Interested Article - Никколо Пизано

Никко́ло Пиза́но (около 1220 — между 1278 и 1284) — архитектор и скульптор Проторенессанса , основатель школы итальянской скульптуры. Отец скульптора и архитектора Джованни Пизано .

Биография

Дата рождения Никколо Пизано не известна. Родился в Апулии . В архивах Сиенского собора назван сыном Пьетро из Апулии. Возможно учился в местных мастерских, работавших для двора императора Фридриха II — центра распространения классических традиций . Вероятно, около 1245 года он переехал в Тоскану и работал в Кастелло дель Императоре в Прато . Предполагается, что изображение львов на портале замка выполнено Пизано. «Голова девушки», которая экспонируется в Риме в Палаццо Венеция , также считается работой Пизано тосканского периода.

Позднее Пизано переехал в Лукку . На фасаде собора Святого Мартина им были выполнены рельефы «Рождество», «Поклонение волхвов» и «Снятие с креста» (северный тимпан ). В Пизе скульптор обосновался между 1245 и 1250 годами. Здесь родился его сын Джованни. В документах с этого времени упоминается как Никколо Пизано .

Кафедра баптистерия в Пизе (деталь): Благовещение и Рождество и Поклонение волхвов

Около 1255 года Пизано получил заказ на кафедру для баптистерия в Пизе . Работу выполнял с несколькими помощниками, среди которых были Арнольфо ди Камбио и Лапо ди Ричевуто. Эта первая подписанная скульптором работа считается одним из его шедевров, в ней Пизано удалось сочетать библейские сюжеты и мотивы классического позднеримского стиля. По сообщению Вазари , Пизано изучал римскую скульптуру времён Августа , её сильное влияние чувствуется в кафедре пизанского баптистерия. Шестиугольное сооружение из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора опирается на арки, вырезанные в виде готического трилистника, поддерживаемые высокими колоннами. В углах арок расположены фигуры четырёх основных добродетелей (из них самая известная — аллегория Силы в образе обнажённого Геркулеса ), Иоанна Крестителя и архангела Михаила . Вероятно скульптор был вдохновлён триумфальными арками, которые видел в Риме во время поездок в Остию . Так же, как и на пизанской кафедре, скульптуры Триумфальной арки Константина венчают капители колонн, а балюстрада декорирована рельефами. На рельефах изображены сцены из жизни Христа: Благовещение и Рождество , Поклонение волхвов , Принесение во храм , Распятие , Страшный Суд . Рельефы кафедры, за исключением Распятия и Страшного Суда , отражают его знакомство с изображениями на древнеримских саркофагах из Кампосанто . Причём Пизано использовал при работе и технологии античных мастеров. В то же время скульптор переосмыслил классические образы в христианском ключе, наполнив новым содержанием. В основе композиции Распятие лежат византийские образцы, известные по изделиям из слоновой кости, Страшный Суд трактован в духе французской готики . Первоначально рельефы из каррарского мрамора для придания бо́льшей выразительности были окрашены.

Между 1260 и 1264 годами Пизано завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором (англ.) . Он увеличил высоту баптистерия и увенчал его системой из двух совмещённых куполов: полусферического и усечённого конического. Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо Пизано, Джованни, в 1277—1284 годах. В 1264 году Пизано был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Он, безусловно, разработал проект ковчега, но его вклад в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален. В 1265 году скульптор уже работал над кафедрой для Сиенского собора. Восьмиугольная кафедра (завершена в ноябре 1268 года) похожа на пизанскую, но бо́льшего размера и декорирована более роскошно. Её многофигурные рельефы, на тему спасения и Страшного суда , несут печать влияния французской готики. В работе над этой кафедрой Пизано помогали его сын Джованни, Лапо ди Ричевуто, Арнольфо ди Камбио и другие мастера.

Примечания

  1. Handley, Marie Louise. от 16 июня 2010 на Wayback Machine // The Catholic Encyclopedia . Vol. 11. New York: Robert Appleton Company, 1911
  2. Giorgio Vasari — The Lives of the Painters, Sculptors & Architects, Volume 1

Литература

на русском языке
на других языках
Источник —

Same as Никколо Пизано