Салле, Дэвид
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́ Салле́ ( Marie Sallé ; 1707 — 1756 ) — французская артистка балета и балетмейстер XVIII столетия, ученица знаменитой танцовщицы Франсуазы Прево . Также брала уроки в Парижской Опере у Мишеля Блонди и у Клода Баллона .
Дочь акробата , племянница знаменитого арлекина Франциска Муайена , Мари принадлежала к известной артистической семье Муайен (фр. ) и с 11 лет выступала в ярмарочных театрах Парижа (в комических операх, пантомимах , дивертисментах), где была замечена знаменитой исполнительницей Франсуазой Прево . Под её руководством Мария Салле становится одной из ведущих танцовщиц Королевской Парижской оперы . Дебют состоялся в 1721 году в «Венецианских празднествах» Кампра .
В 1725 — 1727 гг. Мария была приглашена выступать в Лондоне ( театр «Линкольнс Инн Филдз»). В Англии Салле имела огромный успех в так называемых «пантомимах Джона Рича» (артисты балета показывали весёлую пантомиму в стиле комедии дель арте , а также разыгрывали сюжеты, почерпнутые из античной мифологии ).
Салле ещё несколько раз приезжала на работу по контракту в Лондон , где уже не просто танцевала в качестве примы, но и самостоятельно ставила балеты. Так, в 1734 году Салле поставила балет-пантомиму «Пигмалион», балет «Вакх и Ариадна».
В Лондоне Салле активно сотрудничает с самим Генделем . Для его опер «Орест», « Альцина », «Ариодант» Салле ставит все танцы. Ко второй редакции оперы « Верный пастух » («Il Pastor fido», первая версия — 1712) композитор добавил пролог, написанный специально «под» Салле — «Терпсихора».
Несмотря на признание за рубежом, Салле много выступает и на родине — в Королевской Парижской опере . Так, ей принадлежат ведущие партии в операх-балетах — « Галантная Европа » композитора Кампра , « Галантные Индии » Рамо , «Балет чувств». Много выступает она и в операх Ж. Б. Люлли , как и все французские оперы XVII—XVIII вв. включавших в себя балетные номера. Среди партнеров Антуан Бандьери де Лаваль .
В 1739 — 1752 гг. Салле — частый гость в Версале . Её приглашают выступать в придворных спектаклях: Людовик XV и его фаворитка маркиза де Помпадур — большие любители балета.
В своём творчестве Салле пыталась связать танец с действием, использовать танцевальные движения и мимику для раскрытия содержания спектакля. Основное внимание танцовщица уделяла не технике, а грации и осмысленности танца.
Нарушая принятые в балетах XVIII века условности, Салле выступала в «Пигмалионе» в лёгком, близком к античному одеянии и с распущенными волосами. Однако то, что оценили открытые для концепций и творческого поиска англичане, французские зрители встретили скорее настороженно. Эмиль Золя рассуждая об эволюции театрального костюма писал про неё: «Мадемуазель Салле, знаменитая балерина Парижской оперы, первой осмелилась появиться в „Пигмалионе“ без фижм , без юбки и корсета, в лёгкой кисейной тунике, с распущенными волосами и без всяких украшений на голове. Во Франции она натолкнулась на такие препятствия, на такую злую волю, что ей пришлось уехать в Лондон и там создать роль Галатеи. Позднее она пользовалась в Париже большим успехом» .
Мария Салле по праву считается одной из самых интересных и значительных фигур в истории балета XVIII столетия — недаром именно её называли Терпсихорой Франции.
Портрет Салле с обозначением года её дебюта ( 1721 ), написанный Гюставом Буланже по портрету кисти Ланкре , располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.