Interested Article - Правда и Кривда
- 2020-01-25
- 1
«Правда и Кривда» — древнеегипетская аллегорическая сказка периода XIX династии ( Новое царство ) , около 1292—1191 годы до н. э. .
Источник
Сохранилось частично в копии из Дейр эль-Медины на папируса Честера Битти II (экспонат EA10682 в Британском музее ) .
История записана в 11 строках recto и 4 строках verso. Начало отсутствует, в первых четырёх строках много пропусков , но общий сюжет возможен для реконструкции .
Переводами сказки занимались Алан Гардинер (1935) , И. Г. Лившиц , А. Теодоридес .
Сюжет
Правда несправедливо обвинён в краже своим младшим братом Кривдой и потому ослеплён богами в наказание. Кривда приказывает слугам бросить Правду львам на съедение. Но слуги сжалились и отпустили Правду, а Кривде сообщили, что исполнили наказ. Правду обнаруживают у подножья холма слуги знатной дамы, которая назначает его своим привратником. Очарованная красотой Правды, дама предлагает ему стать её мужем , но спустя время охладевает к нему и возвращает на позицию привратника .
Вскоре у жены Правды родился сын, который с возрастом проявил способность к наукам. Одноклассники мальчика дразнили его безотцовщиной, и мальчик спросил у матери про своего отца. Узнав, что им является слепой слуга у дверей, мальчик поинтересовался, кто с ним так поступил, чтобы отомстить обидчику. И рассказал Правда сыну всё, что с ним приключилось. Отправился тогда сын Правды искать Кривду, чтобы отомстить за отца. Мальчик попросил пастуха Кривды постеречь своего быка, пока он какое-то время будет в городе. В его отсутствие Кривда увидел быка и повелел заколоть его для него. Мальчик узнал об этом и вместе с Кривдой пошёл к судьям, которые когда-то судили спор обоих братьев. Он назвал себя сыном Правды, а Кривда ответил :
— Как жив бог Амон и как жив фараон , — да будет он здоров и благополучен, — если кто найдёт Правду живым, пусть ослепят меня на оба глаза и сделают привратником в доме Правды!
Мальчик привёл своего ослеплённого отца, и Кривда был наказан так, как он сам назначил себе в своей клятве. Так отомстил сын за оскорбление своего отца, а справедливость восторжествовала .
Произведение
Сказка возникла под влиянием мифов об Осирисе , Горе и Сете . Кривда причиняет страдания брату Правде, подобно тому как Сет убивает своего брата Осириса; сын Правды, как и Гор, сын Осириса, мстит за отца . Советский египтолог И. С. Кацнельсон считал, что сказка представлена в сжатой форме (значит, могла существовать развёрнутая версия) и занимает промежуточное положение между мифом и сказкой .
Гиперболические описания сначала Кривды, стремящегося оболгать брата, затем сына Правды определяют судьбоносность и неотвратимость справедливости для героев сказки . Литературный образ страдающего Правды тесно связан с религиозным образом земледельческого бога умирающей и воскресающей природы . Позднее мотив заимствован другими народами . Похожая хурритская сказка рассказывает о бессердечном богаче Аппу, которому бог солнца даёт двух сыновей — Благого и Злого .
См. также
- Миф о Горе
- Сказки принца Сетны (Сетна II)
- Повесть о двух братьях
- Правосудие в Древнем Египте
- Обличение поселянина
Примечания
- ↑ Miriam Lichtheim. Ancient Egyptian Literature. — University of California Press , 2006. — Т. II: The New Kingdom. — С. 211. — 264 с. — ISBN 9780520248434 .
- ↑ . Trismegistos Texts . www.trismegistos.org. Дата обращения: 23 сентября 2018. 23 сентября 2018 года.
- (англ.) . British Museum . Дата обращения: 23 сентября 2018.
- ↑ Сказки и повести древнего Египта / Перевод и комментарии И. Г. Лившица. — Л. : Наука , 1979. — С. 170. — 288 с. — ISBN 9785458231572 .
- M. L. Bierbrier. The tomb-builders of the pharaohs. — , 1989. — 166 с. — ISBN 9789774242106 .
- ↑ Мачинцев Г. Сказка о Правде и Кривде. — Мифы и сказки Древнего Египта. — М. : ПКФ "ОЮ - 92", 1993. — 208 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-86197-001-7 .
- Юрий Павлович Францев, Юрий Павлович Францев. У истоков религии и свободомыслия. — Издательство Академии наук СССР , 1959. — С. 328. — 594 с.
- John Gwyn Griffiths. The conflict of Horus and Seth from Egyptian and classical sources: a study in ancient mythology. — Liverpool University Press , 1960. — С. 83. — 204 с.
- Colleen Manassa. Imagining the Past: Historical Fiction in New Kingdom Egypt. — OUP USA, 2013. — С. 24, 63. — 360 с. — ISBN 9780199982226 .
- John A. Wilson. The Culture of Ancient Egypt. — University of Chicago Press , 2013. — С. 264. — 385 с. — ISBN 9780226148229 .
- В. И. Авдиев. История Древнего Востока. — Рипол Классик, 2013. — С. 298. — 702 с. — ISBN 9785458243131 .
- Анна Николаевна Маркова. Культурология: История мировой культуры. — Russia, 2009. — С. 53. — 498 с. — ISBN 9785466004120 .
- История всемирной литературы в девяти томах / Отв. ред. Бердников Г. П. , Виппер Ю. Б. . — М. : Наука, 1983. — С. 121. — 592 с.
- K. S. B. Ryholt. The Story of Petese, Son of Petetum and Seventy Other Good and Bad Stories (P. Petese). — Museum Tusculanum Press, 1999. — С. 87. — 162 с. — ISBN 9788772895277 .
Литература
- Мифы народов мира: энциклопедия / Гл. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1. — С. 427.
- Толстогузов П. Н. Литературные интерпретации народной сказки о Правде и Кривде. — Интерпретация литературного и культурного текста: традиция и современность : межвузовский сборник научных статей. — , 2004. — С. 90. — 135 с.
- 2020-01-25
- 1