Interested Article - Тёрнер, Нат
- 2020-02-20
- 2
Нат Тёрнер , также встречается вариант Те́рнер ( англ. Nat Turner , 2 октября 1800 — 11 ноября 1831 ) — американский чернокожий раб , возглавивший восстание рабов в штате Вирджиния 21 августа 1831 года, в результате которого погибло 60 белых людей и по меньшей мере 100 чернокожих , — крупнейшее число погибших в одном восстании до Гражданской войны в США в южной части Соединённых Штатов.
Тёрнер собрал сторонников в Саутгемптоне, штат Вирджиния. Впоследствии он был признан виновным, приговорён к смертной казни и повешен , после чего с его тела была содрана кожа . Американское правительство казнило 56 чёрных рабов, обвинённых в участии в восстании Тёрнера, ещё двести чернокожих были избиты и убиты белыми ополченцами. В Вирджинии и других южных штатах государственными органами были приняты новые законы, запрещавшие получение образования рабами и свободными неграми, ограничивавшие свободу собраний и другие гражданские права свободных чёрных, а также были приняты постановления об обязательном присутствии белых чиновников на богослужениях чернокожих.
Ранняя жизнь
Неизвестно, имел ли Нат изначально какую-либо фамилию. При рождении его владелец, Самуэль Тёрнер, записал лишь его имя, хотя, возможно, он имел фамилию в рядах рабов. В соответствии с общепринятой практикой белые обращались к нему по фамилии его владельца , и эта практика была перенята историками. Нат мало знал о своём происхождении: его отец, как считалось, сбежал, когда он сам был маленьким, и больше о нём ничего не было известно. Ребёнок оставался на воспитании своей бабушки по отцовской линии, известной как Старая Бриджит, которая также была в рабстве у Самуэля Тёрнера. Она происходила из — народа, проживавшего на территории современной Ганы , представителей которого часто продавали в рабство в Америку; их группы известны многочисленными восстаниями рабов. Она была захвачена в Африке в возрасте тринадцати лет и отправлена в Америку.
Нат провёл свою жизнь в округе Саутгемптон, штат Вирджиния, месте, населённом преимущественно чёрными.
С детства он отличался интеллектом, научился читать и писать в довольно раннем возрасте. Будучи глубоко религиозным, он часто постился, молился или был погружён в чтение историй из Библии. Его якобы часто посещали видения, которые он интерпретировал как сообщения от Бога. Эти видения значительно повлияли на его жизнь: например, когда ему было 22 года, он сбежал от своего владельца, но спустя месяц на него снизошло некое видение, после чего он добровольно вернулся. Он часто оказывал услуги баптистам , проповедуя Библию среди своих товарищей-рабов, которые прозвали его «пророком», и даже имел некоторое влияние на белых людей, например, он якобы сумел убедить некоего Этельреда Т. Брэнтли прекратить жить порочной жизнью .
К началу 1828 года Нат Тёрнер был уверен, что ему «предопределена какая-то великая цель в руках Всевышнего». Во время работы в поле своего владельца 12 мая он «услышал громкий шум в небесах», а затем якобы духа, который говорил с ним. Он был убеждён, что Бог дал ему задание «убить… врагов их собственным оружием» . Первыми соратниками Тёрнера стали четверо других рабов — Генри, Харк, Нельсон и Сэм.
В феврале 1831 года Тёрнер пришёл к убеждению, что определённые атмосферные явления были знаком того, что он должен начать подготовку к восстанию против рабовладельцев. 12 февраля 1831 года в штате Вирджиния наблюдалось солнечное затмение, и в этом он увидел очередное знамение — по его мнению, он видел руку чёрного человека, закрывшую солнце. Изначально восстание было намечено на 4 июля, День независимости, но было отложено для дополнительных обсуждений между Тёрнером и его последователями и в связи с его болезнью. 7 августа произошло ещё одно солнечное затмение, при котором появилось солнце голубовато-зелёного цвета (возможно, из-за попавшего при извержении вулкана Сент-Хеленс в атмосферу вулканического пепла). Тёрнер принял это в качестве окончательного сигнала, и спустя две недели, 21 августа, началось восстание .
Восстание
21 августа 1831 года началось восстание Ната Тёрнера. Первыми активными действиями стало освобождение нескольких доверенных рабов. Повстанцы перемещались от дома к дому, освобождая рабов и убивая их хозяев. Повстанцы в конечном счёте включали более 70 порабощённых и свободных чёрных.
