Трактат «
Терумот
» подробно разбирает законы об этих двух родах возношений
.
Содержание
Термин
Слово «терума» происходит от слова
רום
— «поднимать», то есть для известной цели выделять нечто из большого количества; слово с течением времени приобрело характер технического термина для обозначения обязательного или добровольного дара в пользу святыни и приставленных к ней людей
.
В Библии
Добровольные дары возношения, принесённые народом для
Скинии завета
после
исхода
из Египта, состояли из драгоценных металлов и разных материалов, употреблённых на устройство Скинии и всей её утвари (
Исх.
,
;
;
,
)
.
Равным образом и часть добычи, захваченная израильтянами в войне с
мидианитами
и распределённая между священниками и левитами, называлась возношением (
Чис.
и сл.)
.
Виды возношений
Обязательные дары возношения разделялись на следующие пять видов
:
1) дар возношения
полусикловый
(
Исх.
;
); он взимался со всех израильтян мужского пола, достигших совершеннолетия; y Нехемии (
Нех.
,
) он уменьшен до 1/3 сикла. Это разногласие повело к возникновению теории, будто цитата
Исх.
, явилась позднейшим добавлением к
Священническому кодексу
;
2) «
» (
) — возношение лепёшки из теста, предписанное к исполнению на том же основании, как и возношение с гумна (
Чис.
;
Нех.
);
3) от каждого мирного жертвоприношения (евр. «
шламим
»); грудина, правое бедро и одна из 10 хлебных лепёшек отделялись в виде возношения тому священнику, который совершал обряд жертвоприношения (
Лев.
); такие же возношения шли и при жертвоприношении
назорея
(
Чис.
,
);
4) возношение в пользу священников (
תרומת כהנים
); оно состояло из полевых, оливковых и виноградных плодов и вообще земледельческих продуктов, предназначенных в пользование священнику; их могли есть только священники и их домочадцы, ничем не осквернённые (
Чис.
;
Втор.
);
5) возношение десятины («
»); десятую часть десятины, которую получали
левиты
в своё пользование, они должны были отдавать священникам (
Чис.
). Ввиду того, что во Второзаконии об этом не упоминается, иудейская критическая школа полагала, что в последнем случае не делалось различия между священниками и левитами.