Interested Article - Алтарь Сан Висенте

«Алта́рь Сан Висе́нте» ( порт. Painéis de São Vicente de Fora ), также «Алта́рь св. Винсе́нта» , «Панно́ св. Винсе́нта» или «Поли́птих свято́го Винсе́нта» ( порт. Políptico de S. Vicente de Fora ) — полиптих из двух центральных панно и четырёх боковых створок, созданный около 1450 года (по последним данным одна из наиболее допустимых дат — 1445 год) португальским художником Нуну Гонсалвешем . Наиболее значимое произведение живописи Португалии эпохи Возрождения , один из шедевров европейского Ренессанса .

Описание

«Алтарь св. Винсента» Гонсалвеша является единственным произведением живописи Португалии причисленным к европейским шедеврам XV века . Основываясь на зарубежных источниках, Т. П. Каптерева определяла время творческой деятельности живописца между 1450—1472 годами и датировала создание алтаря 1465—1467 годами .

Полиптих был обнаружен в 1882 году в монастыре Сан-Висенте ле Фора и изображает различных представителей Португалии XV века (членов королевского дома, рыцарей, духовенство, монахов, мореплавателей, рыбаков, включая известных современников Гонсалвеша), поклоняющихся святому . На створке «Реликвия» представлен раввин с раскрытой Торой в руках.

На всех шести картинах изображено 60 фигур . Исследователи закрепили за створками и панно определённые названия (слева направо): две левые створки «Монахи» ( Frades ) и «Рыбаки» ( Pescadores ); левое панно — «Инфант» ( Infante ), правое панно — «Архиепископ» ( Arcebispo ); две правые створки: «Рыцари» ( Cavaleiros ) и «Реликвия» ( Relíquia ) .

Панно св. Винсента, Национальный музей старинного искусства , Лиссабон

Полиптих состоит из шести частей (досок): двух центральных панно (220 х 128 см.) и четырёх боковых створок (220 х 64 см.) . Жозе де Фигейреду ( José de Figueiredo ), автор первой фундаментальной монографии о единственной известной сохранившейся работе Гонсалвеша, приводил другие размеры (слева направо): I створка «Монахи» — 220 х 61 см., II створка «Рыбаки» — 220 х 57 см., III панно «Инфант» — 220 х 124 см., IV панно «Архиепископ» — 220 х 125 см., V створка «Рыцари» — 220 х 57 см., VI створка «Реликвия» — 220 х 61 см. В настоящее время по месту хранения в Лиссабоне в Национальном музее старинного искусства каждая часть помещена в отдельную раму. Техника живописи смешанная: темперная и масляная на деревянной основе (дубовые доски). Копии находятся в других музеях Португалии.

Согласно указанию Каптеревой, много сил реконструкции «Алтаря Сан Висенте» Нуну Гонсалвеша посвятил Алмада Негрейруш .

Гипотезы исследователей

Жозе де Фигейреду называл панно «Поклонение святому Винсенту» ( Adoração de S. Vicente ) и определял период творческой деятельности Нуну Гонсалвеша 1450—1471 годами . Фигейреду полагал, что после его многолетних исследований ни одна картина XV века не изучена столь скрупулёзно и не идентифицирована столь тщательно и ясно как панно Гонсалвеша в его публикации . Однако через 15 лет после выхода этого труда, в 1925 году, была опубликована работа Жозе Сарайвы ( José Saraiva ), автор которой выдвинул гипотезу о том, что фигура святого Винсента не является главной на картине португальского мастера . Сарайва придерживался версии о том, что главной фигурой двух центральных панно следует считать дона Фернанду, святого инфанта , сына Жуана I , а полиптих представлял, вероятно, пышное чествование этого героя, погибшего за отчизну мученической смертью. С того времени названия «Поклонение святому Винсенту», «Алтарь Сан Висенте» и «Алтарь св. Винсента» или «Полиптих святого Винсента» обрели определённую условность. В 1927 году Вержилиу Коррейя ( Correia Vergilio ) разделил исследователей согласно их мнениям о главной фигуре на три основные группы: винсентистов , фернандистов и приверженцев точки зрения, согласно которой центральной фигурой всех панно считается инфанта дона Катарина , дочь короля Дуарте I . Винсентисты полагали, что на панно представители разных слоёв португальского общества поклоняются святому Винсенту, покровителю Португалии и Лиссабона. Фернандисты выдвинули версию о том, главной фигурой панно является святой патрон Лиссабона, олицетворяющий собой инфанта Фернанду , «погибшего заложником в 1443 году в марокканском городе Фесе и причисленного к лику святых» . Несмотря на это, всё-таки представляется допустимым и логичным считать в качестве центральной фигуры патрона Лиссабона святого Винсента .

Генрих Мореплаватель на панно «Инфант»
Генрих Мореплаватель на панно «Рыцари»

Фигейреду идентифицировал Генриха Мореплавателя , инфанта дона Энрике, как человека, одетого в траур с экстравагантным головным убором на панно «Инфант» . Однако в настоящее время имеется альтернативная версия, согласно которой Генрих Мореплаватель изображён на коленях с молитвенно сложенными на груди руками на первом плане панно «Рыцари».

Также как и в случае с инфантом Энерике, идентификация изображённых лиц затруднена, единое мнение по этому вопросу у учёных отсутствует. Иными словами, по этому поводу ведётся острая полемика . Разные исследователи под одним и тем же портретным образом могут подразумевать различных исторических личностей. Ранее предполагалось, что полиптих был создан между 1470 и 1480 годами. Не так давно согласно исследованию Жорже Филипе де Алмейды ( Jorge Filipe de Almeida ) датировка сместилась к 1445 году. Алмейда также полагает, что алтарь изображает не поклонение св. Винсенту, а символические похороны инфанта дона Педру, герцога Коимбры . При этом некоторые авторы расценили выводы Алмейды как лишённые научной обоснованности, научных доказательств.

Примечания

  1. , с. 477, 478.
  2. , с. 106.
  3. , с. 477.
  4. , с. 102.
  5. , с. 103.
  6. .
  7. , с. 105.
  8. , p. 155.
  9. , Глава 4. От первых буржуазных революций до современности, с. 370.
  10. , p. 5.
  11. , p. 11.
  12. .
  13. , с. 478.
  14. , p. 97—98.
  15. , с. 109.
  16. , p. 16.

Литература

  • Каптерева Т. П. // : Искусство эпохи Возрождения : в 6 т. / Под общ ред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга . — М. : Искусство , 1962. — Т. 3. — С. 475—483. — 66 500 экз.
  • Каптерева Т. П. Глава 2. Эпоха расцвета // Искусство Португалии / Татьяна Павловна Каптерева. — М. : Изобразительное искусство, 1990. — С. 102—116. — 400 с. — 30 000 экз. ISBN 5-7117-0369-2 .
  • Correia V. Iconografia de S. Vicente : [ порт. ] / Correia Vergilio // Terra Portuquesa : Revista illvstrada de arqveologia artistica e etnografia. — 1927. — Vol. V, no. 42 (dezembro). — P. 97—121.
  • Figueiredo J. de. : [ порт. ] / José de Figueiredo. — Lisboa : Typ. do Annuario Commercial, 1910. — 158 p. — (Arte Portuguesa Primitiva).
  • Saraiva J. Os Painéis do Infante Santo : [ порт. ] / José Saraiva. — Leiria : Tipografia Central, 1925. — xxiv, 256 p.

Ссылки

  • (порт.) . Dicionário infopédia da Língua Portuguesa . Porto Editora. Дата обращения: 24 мая 2020.
Источник —

Same as Алтарь Сан Висенте