Кино про кино
- 1 year ago
- 0
- 0
Вайтвошинг (от англ. whitewashing , дословно — «побелка») — это явление, при котором, как правило, изначально героев, являющихся представителями этнического меньшинства, играют белые актёры.
По мнению социологов и других исследователей, данная практика является дискриминационной , потому что она лишает темнокожих актёров возможности проявить себя в кино еще на этапе кастинга. Наибольшее распространение такое явление получило в Голливуде . Сегодня под вайтвошингом стоит также понимать искажение изначальной расовой или национальной принадлежности персонажей, при котором все герои кино- или телефильма, телесериала или любого иного аудиовизуального или визуального контента по умолчанию являются представителями европеоидной расы.
Термин «вайтвошинг» происходит от английского whitewashing , что дословно переводится как «побелка». Фактически вайтвошинг в кинематографе в буквальном смысле является «отбеливанием» темнокожих персонажей: из-за расовых предубеждений темнокожих актёров намеренно не принимали на роль героев афроамериканского происхождения (в некоторых случаях применялся « блекфейс » — наложение специального грима на лицо белого актёра, чтобы он становился похожим на темнокожего, а также утрирование, стереотипизация их образов).
Одно из ключевых определений этого термина приводится в словаре Merriam-Webster, который обозначает вайтвошинг как «практику найма белых актеров на роли персонажей и героев иных рас» . Аналогичное значение приводится и в Collin’s Dictionary — «исполнение белыми актерами ролей, отражающих персонажей, которые относятся к этнической группе меньшинства, или продюсирование фильмов и пьес с использованием белых актеров, представляющих героев этнического меньшинства» . Так, на практике зачастую героев азиатского, арабского или иных происхождений, темнокожих персонажей играют белые актеры европеоидной расы. Актуальность проблемы вайтвошинга подтверждается и статистикой: так, по данным издания TheDailyBeast, в 2013 году лишь 16,7 % процентов из 174 фильмов, снятых американскими кинокомпаниями, демонстрировали представителей этнических меньшинств .
Вайтвошинг в актёрской среде появился ещё в 1910-х годах — его первым примером стал фильм 1915 года «Birth of a Nation», где белых актёров намеренно загримировали под темнокожих персонажей (таковыми они были по сценарию). Как отмечает американский исследователь и публицист Дэвид Шлоссман, зачастую белые актеры, исполняя роли героев другой национальности или расы, дополнительно стимулировали распространение расистских стереотипов в США . Как таковой термин whitewashing обрел современное значение лишь в 1990-х годах — первым в 1997 году его применяет американский исследователь Уилли А. Холл .
Вайтвошинг стал восприниматься как вид дискриминации и острая социальная проблема лишь в XXI веке. Как отмечают современные журналисты, в частности, Долорес Тирни из издания Independent UK , примеры вайтвошинга можно найти во многих фильмах: « Завтрак у Тиффани », « Хеллбой », «Завоеватель» и других . Внимание этой проблеме уделило в 2017 году и издание Huffington Post : журналистка Аманда Шеркер посвятила вайтвошингу статью, в которой назвала это явление «худшей привычкой Голливуда». По её мнению, если в начале XX века вайтвошинг был частью карикатуристики и элементом высмеивания, то современная киноиндустрия использует вайтвошинг как средство полного отрицания наличия в поп-культуре и кинематографе талантов, которые могли бы представить те этнические меньшинства, к которым они принадлежат .
Фактически широкая общественность обратила внимание на данную проблему весной 2016 года, после того как пользователи социальных сетей, в частности, Twitter , запустили хештег #StarringJohnCho . Их целью было привлечь внимание лидеров индустрии кинематографа к талантливым актёрам разного этнического происхождения, которые тоже могли бы сыграть главные роли в кино, а также желание обновить стереотипный образ белого мужчины, которому достаются престижные награды и кинопремии .
Помимо кинематографа, термин «вайтвошинг» может применяться для обозначения специфической формы государственной цензуры, подобно той, которая используется в романе Джорджа Оруэлла « 1984 ». Так, согласно информации энциклопедии « Британника », вайтвошинг в цензуре следует понимать как «преднамеренное сокрытие преступлений, скандалов или пороков власти путем предвзятого отношения или поверхностного расследования» . Такой принцип может использоваться для «осветления» действий правительства и умалчивания государственных преступлений или позорных поступков представителей власти.
Одним из примеров вайтвошинга можно назвать фильм «Завтрак у Тиффани», в котором героя японского происхождения играет белый актер Мик Руни, на лицо которого наложен специальный грим. Аналогичный пример можно встретить и в музыкальной драме « Вестсайдская история », где актриса Натали Вуд исполняет роль пуэрториканки Марии. Как отмечает американский правозащитник японского происхождения , вайтвошинг в кино «наносит удар по афро- и латиноамериканскому населению США, а также по азиатской общине, стимулируя предвзятое и стереотипное отношение к представителям иных рас и наций» .
