Interested Article - Этельвольд (король Восточной Англии)

Этельвольд ( др.-англ. Æþelƿald , "благородный правитель") был королём Восточной Англии , долгоживущего англосаксонского королевства, которое сегодня включает английские графства Норфолк и Суффолк . Он был членом династии Вуффингов , которая правила Восточной Англией из Рендлшема. Два кургана в Саттон-Ху , монастырь в Икене, кафедральный собор в Доммоке и порт Ипсвич - всё это находилось в непосредственной близости от Рендлшема.

Этельвольд жил во времена политических и религиозных потрясений в Восточной Англии. Все христианские короли до него умерли насильственной смертью, оказавшись не в состоянии защитить новообращенное королевство от нападений со стороны соседнего королевства Мерсия , возглавляемого королем-язычником Пендой . Этельвольд был последним племянником Редвальда , который правил Восточной Англией.

Этельвольд умер в 664 году, и на престол вступил Эльдвульф , сын его брата Этельрика. Сохранилось мало записей, относящихся к Восточной Англии, и почти ничего не известно о жизни или правлении Этельвольда. Он пришёл после своего старшего брата Этельхера , после того как Этельхер был убит вместе с Пендой в битве при Винведе примерно в 655 году. Во время своего правления, он стал свидетелем неудачных попыток Мерсии доминировать над своими соседями, после битвы при Винведе и убийства сына Пенды, Педы .

Он был последним королём, при котором в Англии сосуществовали христианские римские обряды с центром в Кентербери и кельтские обряды с центром в Нортумбрии . На синоде в Уитби в 664 году римские обряды были окончательно выбраны, и разделение церковей прекратилось. В 662 году Свитхельм , король Эссекса , принял христианство и был крещён в Рендлшеме при участии Этельвольда в качестве покровителя. Восточная Англия стала более тесно связана с Нортумбрией, Кентом и Фенами благодаря королевским бракам, таким как между Хересвитой из Нортумбрии и Этельриком из Восточной Англии.

Исторический контекст

Карта англосаксонских королевств, включая места, относящиеся к правлению Этельвольда

Возникновение королевства восточных англов

История Восточной Англии и её королей известна из Церковной истории народа англов , составленной монахом Бедой в 731 году, и генеалогического списка из Английской коллекции , датируемого 790-ми годами, в котором родословная Эльфвальда из Восточной Англии прослеживается на протяжении четырнадцати поколений до Одина .

Восточная Англия ( др.-англ. Eastengla rice ) была долгоживущим англосаксонским королевством, в котором существовало разделение на северную и южную части, соответствующие современным английским графствам Норфолк и Суффолк . Она была образована в V веке, после ухода римской власти из Британии в 410 году. Восток Британии был заселён в саксами и англами с континента. В течение V века группы поселенцев смешанного происхождения мигрировали в Фенские болота и вверх по рекам вглубь острова. От Беды известно, что люди, поселившиеся на территории, ставшей Восточной Англией, были англами, родом с территории, которая сейчас является частью Дании . К VI веку вдоль речных систем восточного побережья Восточной Англии также появились новые поселения, включая Дебен, Альд и Оруэлл . Поселенцы не были затронуты римской городской цивилизацией и имели собственную религию и язык . По мере того как всё большая часть региона попадала под их контроль, образовывались новые королевства. Окруженная морем, Фенами, крупными оборонительными земляными сооружениями, такими как дамба Дьявола, и широкими реками, которые отделяли её от остальной Британии, земля восточных англов в конечном счёте была объединена династией Вуффингов .

Редвальд и его преемники

Первым королем восточных англов, о котором известно больше, чем имя, был Редвальд, описанный Бедой как сын Титилы , чьим отцом был Вуффа , который правил примерно с 599 по 624 год. Согласно Беде, он был обращён в христианство при дворе своего сюзерена Этельберта I из Кента примерно в 604 году. Позже в период своего правления он стал достаточно могущественным, чтобы властвовать над несколькими англосаксонскими королевствами. В 616 году он победил Этельфрита из Нортумбрии и провозгласил новым королем изгнанного Эдвина . Считается, что он был похоронен на корабле среди великолепного множества сокровищ и символов королевской власти, которые были обнаружены под курганом 1 в Саттон-Ху , в Суффолке . Его сын Эорпвальд стал новыйм королём, но правил недолго, так как был убит вскоре после своего крещения язычником по имени Рикберт , после чего восточные англы вернулись к язычеству. После Рикберта стал королём Сигеберт , чьё христианское образование обеспечило восстановление христианства. Во время совместного правления Сигеберта и Эгрика была создана восточноанглийская епархия в Доммоке.

В 632 или 633 году Эдвин из Нортумбрии был свергнут и убит, а его королевство было разорено Кадваллоном ап Кадваном при поддержке Пенды из Мерсии . Затем мерсийцы ополчились на восточных англов и их короля Эгрика. В 640 или 641 году они разгромили армию Восточной Англии в битве, и Эгрик и его предшественник Сигеберт погибли.

