвитие человеческой индивидуальности. Если венцом творения в смысле эволюционной теории является человек как биологическая особь, то неизбежно встает вопрос о венце творения в человеке как таковом. Этот вопрос: чтó в самом человеке кульминирует собственно человеческое, как собственно человеческое кульминирует чисто природное? — указывает единственно на мышление. Мышление есть (духовно) высшее в человеке, подобно тому как (биологический) человек есть высшее в природе. История философии примыкает в этом смысле к истории творения и продолжает её. Это значит: если эволюционная теория (тематически) принадлежит к истории философии, то лишь потому, что и история философии в свою очередь принадлежит (онтологически) к эволюции как наивысшая и совершенная ступень её. В продолженной таким образом и выведенной в духовное антропогении: человек как высший член природы, мышление как высший член человека, решающим оказывается последний вопрос, где антропогенез естественной истории Геккеля, переросший в пневматогенез истории философии как таковой, корректируется и потенцируется в абсолютном индивидуализме Макса Штирнера : Если мышление есть высшее в человеке, то путь эволюции после Штирнера, для которого человек — это либо пустое слово, либо конкретный имярек, заостряется в вопрос: Чьё мышление? Ответ имманентен решению центральной проблемы истории философии от Парменида до Сартра : мышление философа, который сумел бы преодолеть hiatus между мышлением и бытием, между эссенцией и экзистенцией, между тем, что он мыслит, и тем, что он есть. Поиск такого философа, определяющий весь круг философских интересов К. А. Свасьяна, привел его, после долгих блужданий по историко-философскому пространству (основные этапы: Гераклит , Платон , Аристотель , Ориген , неоплатонизм , Абеляр , Фома , Декарт , Лейбниц , Кант , немецкий идеализм , Штирнер , Гартман , Ницше , Гуссерль ), к мировоззрению Рудольфа Штейнера , в котором его «философская» судьба совпала с его «частной» судьбой. На русском языке эта проблематика нашла своё наиболее прегнантное выражение в статье К. А. Свасьяна «Антропософия» , написанной им для Философской энциклопедии.

Библиография (выборочная)

на русском языке

  • Эстетическая сущность интуитивной философии А. Бергсона . — Ереван, изд. АН АрмССР, 1978.
  • . — Ереван, изд. АН АрмССР 1981. Переизд.: М.: Академический проект , 2010. — ISBN 978-5-8291-1227-1 .
  • Голоса безмолвия. , Валери, Блок, Чаренц, Нарекаци, Гёте . — Ереван, 1984.
  • . — Ереван, изд. АН АрмССР, 1987. Переизд.: М.: Академический проект , 2010. — ISBN 978-5-8291-1229-5 .
  • . — Ереван, изд. АН АрмССР, 1983. 2-е изд.: М., 2001. 4-е изд.:  Evidentis.— М., 2001. ISBN 5-94610-006-8
  • Человек как творение и творец культуры // ВФ. — № 6. — 1987.
  • Судьба математики в истории познания Нового времени // ВФ. — № 12. — 1989.
  • Философия символических форм Э. Кассирера . Критический анализ . — Ереван, изд. АН АрмССР, 1989. Переизд.: М.: Академический проект , 2010. — ISBN 978-5-8291-1263-9 .
  • Иоганн Вольфганг Гёте . — М., Мысль, 1989. — ( Мыслители прошлого ).
  • .
  • [yanko.lib.ru/books/cultur/spengler=zakat-1=ann.htm#_Toc101871466 Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Освальд Шпенглер: Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. — М., 1993 (Вступительная статья)].
  • Ницше, или как становятся Богом. Две вариации на одну судьбу . — Ереван, 1999.
  • . — Ереван, 1990. 2-е изд.: Evidentis — М., 2002. ISBN 5-94610-009-2
  • . — М., 2003. ISBN 5-94610-020-3
  • О конце истории философии // Credo new: теоретический журнал. 2005. № 4.
  • , Evidentis. — М., 2006. ISBN 5-94610-040-8
  • , Evidentis. — М., 2009. ISBN 5-94610-045-9
  • , Отдельное издание. Evidentis, АВТ Центр. — М., 2012. ISBN 5-94610-050-5
  • , Evidentis, АВТ Центр. — М., 2013. ISBN 978-5-94610-051-9
  • Очерк философии в самоизложении, Институт общегуманитарных исследований. — М., 2015. ISBN 978-5-88230-346-3

