Interested Article - Поучение верноподданного
- 2021-05-16
- 1
Поучение верноподданного , также Поучение Каирсу — древнеегипетское литературное произведение жанра «поучения» (sb 3 jt) , созданное в эпоху Среднего царства (сер. XIX — сер. XVIII века до н. э.) при ранней XII династии . Одно из немногих древнеегипетских произведений, чьё авторство принято считать установленным — визирь Каирсу . Текст поднимает вопрос сплочённости и правильных отношений между различными слоями общества .
Источники
Первая часть текста обнаружена на заупокойной стеле казначея Сехетепибра (назван в честь Аменемхета I ) возле Абидоса . Стела датируется временем правления фараона Аменемхета III и сегодня выставлена в Египетском музее Каира (CG 20538) . Текст произведения начинается с середины стелы после перечисления многочисленных титулов казначея (строки 8-20 из 26) .
Произведение пользовалось в своё время популярностью, переписывалось. Сохранились 69 копий (3 папируса , деревянная дощечка, 65 остраконов ) эпохи Нового царства или позже , которые объединил и перевёл Жорж Позенер . Из восстановленных частей определилась вторая часть произведения, где говорится об отношении элитарного класса к рабочим.
Описание
«Поучение верноподданного» принято разделять на две части: восхваление власти фараона, призыв к уважению рабочих и труда.
Начинается обращением «к детям» с поучительной речью . Стиль текста со стелы Сехетепибра выдержан в форме официального гимна, превозносящего фараона, описывающего вселенскую борьбу Маат (порядка) и Исфет (хаоса). Фараон называется Ка , дающим жизнь, при этом, слова kA (Ка) и kA.w (питание) использованы для образности, игры слов . Речи восхваляют и превозносят правителя, который несёт большýю ответственность за государство, но также напоминают об этическом выборе общества . Эта часть оканчивается предупреждением:
Нет гробницы для бунтующего против Его Власти .
Вторая часть говорит о необходимости простых рабочих, труда, без которого не построить благосостояния:
Плуг не пашет сам по себе… У плохого пастуха — мало рогатого скота .
Оканчивается осуждением лени.
Содержание является оптимистичным, в противовес пессимистичным произведениям, например, « Пророчеству Неферти », где описывается период упадка, нестабильности и необходимости переустройства общества.
Автор
Имя автора оставалось неизвестным до открытия летом 2005 года граффити в гробнице № 13.1, принадлежащей номарху XI династии Ити-иби (-икер), в Асьюте с указанием имени мудреца Каирсу (kyjr-s(w)) . Имя Каирсу (Каирес) переводится « Сотворённый (фараоновым) Ка » и относится к периоду Древнего царства , однако нет свидетельств о существовании такого визиря . Его имя упомянуто среди других выдающихся мудрецов в папирусах Честера Битти (IV verso) . Вероятно, «Поучение верноподданного» было приписано авторству Каирсу для придания вековой значимости, как проделывалось с древнеегипетскими поучениями « Кагемни » и « Птаххотепа » .
См. также
- Поучение Мерикара
- Поучение Хети
- Повесть о красноречивом крестьянине
- Поучения Птаххотепа
- Наставление визиря
- Пророчество Неферти
Примечания
- / Дани А. Х. и Моэн Ж-П. — История человечества. — UNESCO, 2003. — Т. 2. III-е тысячелетие до н.э. - VII век до н.э.. — 606 с. — ISBN 9234028112 .
- ↑ Stephen Quirke. . — John Wiley & Sons, 2014. — С. 166. — 280 с.
- Институт востоковедения (Академия наук СССР), Институт Африки (Академия наук СССР). Восток // Наука. — 1994. — № 1-3 . — С. 112-117 .
- ↑ Toby Wilkinson. 3. The Loyalist Teaching // . — Penguin UK, 2016. — 384 с.
- ↑ / Parkinson R. B. — The Tale of Sinuhe and Other Ancient Egyptian Poems, 1940-1640 BC. — Oxford University Press, 1998. — С. 235-245. — 298 с. — (Oxford world's classics).
- ↑ Verhoeven, Ursula. (нем.) // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. — 2009. — № 136 . — С. 87-98 . 17 июня 2017 года.
- ↑ Allen, James P. . — Middle Egyptian Literature: Eight Literary Works of the Middle Kingdom. — Cambridge University Press, 2014. — С. 155-160. — 458 с. 20 января 2019 года.
- Antonio Loprieno. . — BRILL, 1996. — С. 388. — 726 с.
- Fredrik Hagen. . — New Kingdom Ostraca from the Fitzwilliam Museum, Cambridge. — BRILL, 2011. — С. 25. — 124 с.
- Posener, Georges. L'Enseignement loyaliste: sagesse égyptienne du Moyen Empire. — Женева: Librairie Droz, 1976.
- Małgorzata Kajzer, Łukasz Miszk, Maciej Wacławik. . — Cambridge Scholars Publishing, 2016. — С. 36. — 152 с.
- Parkinson R. B. Poetry and Culture in Middle Kingdom Egypt: A Dark Side to Perfection. — Continuum, 2002. — 393 с.
- ↑ Brunner Hellmut. Altägyptische Erziehung. — Otto Harrassowitz Verlag, 1991. — С. 34, 154. — 200 с.
Литература
- Wilkinson, Toby. 3. The Loyalist Teaching // Writings from Ancient Egypt. — Penguin UK, 2016.
- The 'Loyalist' Teaching // The Tale of Sinuhe and Other Ancient Egyptian Poems, 1940—1640 BC. — Oxford University Press , 1998. — с. 235—245.
- Posener, Georges. L’Enseignement loyaliste: sagesse égyptienne du Moyen Empire ( фр. ). Geneva: Librairie Droz, 1976.
- Allen, James P. The Loyalist Instruction // Middle Egyptian Literature: Eight Literary Works of the Middle Kingdom — Cambridge University Press , 2014—458 с. — с. 155—160.
Ссылки
- 2021-05-16
- 1