Преемник Эгрика, Анна , который был известен своей набожностью и святостью своих детей, оказался неспособен защититься от вторжения мерсийцев в Восточную Англию. После нападения Мерсии в 651 году на монастырь в Кнобхересбурге Анна был сослан Пендой в королевство Магонсет . После его возвращения Восточная Англия снова подверглась нападению Пенды, войска Анны потерпели поражение, а он сам был убит. Во время правления его преемника Этельхера Восточная Англия была подчинена Мерсии. В 655 году, после битвы при Винведе , в которой Этельхер был убит, сражаясь вместе с Пендой, возникла новая политическая ситуация. Сын Пенды Педа , ранее уже правивший частью Мерсии, стал королём всей Мерсии, но год спустя он был убит. Смерть Педы нанесла серьезный удар по стремлениям Мерсии к господству над другими королевствами Англии.

Сфера Рендлшема

Королевская резиденция Рендлшем, указанная Бедой, подтверждает очевидную важность верховьев Дебена как центра королевской власти, продемонстрированную в более ранний период королевским кладбищем Саттон-Ху . Рендлшем, расположенный недалеко от Икена и монастыря Ботольфа , был в стратегически важном месте между реками Дебен и Альде, в верховьях Батли. Посвящение церкви Рендлшема святому Григорию предполагает её раннюю, возможно, первичную связь с королевской столицей, упомянутой Бедой. Если епископство Доммок находилось в Уолтоне, как утверждали монахи Рочестерского собора в XIII веке, то оно также непосредственно входило в сферу Рендлшема. Археологи обнаружили, что набережная Ипсвича , расположенная у брода в устье реки Оруэлл , в то время приобретала всё большее значение как центр морской торговли с континентом.

Происхождение, семья и вступление на престол

Этельвольд ( др.-англ. Æþelƿald , "благородный правитель") был членом династии Вуффингов, младшим сыном Эни и племянником Редвальда. Два его брата, Анна и Этельхер, правили до него по очереди.

Его восшествие на престол упоминается историком XII века Вильямом Мальмсберийском в Gesta Regum Anglorum.

Династические союзы прочно связывали королевство Этельвольда с христианским королевством Кент, где Сексбурга , старшая дочь старшего брата Этельвольда Анны, была королевой Эрконберта . Западная крепость Восточной Англии в Фенах принадлежала сестре Сексбурги Этельдреде и, как и Кент, крепость была привязана к Римской церкви. Существовала также важная связь с Нортумбрией: в 657 году Хильда основала монастырь Стреонешал (отождествляемый с Уитби ), который позже стал местом захоронения Эдвина и других нортумбрийских королей. Сестра Хильды Хересвита вышла замуж за младшего брата Этельвольда Этельрика примерно в 627-629 годах. Родословная Вуффингов .

Вехха
Вуффа
Титила
?
Редвальд
? Эни
?
Сигеберт Рэгенхер Эорпвальд Анна
Сэвара Этельхер Этельрик
Хересвита
Сексбурга Этельдреда Этельбурга Иурмин Эльдвульф
Эльфвальд


Правление

Христианство в Восточной Англии при Этельвольде

Королевство Восточная Англия в раннесаксонский период

Влияние кельтских обрядов в Восточной Англии было сильным ещё в то время, когда существовали монастыри Святого Фурсея и Святого Фойллана в Кнобхересбурге. Власть христианства всё ещё находилась в восточноанглийской епархии в Доммоке, подчинявшемся Кентербери . Святой Ботольф начал строить свой монастырь в Икене, на острове реки Альды, примерно в 653 году, в тот год, когда Анна был убит в битве при Булкампе.

Освиу успешно убедил Сигеберта II из Эссекса принять крещение, а Седд , ученик Эйдана, был переведён из Нортумбрийской миссии в Среднеанглийскую миссию при Педе , чтобы стать епископом Эссекса и вновь обратить народ. Седд построил монастыри в Тилбери на юге и в Итанкестере, где находился старый римский форт, на территории нынешнего Брэдвелл-он-Си, на северо-востоке Эссекса . Сигеберт II был убит своими собственными тэнами , и после него стал язычник Свитхельм . Седд убедил и его принять веру, и, согласно Беде, его крещение Седдом состоялось в Рендлшеме, в присутствии короля Этельволда.

Брачные союзы в Восточной Англии

В начале 660-х годов состоялись два важных брака. Эгфрит Нортумбрийский , пятнадцатилетний сын Освиу, женился на Этельдреде из Или , дочери Анны, которая была примерно на четырнадцать лет старше его и переехала жить к нему при его нортумбрийском дворе. Она оставалась девственницей для Христа во время своего первого брака. Она продолжала придерживаться этого решения как невеста Эгфрита, в результате чего он не мог рассчитывать на рождение наследника. Во время этого брака Этельдреда сохранила Или как своё собственное владение.