на немецком языке

  • Verschüttete Welt. Aufsätze – Studien – Essays. Edition Nadelöhr, Aarau 2021,
  • Philosophische Postskripta . Edition Nadelöhr, Aarau 2020,
  • Andrej Belyj. Drei Essays . Edition Nadelöhr, Aarau 2019,
  • Europa. Zwei Abgesänge. EM Edition Morel, Dornach 2018, ISBN 978-3906891040
  • Rudolf Steiner: Eine Einführung . EM Edition Morel, Dornach 2017, ISBN 978-3906891033
  • Geschichte der Philosophie in karmischer Perspektive: Ein Nachruf auf das Denken von Plato bis Stirner . Verlag für Anthroposophie, Dornach 2016, ISBN 978-3906891019
  • Geträumt oder gewollt? Zwölf Skizzen über die Schweiz . Verlag für Anthroposophie, Dornach 2014, ISBN 978-3-03769-050-5
  • Zur Geschichte der Zukunft. Drei Essays . Verlag für Anthroposophie, Dornach 2009, ISBN 978-3-03769-019-2
  • Aufgearbeitete Anthroposophie. Eine Geisterfahrt , Verlag am Goetheanum, Dornach 2007; 2. erweiterte Aufl.: Dornach 2008, ISBN 978-3-7235-1324-8
  • Rudolf Steiner. Ein Kommender , Verlag am Goetheanum, 2. erg. Aufl. Dornach 2017, ISBN 3-7235-1259-3
  • Anthroposophische Heilpädagogik. Zur Geschichte eines Neuanfangs , Verlag am Goetheanum, Dornach 2004, ISBN 3-7235-1206-2
  • (als Herausgeber) Louis M. I. Werbeck: Die Gegner Rudolf Steiners und der Anthroposophie, durch sich selbst widerlegt , Forum für Geisteswissenschaft, Wallisellen 2003.
  • Was ist Anthroposophie? , Verlag am Goetheanum, Dornach 2001, ISBN 3-7235-1115-5 от 28 сентября 2007 на Wayback Machine ( PDF )
  • Das Schicksal heisst: Goethe , Rudolf Geering Verlag, Dornach 1999, ISBN 3-7235-1048-5
  • (als Herausgeber) Karl Ballmer: Umrisse einer Christologie der Geisteswissenschaft. Texte und Briefe , Rudolf Geering Verlag, Dornach 1999, ISBN 3-7235-1072-8
  • Der Untergang eines Abendländers. Oswald Spengler und sein Requiem auf Europa , Heinrich Verlag, Berlin 1998, ISBN 3-932458-08-7
  • (als Herausgeber) Max Stirner : Das unwahre Prinzip unserer Erziehung . Einleitung von Willy Storrer, Nachwort von Karen Swassjan, Rudolf Geering Verlag, Dornach 1997, ISBN 3-7235-0983-5
  • Urphänomene II. Die Zerstörung der Kultur: 1. Streiflichter / 2. Lichtblicke , 2 Bände, Rudolf Geering Verlag, Dornach 1996/1998, ISBN 3-7235-0938-X / ISBN 3-7235-0942-8
  • Urphänomene I. Die Überwindung der Philosophie / Die Umwandlung der Theosophie / Die Erschaffung der Anthroposophie , 3 Bände, Rudolf Geering Verlag, Dornach 1995, ISBN 3-7235-0975-4
  • Nietzsche — Versuch einer Gottwerdung. Zwei Variationen über ein Schicksal , Verlag am Goetheanum, Dornach 1994, ISBN 3-7235-0767-0
  • Die Karl-Ballmer-Probe . Mit zwei Aufsätzen von Karl Ballmer (Co-Autor), , Siegen/Sancey le Grand 1994, ISBN 3-930964-80-5
  • Das Abendmahl des Menschen. Zum hundertsten Geburtstag der ‚Philosophie der Freiheit‘ , Verlag am Goetheanum, Dornach 1993, ISBN 3-7235-0710-7
  • Unterwegs nach Damaskus. Zur geistigen Situation zwischen Ost und West , Verlag Urachhaus, Stuttgart 1993, ISBN 3-87838-967-1

на английском языке

  • The Ultimate Communion of Mankind: A Celebration of Rudolf Steiner’s Book «The Philosophy of Freedom» , ISBN 0-904693-82-1

Ссылки

  • от 20 августа 2006 на Wayback Machine
  • от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3894 дня] — , )
  • от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3894 дня] — , )
  • от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3894 дня] — , )
  • от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 21-05-2013 [3894 дня] — , )
  • « » — статья в журнале «Сеанс»

Примечания

  1. Райнер М. Рильке. . Перевод с немецкого . Нижний Новгород > Университет Лобачевского > Нижегородский университетский центр «Интернет» (УЦИ). Дата обращения: 15 декабря 2019. 10 сентября 2019 года.
  2. Райнер М. Рильке. . Перевод с немецкого . Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden».
  3. Источник: П. В. Алексеев: Философы России XIX—XX столетий . Биографии, идеи, труды. Москва 2002, стр. 858—859. — (Воспроизводится с согласия автора статьи.)
Источник —

Same as Свасьян, Карен Араевич