Крещение Святым Духом
- 1 year ago
- 0
- 0
«Беседа разочарованного со своим духом» [ источник не указан 1693 дня ] (также «Беседа разочарованного со своим Ба » , «Разговор разочарованного со своим духом» , «Разговор разочарованного со своим Ба» , «Спор разочарованного со своей душой» ) — условное название в науке древнеегипетского философского произведения (текст папируса № 3024 Берлинского музея ) , написанного в жанре поэтического диалога. Датируется предположительно XXII—XXI веками до н. э. До наших дней дошли списки XX—XIX веков до н. э.
Записан иератическим письмом на папирусе Berlin 3024 XII династии , хранящемся с 1843 года в Берлинском музее . Первая часть текста не сохранилась и в современном виде состоит из 155 вертикальных колонок . Утерянное начало составляло не менее 14 строк. Строки (1) и (2) относятся к предыдущей речи Ба, и их смысл из-за отсутствия контекста практически непонятен .
В одной из элегий человек жалуется душе на одиночество (« Видишь, моё имя ненавистно »; вариант перевода — « Моё имя смрадно »). Также собеседник ба отмечает ужасающее падение нравов и нивелирование ценностей современным ему обществом (« Кому открыться мне сегодня? »). «Разочарованный» прославляет смерть и всё, что с ней связано, воспринимая её как долгожданное освобождение от нестерпимых земных тягот (« Мне смерть представляется ныне /…/ исходом из плена страданий »). В произведении утверждается, что, тот, кто перейдёт в царство мёртвых , сможет обрести статус божества, которое будет творить «возмездие за зло», что указывает на архетипическое отношение древних египтян к загробному миру.
Что касается реплик ба, то они во многом созвучны философическим и нравственным концепциям, высказанным в « Песне Арфиста », другом значимом поэтическом произведении Древнего Египта. Ба возражает последнему утверждению «разочарованного», отмечая неизвестность за пределами жизненного исхода человека. Те пирамиды и гробницы, на строительство которых у людей уходят многие годы, со временем превратятся в прах и рассыплются. Ба советует получать сиюминутные радости жизни и полностью отказаться от тягостных и губительных размышлений о дальнейшей судьбе и о том, что произойдёт с человеком после окончания жизненного пути.
«Беседа разочарованного со своим Ба» считается древнейшим дошедшим до нас письменным источником, посвящённым обсуждению проблемы самоубийства .
Диалог состоит из 24 песен- элегий , названных по рефренам , которые их замыкают.
Произведение представляет соединение трёх основных стилей древнеегипетской литературы: прозу, симметрично выстроенную речь и лиричную поэзию .
Художественная форма диалогического произведения, по мнению египтологов-литературоведов, повторяет формы погребальных заплачек , канон которых сформировался в древнеегипетской литературе ещё до создания «Спора». Также текст лиричен, поскольку в нём присутствуют ярко выраженные черты индивидуальности поэта, акцентирована глубина и тонкость его душевных переживаний и поисков. Возможно, это произведение отражает становление поэтической индивидуальности в древнеегипетской литературе, формирование личного самосознания авторов поэтических текстов.