Тем временем Вульфер , брат Педы, вышел из безопасного убежища и был провозглашён королем Мерсии . Он не был христианином, но вскоре был обращен и впоследствии женился на Эрменхильде, дочери Эрконберта Кентского и Сексбурги. Вскоре после этого он основал монастырь Медешамстед, который позже стал известен как Питерборо , под руководством аббата Сиксвульфа.

Синод Уитби и смерть

После смерти Финана , епископа Линдисфарнского, Эльфрит из Дейры в сговоре с Вильфридом из Йорка , Агильбертом из Уэссекса и другими был полн решимости убедить Освиу править в пользу римского обряда в королевствах, над которыми он имел власть. Это дело обсуждалось в присутствии Освиу на Синоде в Уитби в 664 году, причём Колман, Хильда и Седд защищали кельтский обряд и традицию, унаследованные от Айдана, а Вильфрид выступал за римские обряды. Римские обряды были окончательно выбраны, и прежнее разделение церковных властей пропало. Те, кто не смог с этим смириться, включая Колмана, уехали.

В то время чума охватила Европу и англосаксонскую Англию. Среди её жертв были епископ Седд , архиепископ Деусдедит Кентерберийский и Эрконберт Кентский. Этельвольд также умер от неё в 664 году.

Примечания

  1. Warner, The Origins of Suffolk , p. 70.
  2. Lapidge, Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England , p. 154.
  3. Plunkett, Suffolk in Anglo-Saxon Times , pp. 25–26.
  4. Warner, The Origins of Suffolk , pp. 60–61.
  5. Warner, The Origins of Suffolk , p. 64.
  6. Warner, The Origins of Suffolk , pp. 66–67.
  7. Kirby, The Earliest English Kings , p. 52.
  8. Lapidge, The Blackwall Encyclopaedia of Anglo-Saxon England , p. 385.
  9. Plunkett, Suffolk in Anglo-Saxon Times , p. 82.
  10. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 62.
  11. Plunkett, Suffolk in Anglo-Saxon Times , pp. 100–101.
  12. Stenton, Anglo-Saxon England , pp. 80–81
  13. Warner, The Origins of Suffolk , pp. 110–13. See Kirby, The Early English Kings , p. 207 for a discussion of the problematic dating of the battle in which Ecgric was killed.
  14. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 63.
  15. Stenton, Anglo-Saxon England , p. 84.
  16. Yorke, Kings and Kingdoms , pp. 65–66.
  17. Plunkett, Suffolk in Anglo-Saxon Times , pp. 75–76.
  18. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 69.
  19. Bosworth, A dictionary of the Anglo-Saxon language ,
  20. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 68.
  21. William of Malmesbury, Gesta regum Anglorum Book 1, chp. 5, p. 89.
  22. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 37.
  23. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 66.
  24. Plunkett, Suffolk in Anglo-Saxon Times , p. 116.
  25. Stenton, Anglo-Saxon England , p. 121.
  26. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 48.
  27. Bede, , .
  28. Yorke, Kings and Kingdoms , pp. 66, 81, 111.
  29. Stenton, Anglo-Saxon England , p. 123.
  30. Yorke, Kings and Kingdoms , p. 80.

Литература

  • Bede, Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum , Ed. B. Colgrave and R.A.B. Mynors (Oxford 1969).
  • Plunkett, Steven. Suffolk in Anglo-Saxon Times. — Stroud : Tempus, 2005. — ISBN 0-7524-3139-0 .
  • A Dictionary of the Anglo-Saxon Language. — London : Longman , 1838.
  • West, S.E.; Scarfe, N.; Camp, R.J. (1984), Iken, St Botolph, and the Coming of East Anglian Christianity , vol. 35, Proc. Suffolk Institute of Archaeology, pp. 279—301
  • Kirby, D. P. The Earliest English Kings. — London and New York : Routledge, 2000. — ISBN 0-4152-4211-8 .
  • Lapidge, Michael. The Blackwall Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. — Oxford : Blackwell, 2001. — ISBN 978-0-631-22492-1 .
  • Plunkett, Steven. Suffolk in Anglo-Saxon Times. — Stroud : Tempus, 2005. — ISBN 0-7524-3139-0 .
  • Anglo-Saxon England. — New York : Oxford University Press, 1988. — ISBN 0-19-821716-1 .
  • Warner, Peter. The origins of Suffolk. — Manchester and New York : Manchester University Press, 1996. — ISBN 0-7190-3817-0 .
  • Whitelock, D. (1972). "The Pre-Viking Age Church in East Anglia". Anglo-Saxon England . Cambridge: Cambridge University Press. 1 : 1—22. doi : . S2CID .
  • William of Malmesbury . . — London : Bohn, 1867.
  • William of Malmesbury . : [ лат. ] . — London : Sumptibus Societatis, 1840. — Vol. 1. — P. –137.
  • . — London and New York : Routledge, 2002. — ISBN 0-415-16639-X .

Ссылки

  • (англ.) . Foundation for Medieval Genealogy . Дата обращения: 14 октября 2011. 11 февраля 2012 года.
Источник —

Same as Этельвольд (король Восточной Англии)