Чтобы не привлекать внимание, повстанцы первоначально не использовали огнестрельное оружие и ножи , а убивали белых лишь топорами и тяжёлыми тупыми предметами. Восстание не разделяло жертв по возрасту или полу. Нат Тёрнер признался в убийстве лишь одной из жертв восстания — Маргрет Уайтхед, которую он убил ударом доски от изгороди .
До того как белые ополченцы смогли принять ответные меры, повстанцы убили 60 мужчин, женщин и детей . Они пощадили несколько домов бедняков, поскольку Тёрнер считал, что те живут не лучше негров . Тёрнер также считал, что революционное насилие будет служить пробуждению отношения белых к реальности рабовладельческого общества, которому присуща жестокость. Позже он заявил, что хотел распространить среди белых «ужас и тревогу» .
Поимка и казнь
Восстание было подавлено в течение двух дней, но Тёрнер скрывался до 30 октября, когда был обнаружен спрятавшимся в норе, покрытой досками от забора. 5 ноября 1831 года он был осуждён, признан виновным и приговорён к смертной казни через повешение. Приговор был приведён в исполнение 11 ноября в городе Иерусалим (ныне Кортленд), штат Вирджиния. После того, как Тёрнер был казнён, его тело обезглавили, с него содрали кожу и четвертовали.
Всего после восстания в мятеже в Саутгемптоне и связанные с ним преступления было обвинено 50 человек — 45 рабов, в том числе сам Тёрнер, и пятеро свободных чернокожих. Из 45 рабов 30 были осуждены — 18 из них были повешены, 12 получили помилование и были проданы властями штата, 15 оправданы. Из пяти свободных чернокожих, судимых за участие в восстании, один был признан виновным и повешен, остальные оправданы .
После казни Тёрнера Томас Раффин Грей, местный адвокат, опубликовал статью «Признания Ната Тёрнера», основанную на исследованиях, проведённых, пока Тёрнер был в бегах, и беседах с ним самим, проведённых с момента его ареста до суда. Ввиду скудности сохранившихся сведений эта работа является основным историческим документом о Нате Тёрнере, хотя некоторыми американскими историками её достоверность ставится под сомнение .
Образ Ната Тёрнера в художественной литературе и кино
Гарриет Бичер-Стоу опубликовала «Признания Ната Тёрнера» в качестве приложения к своему роману «Дред, или Повесть о великом злосчастном болоте» ( Dred, A Tale of the Great Dismal Swamp, 1856, русский перевод 1857). Дред, главный герой романа, — беглый раб и религиозный фанатик, который помогает другим беглым рабам и замышляет восстание. Он сочетает в себе черты Ната Тёрнера и Денмарка Весси .
Роман Уильяма Стайрона « Признания Ната Тёрнера » ( The Confessions of Nat Turner , 1967, Пулитцеровская премия за 1986 год, русский перевод 2005) содержит многочисленные картины жестокого угнетения рабов и ответного насилия во время восстания. Книга вызвала горячую полемику, обвинения автора в расизме и в попытке искажения образа реального исторического лица . В ответ на роман был опубликован коллективный сборник эссе «„Нат Тёрнер“ Уильяма Стайрона. Возражения десяти чёрных писателей» ( Willian Styron’s The Confessions of Nat Turner : Ten Black Writers Respond , 1968) .
Восстание Тёрнера показано в 5-й серии телефильма «Корни» ( Roots , 1977), снятого по одноимённому роману Алекса Хейли (1976) , что является анахронизмом , поскольку события в этой серии происходят в 1841 году, а восстание произошло в 1831-м. В самой книге, а также в новой экранизации (2016) упоминания о восстании относятся к 1831 году.
В 2016 году в США был снят исторический фильм « Рождение нации » ( The Birth of a Nation ) о восстании Тёрнера, чью роль играет Нэйт Паркер , который также является режиссёром и автором сценария .
Примечания
- Nat Turner // (англ.)
- Nat Turner // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий. — М.: Рус. яз., 1993. — 336 с. — С. 291
- Breen Patrick H. The Land Shall Be Deluged in Blood: A New History of the Nat Turner Revolt. Oxford University Press, 2015. — P. 98, 231.