Список из 25 фильмов с примерами вайтвошинга в современной киноиндустрии был опубликован изданием IndieWire . Его автором стал журналист Зак Шарф. В рейтинг попали такие картины, как « Одинокий Рейнджер », « Операция „Арго“ », « Драйв », « 21 », « Социальная сеть » и « Грань будущего ». По мнению автора списка, вайтвошинг — одна из важнейших проблем кинематографа XXI века, а к её развитию приложили руку такие актеры и актрисы как Том Круз , Анджелина Джоли , Энтони Хопкинс , Бен Аффлек , Джейк Джилленхол и другие . Это же издание также назвало фильм « Призрак в доспехах » не более, чем «расово-бесчувственным блокбастером», который, после громкого обсуждения в СМИ и многочисленных критических публикаций, имеет все шансы стать последним фильмом эпохи вайтвошинга .
Аналогичный рейтинг был составлен в 2017 году журналисткой Таней Гэримани, работавшей в то время новостным редактором издания Complex . В него вошли также 25 различных картин, начиная с 1937 года .
В 2017—2018 годах многие российские и зарубежные СМИ обратили внимание на экранизацию японской манги « Тетрадь смерти ». Одноименный телепроект был снят компанией Netflix и стал доступен для просмотра 25 августа 2017 года. Особое внимание этому фильму уделил журналист Дмитрий Куркин, опубликовавший на сайте издания Wonderzine статью «Голливудское отбеливание: „Тетрадь смерти“ как первая жертва вайтвошинга». По его мнению, вайтвошинг в этой адаптации проявился в том, что всех персонажей, которые по своему происхождению являются азиатами, создатели картины искусственно превратили в белых американцев :
Нетфликсовская экранизация всемирно известной манги попала под огонь критики ещё на стадии кастинга: продюсеров фильма, перенёсших действие истории из Японии в Сиэтл и заменивших подавляющее большинство азиатских персонажей американцами, обвинили в «отбеливании». Тема «whitewashing» не первый раз всплывает в заголовках, однако «Тетрадь смерти» с её разгромной прессой и вызывающе низкими рейтингами на IMDB и Rotten Tomatoes , похоже, войдёт в историю как первая настоящая жертва борьбы против бездумной локализации и ущемления интересов актёров азиатского происхождения .
Не обошёлся без критики и обвинений в вайтвошинге и боевик « Доктор Стрэндж », вышедший на экраны в 2016 году. Роль Старейшины в нём исполнила актриса Тильда Суинтон . Являясь белой британкой, она играла персонажа, который в первоисточнике был тибетцем. С критикой такого решения создателей фильма выступил обозреватель портала Inverse Эрик Франциско, подчеркнув, что проблематика вайтвошинга стала как никогда актуальна на фоне недавних фильмов .
Подробный анализ вайтвошинга как социального и дискриминационного явления провел журналист Андреа Меродеадора. Вайтвошингом он называет «стирание цветных персонажей, людей из медиа-пространства». Игра актеров в данном случае является не более, чем обманом зрителей, так как исполнители ролей просто притворяются «цветными людьми» . Журналист в некоторой степени даже расширяет понятие вайтвошинга: это явление он рассматривает не только как политику отбора актеров, но и как создание вымышленного мира, который зрители видят в кинокартине и в котором отсутствуют представители иных, кроме белой, этнических групп.
Исследователь ЛейЛани Нишим на примере фильмов « Из машины » и « Облачный атлас » указывает , что вайтвошинг можно обнаружить и в современном научно-фантастическом кино.
В советском кинематографе таким примером является фильм « Сказ про то, как царь Пётр арапа женил », в котором Владимир Высоцкий играл «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала , эфиопа по происхождению.
Большинство как российских, так и зарубежных СМИ признают проблему вайтвошинга не только актуальной и острой, но и достойной обсуждения и разрешения. Тем не менее, не все журналисты относятся к ней однозначно: так, автор под никнеймом Not This Fucking Johnny, работающий кинообозревателем на портале Redrumers, называет борцов с вайтвошингом «клоунами», воспринимая их как «толпу», которая гонится за очередным модным веянием и трендом .
С неоднозначным отношением к проблеме вайтвошинга выступает и журналист Financial Review Питер Треджир. Вспоминая фильм «Вестсайдская история», Треджир уточняет, что, несмотря на исполнение белой актрисой героини латиноамериканского происхождения, аудитория всё равно переживает её судьбу и её невзгоды. Таким образом, по мнению автора материала, несовпадение актера и этнической принадлежности его персонажа не наносит урона зрительскому восприятию сюжета фильма и тому идейному посылу, который он в себе несёт, той проблематике, которая заложена в него создателями .
В противовес вайтвошингу нередко приводится блэквошинг. Такие обсуждения нередко можно встретить на различных форум-платформах .
С критикой вайтвошинга выступает и журналист Men’s Health Kazakhstan Карим Кадырбаев. Вайтвошинг он приравнивает к борьбе за толерантность и равноправие; в совокупности с ними он, упоминая церемонию вручения премии «Оскар» в 2017 году , приходит к мысли, что значимые картины, например, « Ла-Ла-Ленд », проигрывают более слабым, то есть « Лунному свету », лишь по той причине, что последние никого не оскорбляют и являются толерантными идеалами «фестиваля терпимости» .