- French Scot . The Rebellious Slave: Nat Turner in American Memory. Boston: Houghton Mifflin, 2004. — P. 278—279.
- ↑ Gray White, Deborah. Freedom on my mind: A history of African Americans. New York Bedford/St. Martin’s, 2013. — P.225
- Gray, Thomas Ruffin . The Confessions of Nat Turner, the Leader of the Late Insurrections in Southampton, Va. Baltimore, Maryland: Lucas & Deaver, 1831. — P. 7-9, 11.
- Gray, Thomas Ruffin , p.11.
- Allmendinger Jr., David F. Nat Turner and the Rising in Southampton County. Baltimore, MD, Johns Hopkins University Press, 2014. — P. 21-22, 97-98
- ↑ от 5 декабря 2016 на Wayback Machine // American Heritage. October 1973. Volume 24, Issue 6. Проверено 27 мая2016
- Wimbush Vincent L.; ed. Theorizing Scriptures: New Critical Orientations to a Cultural Phenomenon. Rutgers University Press, 2008. — P. 83-85.
- Gordon, III, Walter L. The Nat Turner Insurrection Trials: A Mystic Chord Resonates Today. Booksurge, 2009. — P. 75, 92.
- ↑ Злобин Г. Стайрон, Уильям. В кн.: Писатели США. Краткие творческие биографии. М., Радуга, 1990, с. 415.
- Fornal, Justin. . National Geographic (5 октября 2016). Дата обращения: 10 мая 2017. 20 декабря 2016 года.
- Kevin Cherry. от 31 мая 2012 на Wayback Machine Documenting the American South. University of North Carolina at Chapel Hill.
- от 3 апреля 2019 на Wayback Machine Ebony , October 1968.
- от 25 апреля 2017 на Wayback Machine Internet Movie Database.
- от 17 июня 2017 на Wayback Machine Internet Movie Database.
- от 30 сентября 2016 на Wayback Machine Internet Movie Database.
Литература
- Herbert Aptheker . American Negro Slave Revolts . 5th edition. New York: International Publishers, 1983 (1943).
- Herbert Aptheker. Nat Turner’s Slave Rebellion . New York: Humanities Press, 1966.
- Scot French. The Rebellious Slave: Nat Turner in American Memory. Boston: Houghton Mifflin. 2004.
- William Lloyd Garrison, от 1 мая 2006 на Wayback Machine
- The Liberator , (September 3, 1831). A contemporary abolitionist’s reaction to news of the rebellion.
- Walter L. Gordon III. The Nat Turner Insurrection Trials: A Mystic Chord Resonates Today (Booksurge, 2009).
- Thomas R. Gray, The Confessions of Nat Turner, the Leader of the Late Insurrections in Southampton, Va . Baltimore: Lucas & Deaver, 1831.
- William Styron, The Confessions of Nat Turner , Random House Inc, 1993, ISBN 0-679-73663-8
- Stephen B. Oates, The Fires of Jubilee: Nat Turner’s Fierce Rebellion . New York: HarperPerennial, 1990 (1975).
- Brodhead, Richard H. "Millennium, Prophecy and the Energies of Social Transformation: The Case of Nat Turner, " in A. Amanat and M. Bernhardsson (eds.), Imagining the End: Visions of Apocalypse from the Ancient Middle East to Modern America (London, I. B. Tauris, 2002), 212—233.
- Kenneth S. Greenberg, ed. Nat Turner: A Slave Rebellion in History and Memory . New York: Oxford University Press, 2003.
- Junius P. Rodriguez, ed. Encyclopedia of Slave Resistance and Rebellion . Westport: Greenwood Press, 2006.
- Ely, Mike. . Kasama Project. December 2007.
Ссылки
- Шумаков А.А. // Вестник Брянского государственного университета. – 2021. – № 4(50). – С. 133-144.
- Шумаков А.А. // Вестник Брянского государственного университета. – 2022. – №2 (52). – С.154-163.
- Шумаков А.А. // Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 3. С. 563-574.
- Шумаков А.А. // Historia Provinciae – журнал региональной истории. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 294-335.
- Baltimore: T. R. Gray, 1831 (англ.)
- . Africans in America, PBS (англ.)
- online edition (англ.)
- on the American Heritage (англ.)
- An independent feature film about the Nat Turner revolt (англ.)
- 2020-02-20
- 2